Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [а]. Буквы А, а»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ №16.
Тема: Звук [а]. Буквы А, а.
Цель: познакомить детей со звуком [а] и буквой А.
Задачи:
Образовательные: формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения.
Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [а], Буквы А, а“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Предварительная работа: повторить с детьми стихи о гласных и согласных звуках, провести дидактические игры: «Составь предложение», «Подели слово на слоги», «Отгадай, какой это звук».
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы. Учебник Н. Жуковой «Букварь»; демонстрационные карточки с печатными буквами А, а; элементы букв А а; схемы звуков, слов, предложений; счётные палочки; пластилин, раздаточные листы.
Ход занятия:
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1. Беседа.
-Из чего состоят слова?
-Посмотрите на доску. Какие картинки вы видите (Арбуз, акула, автобус, аист, ананас, аптека, тигр.)
-Произнесите эти слова, чем они похожи?
-Какое слово лишнее? Почему?
2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ.
1. Создание проблемной ситуации.
-Прочтите по модели слово, которое я задумала (модель слова дом)
-Получилось много вариантов. А вот если бы слово было написано буквами, вы бы сразу его отгадали! Но мы не умеем читать.
2. Создание эмоционального фона занятия.
«Как хорошо уметь читать.»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
-Для чего нужно уметь читать?
-Что нужно знать, чтобы научиться читать?
-Кто из вас знает буквы?
-Кто немного умеет читать?
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
- Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы».
- На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а], познакомитесь с первой учебной книгой – Букварём.
4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Знакомство с Букварём.
Отгадайте загадку:
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем (букварь).
-Вы держите в руках книгу. Это ваша первая учебная книга.
-Как она называется? По Букварю учились читать ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. С помощью этой замечательной книги научитесь читать и вы.
-Рассмотрите обложку. Что вы видите?
- Для чего человек должен уметь читать?
-Вы знаете правила общения с книгой?
-Как вы думаете, какими руками можно брать книгу?
-Можно ли рисовать в книге?
-Как нужно переворачивать страницы?
-Чтобы быстро найти нужную страницу и не измять уголки, нужно пользоваться закладкой.
Книга будет вам благодарна, если у неё будут аккуратные, бережливые хозяева.
Изучение нового материала.
Фонетическая зарядка.
- Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).
- Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).
- Сейчас мы познакомимся с гласным звуком [а], узнаем, какими буквами обозначается этот звук. Откройте Букварь.
Знакомство с буквами А а.
- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).
- Эти буквы печатные. (показ букв в Букваре.)
Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая.
Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.
- Астра, азбука, айва
Начинаются на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
-На что похожа печатная буква А? (На ракету, на столбы,).
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
- Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
-Буква А, буква А –
Алфавиту голова.
Знает Саша, знает Света,
А похожа на ракету.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
1. Беседа по картинке в учебнике (с. 4-5).
- А теперь буква А зовет нас в гости. Где живет наша буква? (В Букваре)
Посмотрите на первую страницу Букваря. Обратите внимание, как широко открывает рот девочка при произношении звука [ а] .(каждый ребёнок произносит звук [ а] смотрит в зеркальце, отмечает, что он поётся – он гласный)
- Произнесите несколько раз звук [а]. Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а]. (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)
- Протяните звук [а]. Пропойте звук [а]. Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)
- Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)
- Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный. Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.
- Как в схеме мы будем обозначать звук [а]? (квадратик с чёрным кружочком посередине).
- Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а].
Обучение чтению.
На доске: А – а – а
(чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).
Чтение Букваря.
-Найдите в Букваре красную линию. Поставьте указательные пальчики на эту линию.
Учимся читать в строку букву а. Пальчик движется по горизонтали от красной линии.
Первым читает воспитатель, затем дети.
Посмотрите на вторую страницу Букваря.
- Что вы видите на картинке? (арка, аист, автобус, арбуз).
- На какой звук (букву) начинаются слова: арка, аист, автобус, арбуз?
- Ещё раз читаем букву а.
Работа над загадкой:
Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками в болото (Аист)
Как вы догадались, что это аист?
Что вам помогло не спутать аиста с цаплей?
Что вы знаете об аистах?
Где живёт аист?
Рассказ воспитателя.
Аисты – безголосые птицы. Разговаривают они друг с другом треща клювом.
Люди очень дорожат дружбой с аистом. Считается, если аист поселился на крыше, значит, в доме будет счастье.
Физминутка.
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой.
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
Звуковой анализ слова аист. Составление и запись предложения со словом аист, деление слова аист на слоги.
- Аист - слово или предложение? (Слово).
- Андрей запишет на доске слово «ааист» схемой. Все остальные работают за столом.
На доске схема:
(- Сколько слогов в слове «аист»? (Два).
- Какой первый слог? (А).
- Второй слог? (ист).
- Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.
На доске: схема
- Какой слог ударный? (Первый).
- Поставьте ударение на первый слог.
- Какой звук слышите в начале слова? ([а]).
- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, ударный).
- Как обозначим? (квадратик с чёрным кружочком посередине).
- Этот звук одиночный. Покажем на схеме.
На доске: схема
- Какой следующий звук слышите? ([и]).
- Какой это звук гласный или согласный? (гласный, потому что не встречается преграда).
Покажем на схеме этот звук.
На доске: схема
- Какой следующий звук слышите? ([с]).
- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).
- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- Как обозначим твёрдый звук?
- Этот звук сливается с другим звуком. Покажем на схеме этот звук.
На доске: схема
- Какой следующий звук слышится? ([т]).
- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).
- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- Как обозначим твёрдый звук?
- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук.
- Сколько звуков в слове «аист»? (4).
- Сколько согласных звуков? (2).
- Сколько гласных звуков? (2).
- Какой звук слышится в начале и в конце слова «аист»? (Звук [а], [т]).
-Что вы увидели на второй модели (Звук [а] заменён буквой а)
Игра на внимание «Найди букву Аа». - Сколько букв А а? (3).
Игра «Поймай звук»
Ловим хлопками звук [а] в начале слова. Автобус, репа, август, армия, аист, кукла, адрес.)
Ловим хлопками звук [а] в середине слова. Каша, мак, слон, макароны, тапки.
Ловим хлопками звук [а] в конце слова. Кошка, мышка, заяц, бумага, птица.
Молодцы!
6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
РАБОТА В ТЕТРАДИ. Печатание букв по точкам. Штриховка буквы.
Раскрасить рисунки – это задание на дом.
Упражнение в нахождении звука [а].
- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. ( Дети приводят пример: арбуз).
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. ( Дети приводят пример: флаг).
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. ( Дети приводят пример: черепаха).
Самостоятельная работа (по желанию).
- Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А.
- С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а.
Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда наклейками «Молодец!»).
7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какой звук изучили? (Звук [а]).
- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?
- Что вызывало затруднение? Почему?
- Какие новые слова узнали?
- Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).
- Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).
- С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв». (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).
- На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.
- Спасибо за урок! Молодцы!