Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Разделительный мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : дать детям представление о мягком знаке, как
о разделительном знаке, формировать навыки
чтения слов с разделительным мягким зна-
ком; учить различать смягчающий и раздели-
112 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
тельный мягкий знак; продолжать работу над
звуко-буквенным анализом слов; развивать
фонематический слух, устную речь; формиро-
вать навык выразительного, осознанного чте-
ния; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: альбом, простые, красные, синие и зеленые
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство с буквой мягкий знак в функции
разделения (упражнение 1, с. 75).
Педагог: Рассмотрите картинки и прочитайте слова. (Кле-
новый лист, кленовые листья.) Найдите и прочитайте еще
раз слово с буквой мягкий знак. (Листья.) Между какими
буквами она стоит? (Между буквами Т и Я.) Произнесите
звук, обозначенный буквой Т. ([т'].) Какие два звука обоз-
начает буква Я? (Звуки [й] и [а].)
Буква мягкий знак, стоящая между согласной и гласной,
называется разделительный мягкий знак, потому что она
разделяет эти буквы. После разделительного мягкого знака
буквы Я, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
2. Чтение слов с разделительным мягким знаком
(упражнение 2, с. 75).
Педагог: Прочитайте пары слогов и слов. Сравните слоги
(слова) каждой пары между собой.
вя — вья пё — пьё ме — мье
тя — тья бё — бьё не — нье
Коля — колья
семя — семья
вю — вью
лю — лью
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 113
3. Закрепление навыка звукового анализа
(упражнение 3, с. 75).
Педагог: Нарисуйте звуковую схему слова вьюга.
Звуковой анализ слова вьюга педагог проводит вместе с детьми,
стараясь предупредить возможные ошибки.
4. Формировать навык дифференциации
смягчающего и разделительного мягкого знака
(упражнение 4, с. 75).
Педагог: Мягкий знак может выполнять две разные ра-
боты. Поэтому он называется по-разному — в зависимости
от вида работы, которую он выполняет. Прочитайте слова.
Подчеркните буквы, между которыми стоит мягкий знак.
Сделайте вывод.
смягчающий
пеньки коньки кольцо пальцы
разделительный
перья деревья пьеса копьё
вьюн обезьяна барьер гостья
Дети должны сделать вывод, что смягчающий мягкий знак стоит
между двумя согласными (или в конце слова, а разделительный
— между согласной и гласной. После разделительного мягкого
знака гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука.
II. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом. Закрепление навыка
дифференциации смягчающего и разделительного мяг-
кого знака (упражнение 5, с. 76).
Педагог: Прочитай текст. Ответьте на вопросы.
— Какую красоту принесла весна? (Этот вопрос требу-
ет ответа не только по тексту, но и из личного опы-
та и наблюдения детей).
— Куда забрался первый ручеек? Второй? Третий?
— Кто из зверей и насекомых спал всю зиму, а кто нет?
— Какие еще изменения жизни животных происходят
весной?
114 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
Педагог: Найдите в тексте слова с мягким знаком. Опреде-
лите, какой он — смягчающий или разделительный. Нари-
суйте схему предложения: Ручьи напоили деревья и кусты.
2. Закрепление навыка звуко-буквенного анализа
(упражнение 6, с. 76).
Педагог: Выполните звуко-буквенный анализ слова дере-
вья. Сосчитайте количество букв и звуков в этом слове.
Это задание дети выполняют самостоятельно.
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы (альбом, с. 76) и проверяет, на-
сколько правильно и точно дети усвоили материал заня-
тия.