Анфиса Гильфанова
Конспект занятия по обучению грамоте «В стране звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В стране звуков»
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Труд»
Цель:
Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить слова в стихотворении со звуком [з]; находить картинки со звуком [з].
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „В стране звуков“» размещена в разделах
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
• Продолжать учить определять количество слогов в слове.
• Закреплять графические образы букв.
• Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов.
• Продолжать учить соотносить звук и букву;
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, мышление.
• Развивать зрительное восприятие, фонематический и речевой слух.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, тренировать память детей стихами по изучаемой теме.
• Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, поощрять активность и самостоятельность.
Методические приё мы:
• Словесный (вопросы, объяснение).
• Наглядный (картинки, показ артикуляции).
• Игровой (Дидактические игры «Узнай звук», «Найди звук»).
• Практический (упражнения).
Материалы и оборудование: маленький клубок и большой клубок ниток, кукла, игрушка коза, картинки, резиновый молоток, раздаточный материал
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
(Дети заходят в группу из приемной, встают полукругом).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! Иснмесез!
Воспитатель: А как еще можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Воспитатель: Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Дети: Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
II. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки).
Воспитатель: Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
II. Мотивационная игра.
Воспитатель. Смотрите, ребята, кто пришёл к нам сегодня на занятие?
Дети. Кукла. Коза.
Воспитатель. Правильно. Послушайте внимательно забавное стихотворение. И скажите, как же зовут наших гостей?
У Зои своя коза
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
Воспитатель. Как зовут нашу куклу?
Дети. Зоя.
Воспитатель. Как зовут эту козу?
Дети. Егоза.
Воспитатель. Правильно, вы внимательно слушали стихотворение.
III. Введение в тему занятия.
Воспитатель. А какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении. Какой звук я в нём часто повторяла? Все должны были заметить! Нет, я не буду вызывать никого, пока все не услышат этот звук. Слушайте ещё раз и внимательно:
У Зои своя коза
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
Воспитатель. Вот теперь я вижу, что все услышали этот звук. Сейчас каждый из вас скажет мне на ухо, какой услышал звук, проходит на своё место и садится. (Быстро по одному, дети шепчут на ухо ответ). Очень интересно! Оказалось, что все вы услышали один звук – [з]. Только одни ребята этот звук мне сказали звонко, будто комарик пролетел: з-з-з, а другие пока ещё тихо его говорят. Робко. Я не буду называть этих ребят, мы сегодня на занятии все научимся этот звук произносить звонко, правда?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте попробуем!
Дети. (хором) з-з-з-з
Воспитатель. Очень хорошо! Теперь один первый ряд.
Дети. з-з-з-з
Воспитатель. А теперь только второй ряд.
Дети. з-з-з-з
Воспитатель. Прекрасно! Все ребята очень хорошо и звонко потянули звук [з].
1. Игра «Найди слова»
Воспитатель. Теперь внимательно послушайте стихотворение ещё раз и назовите мне те слова в этом стихотворении, в которых есть звук [з].
У Зои своя коза
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
Воспитатель. В каких словах вы услышали звук [з].
Дети. Зоя. Коза. Зовут. Егоза.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Я ещё раз прочитаю стихотворение, может вы ещё найдёте слова со звуком [з].
У Зои своя коза
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
Дети. Не знает.
Воспитатель. Правильно, ребята, вы были очень внимательными и услышали это слово со звуком [з]. Молодцы!
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
(бег на месте)
2. Игра «Найди звук»
Сейчас я вам прочту ещё раз весь стишок, а вы внимательно слушайте и, как услышите слово со звуком [з], так загибайте пальчик. Сколько пальчиков загнём, столько в этом стихотворении слов со звуком [з].
У Зои своя коза
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
Дети. Девять слов.
Воспитатель. У всех получилось девять слов?
Дети. Да.
Воспитатель. Молодцы! Значит, мы с вами нашли в этом стихотворении все слова со звуком [з]. Кто хочет рассказать стихотворение?
(3-4 ребёнка по желанию рассказывают стихотворение наизусть).
3. Игра «Поймай звук»
Воспитатель. А сейчас, ребята, я буду произносить звуки, а вы должны поймать (прохлопать) знакомый звук [з]
а, у, з, о, и, р.
Воспитатель. А сейчас буду произносить слоги, а вы должны поймать (прохлопать) слог со звуком [з]
ау, ра, за, ор, зи, ко, на.
Воспитатель. А сейчас я буду произносить слова, а вы должны поймать (прохлопать) слова со знакомым звуком [з]
рот, коза, роза, самолёт, замок, мама, игрушка, зал.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
4. Игра «Найди картинку»
(На ковре разложены картинки, в названии которых есть звук [з] и картинки, в названии которых нет звука [з]).
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами пройдём на ковёр и из ряда картинок выберем картинки, где живёт звук [з].
(Дети по одному идут на ковёр, выбирают картинку и садятся полукругом на ковре)
Все выбрали?
Дети. Да.
Воспитатель. А сейчас внимательно посмотрите на эти картинки, про себя тихо назовите их.
Дети. (по очереди называют свои картинки) Зайка. Зонтик. Зуб. Забор. Газета. Глаза. Грузовик.
Воспитатель. Молодцы! А почему никто не выбрал картинку с изображением самолёта, куклы, стола, перчатки, книжки, мячика?
Дети. В этих словах нет звука [з].
Воспитатель. Правильно, ребята. Конечно, в этих словах нет звука [з]. Молодцы!
5. Игра «Простукивай слог»
Воспитатель. Сейчас каждый по очереди подходит ко мне и простукает молотком слоги названия своей картинки. А как же мы определим слоги?
Дети. Мы разделим слово на части, на слоги.
Воспитатель. Правильно, ребята.
(Дети подходят по очереди к столу, простукивают резиновым молотком по столу количество звуков и проходят на свои места)
Дети. Зай-ка, зон-тик, зуб, за-бор, га-зе-та, гла-за, гру-зо-вик.
Воспитатель. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Ребята, как ещё узнать, сколько слогов в слове? Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.
6. Игра «Где стоит? Какой?»
Воспитатель. Ребята, у каждого на столах лежат картинки, в названиях которых имеется звук [з]. Вы должны определить место звука в этом слове, составить схему слова с помощью квадратиков и попытаться определить мягкий или твёрдый этот звук.
( На столах картинки: замок, ваза, гнездо, зайка, зубы, изюм, звонок, зонтик)
Дети. (составляют схему слова и дают ответы) В слове «замок» звук [з] стоит в начале слова, он твёрдый. В слове «ваза» звук [з] стоит в середине слова, он твёрдый. И т. д.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
IV. Итог занятия.
Мы выучили новое стихотворение. Мы научились читать это стихотворение так, чтобы хорошо услышать в нём звук [з], и нашли слова, в которых есть этот звук. Мы научились выбирать картинки, в названиях которых живёт звук [з].
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
- Кто сегодня занимался хорошо?
- А кто думает, что он сам сегодня очень старался?
V. Рефлексия.
- Ребята, в коробочках у вас лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если очень трудно - грустного.
- Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ!». Вы мне тоже сегодня на занятии очень понравились. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.
- До свидания! Сау булыгыз!