Любовь Ларькина
Конспект занятия по обучению грамоте «Закрепление пройденного. БуквыС-Ш. Звуки [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое развитие
Вид деятельности детей:, речевая, познавательно –исследовательская коммуникативная, игровая, продуктивная
Цель: закреплять умения детей находить звуки с,ш в словах
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Закрепление пройденного, БуквыС-Ш, Звуки [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Программное содержание. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Профилактика нарушений письменной речи. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Плоскостные изображения птиц, животных, теремка, карточки со слогами, магнитные буквы, магнитная доска, рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Жук-жу-чок».
Планируемые результаты: Уметь узнавать этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать со звуком С, знать, что звук Ш – всегда твёрдый глухой согласный звук. Уметь выполнять звуковой и слоговой анализ слов.
Уметь узнавать букву Ш, читать слоги, слова, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печать букву Ш.
Структура занятия
I Вводная часть Упражнение «Прилетели птицы». 3мин
II Основная часть 25мин
1. Работа по букварю
2. Работа по букварю
3. Упражнение «Украсим кактус».
4. Подвижная игра «Жук-жучок».
5. Упражнение «Волшебный мешочек».
6. Игра «Теремок».
III Заключительная часть 2мин
Длительность 30мин
Ход занятия
I Вводная часть. Упражнение «Прилетели птицы».
Совершенствование навыка составления и чтения слов с буквой Ш.
Воспитатель организует приветствие с детьми, сообщает им о начале занятия, помещает на магнитную доску плоскостные изображения птиц и около клюва каждой птицы карточку со слогом.
-Сегодня к нам прилетели птицы и принесли в клювах слоги.
Прочитайте их.
Д е т и. Ба, шу, миш, ша, ка, ка, шап, ка.
-Попробуйте составить из этих слогов слова и прочитать их.
Дети все вместе составляют слова, а потом читают их. В процессе
работы воспитатель убирает с доски изображения птиц.
Д е т и. Шуба, мишка, каша, шапка.
- Молодцы! Вы отлично выполнили задание, которое принесли вам птицы. Птицы благодарят вас за хорошую работу.
II. Основная часть.
1. Работа по букварю. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложении).
Воспитатель приглашает детей за столики и раздает им буквари.
- Посмотрите на доску. Давайте прочитаем пары слогов, слова и предложения на странице справа.
1-й р е б е н о к. Са-ша.
2-й р е б е н о к. Су-шу.
3-й р е б е н о к. Сы-ши.
4-й р е б е н о к. Ша-са.
1-й р е б е н о к. Шу-су.
2-й р е б е н о к. Ши-сы.
3-й р е б е н о к. Саша.
4-й р е б е н о к. Суша.
1-й р е б е н о к. Сушка.
2-й р е б е н о к. У Саши сушка.
3-й р е б е н о к. Каска.
4-й р е б е н о к. Маска.
1-й р е б е н о к. Миска.
2-й р е б е н о к. Каска — кашка.
3-й р е б е н о к. Маска — Машка.
4-й р е б е н о к. Миска — Мишка.
- Очень хорошо. Молодцы!
2. Работа в тетради. Развитие фонематических представлений (определение места звука в словах). Развитие навыков звукового анализа слов.
Воспитатель раздает детям тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
- Посмотрите на страничку слева. В нижней ее части задание на определение места звука в словах. Определите место этого звука в словах душ, кошка, шарф и раскрасьте соответствующий квадратик в светофорчике около картинки, а потом правильно раскрасьте картинки.
Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу.
- Посмотрите на верхнюю часть страницы слева. Вы должны
выполнить звуковой анализ слова шар и раскрасить кружки в схеме, а потом
раскрасить шар в такой цвет, который вам нравится.
Дети самостоятельно выполняют задание и комментируют его выполнение по просьбе воспитателя. Воспитатель может задать детям несколько вопросов
в ходе выполнения задания.
- Почему ты раскрашиваешь первый кружок синим карандашом,
Арина?
1-й р е б е н о к. Он обозначает твердый согласный звук [ш].
- Почему в твоей схеме два синих кружка, Витя?
2-й р е б е н о к. В этом слове два согласных твердых звука : [ш], [р]. (И т. п.)
Дети заканчивают работу, воспитатель оценивает ее, собирает тетради, убирает контейнер с карандашами.
3. Упражнение «Украсим кактус». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с]—[ш] в предложении).
- приглашает детей к доске, закрепляет на нем плоскостное изображение большого кактуса, рассыпает на столике картинки (сосулька, свеча, подсолнух, лиса, кошка, мышка, шар, лягушка, хлопушка, груша, Петрушка, Чебурашка) с приклеенными к ним «липучками».
- Давайте представим, что мы с вами попали в Мексику. Скоро Новый год. У нас нет елки, зато есть огромный кактус. Давайте украсим кактус предметами со звуком [ш] в названиях. Выбирайте картинку и начинайте ответ со слов: «Я повешу на кактус.»
Дети выполняют задание, украшают кактус игрушками, комментируя свои действия. - оценивает их работу и убирает пособия.
4. Подвижная игра «Жук-жучок». Координация речи с движением, развитие подвижности и общей моторики.
- приглашает детей в центр группового помещения и предлагает выполнить знакомое упражнение.
Жук-жучок, жук-жучок,
Перламутровый бочок,
Над полянкой жужжал,
Бегут по кругу друг за другом, жужжа, расставив руки,
как крылья.
Вдруг камнем упал Падают на ковер.
И улегся поспать Ложатся на спину, вытягиваются.
В цветок, как в кровать. Закрывают глаза.
5. Упражнение «Волшебный мешочек». Развитие тактильной чувствительности, умения узнавать буквы на ощупь. Формирование умения подбирать
слова на заданный звук.
- предлагает детям подняться, потянуться и поиграть в новую игру.
-У меня в руках «волшебный мешочек». Вы по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там одну букву, будете стараться узнать ее, а потом вспомнить слова, которые начинаются с этой буквы.
Дети по очереди выполняют задание. - оценивает их работу, а потом убирает «волшебный мешочек».
6. Игра «Теремок». Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа слов. Приглашает детей к магнитной доске и предлагает рассмотреть
и назвать картинки, расположенные на ней (носорог, мартышка, лиса, кошка,
слон, мышь).
-Теперь перечислите животных со звуком [с] в названиях.
(Носорог, слон, лиса.)
-Перечислите животных со звуком [ш] в названиях.
(Мартышка, мышь, кошка.)
Воспитатель помещает на доску плоскостное изображение теремка.
Воспитатель В этом трехэтажном теремке будут жить животные. На первый
этаж вы должны поселить тех животных, в названиях которых один слог, на
второй этаж — тех, в названиях которых два слога, на третий — тех, в названиях которых три слога. Я надеюсь, что вы будете работать дружно и не станете
мешать друг другу.
Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает им проконтролировать
друг друга. Затем воспитатель убирает пособия.
III Заключительная часть. Оценка работы детей.
дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Воспитатель оценивает деятельность каждого.