Ольга Кулакова
Конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте и формированию связной речи у детей с ОНР. (второй год обучения)
Фронтальное занятие с группой детей. (11 человек)
Проведено 11.04.2014 г.
ТЕМА: «В гости к солнышку».
ЦЕЛЬ: Совершенствование связной речи у детей с ОНР.
ЗАДАЧИ:
•Закрепление представлений о весне.
•Образование родственных слов от слова солнце.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Упражнение в звукобуквенном анализе и синтезе названия весеннего месяца – «март».
•Профилактика дисграфии.
•Составление слов из слогов.
•Чтение слов. Закрепление правила правописания «жи»-«ши», «ча»-«ща».
•Учить выделять четвертый лишний.
•Учить выделять ударный слог.
•Работа с деформированной фразой.
•Составление схемы предложения.
•Чтение рассказа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
•мяч;
•солнышко;
•картина «Весна»;
•картинки с изображением примет весны;
•карточки-схемы для звукобуквенного анализа слова март;
•подснежник с графическим изображением букв, наложенных друг на друга;
•ландыши на которых написаны слоги;
• карточки со словами: туча, лужа, зонтик, снежок и их изображения;
•туча;
•капельки со словами;
•плакат с корабликами, на которых слова;
•схемы – предложений;
•текст рассказа для чтения.
Оргмомент.
(Дети входят в группу, здороваются с гостями и встают в круг.)
Психогимнастика.
- Настал новый день.
- Я улыбнусь вам. А вы улыбнитесь друг другу и гостям.
- Пожелаем друг другу доброго утра,
а поможет нам это сделать мячик.
( Дети передают мяч по кругу и желают друг другу доброго утра:
«Доброе утро, Настя». «Доброе утро, Даша».)
- Сели на свои места.
Сообщение темы.
- Какого цвета наш мяч? (Желтого.)
- На что похож желтый мячик? (На солнце.)
- Сегодня мы отправимся в гости к солнышку.
- Вот оно!
Подбор родственных слов.
-Солнышко приготовило для вас задания. Заданий будет столько, сколько лучиков
на солнце.
-Первое задание:
подберите родственные слова к слову «солнце».
(Солнышко, солнечный, солнцепек (Что это, солнцезащитные очки, подсолнухи, подсолнечное масло).
- Молодцы! (Появился лучик.)
Припоминание примет весны.
- Какое сейчас время года?
(Сейчас время года весна.)
-Следующее задание от солнышка:
вспомните приметы весны.
- У вас на столах картинки, рассмотрите каждый свою и помогите весне украсить землю. Прикрепите свою картинку к большой картине (на доске) и расскажите о приметах весны
•(Весной солнце светит ярче. Весной появляются первые цветы.
•Весной с юга прилетают птицы. Весной появляются проталины.
• Логопед : «Что такое проталины?»
•Весной с крыш капают сосульки. Весной небо становится светлее.
•Весной на деревьях распускаются почки. Весной тает снег и бегут ручьи.)
- Молодцы! Вот еще один лучик. (Появляется еще один лучик у солнышка.)
Звукобуквенный анализ.
-Ветерок весенний дует, вертит,
в форточку влетел конвертик.
А в нем задание
от солнышка.
- Как называется весенний месяц зашифрованный в этой схеме слова. (Март).
- Назовите звуки в слове март по порядку. («М», «А», «Р», «Т»)
- Сколько всего звуков в слове март? (В слове март 4 звука.)
- Сколько гласных звуков в слове март?
(В слове март 1 гласный звук)
- Сколько слогов в слове март? (В слове март 1 слог)
- Какое мы знаем правило?
(Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
- Сколько согласных звуков в слове март?
(В слове март 3 согласных звука)
- Назовите первый звук в слове март.
(«М» - согласный, твердый)
- Назовите второй звук в слове март. («А» - гласный)
- Назовите третий звук в слове март. («Р» - согласный, твердый)
- Назовите четвертый звук в слове март.
(«Т» - согласный, твердый)
-Переверните карточку под № 2, обозначьте звуки буквами на ваших карточках. - Прочитайте слово. (Март).
Физкульминутка.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели
Бабочки летали
Крыльями махали
Дружно хлопнули 1, 2, 3, 4, 5
Надо нам букет собрать.
Раз присели, два присели.
В руках ландыши запели
Хорошо мы погуляли
И несколько не устали!
Профилактика дисграфии.
- А какой сейчас весенний месяц? (Апрель)
-Назовите цветы, которые появляются в апреле.
(Подснежники)
- А вот и подснежник, а на нем следующее задание.
-Какие буквы спрятались в подснежнике?
-Обведите и назовите их.
Дети выходят по одному, обводят и называют буквы. («К», «Т», «П», «Л», «У»)
- Молодцы! Вот и лучик.
Составление слов из слогов.
- Назовите третий весенний месяц.
(Май)
- Какие цветы появляются в мае?
(В мае появляются ландыши)
- У нас на поляне выросли ландыши, а лучик солнца на них написал слоги.
- Прочитайте слоги хором.
(Лу, жа, ра; ка, ша, ры)
-Какие слова можно составить из этих слогов? Дети подходят к доске, читают слова: лужа, жара, каша, шары.
- Молодцы!
Чтение слов.
- Посмотрите на картинку и прочитайте слова.
(Ту-ча, лу-жи, зон-тик, сне-жок)
- Какое правило мы знаем про слог «ЧА»?
- Какое правило мы знаем про слог «ЖИ»?
- Молодцы, правильно.
- Каждому слову соответствует картинка. Возьмите карточки под № 3, переверните, соедините слова с нужной картинкой.
- Какое слово не нравится весеннему солнышку? (Снежок.)
- Почему? (Весной снег тает.)
-Молодцы!
- Еще один лучик появляется у нашего солнышка.
Выделение четвертого лишнего.
Выделение ударно слога.
- Налетела туча и закрыла солнышко, пошел дождь.
-Посмотрите сколько капель дождя на ваших столах, переверните капельки, прочитайте слово, выделите ударный слог. (По-го-да, ударный слог «ГО»)
- Молодцы! Появляется лучик.
Работа с деформированной фразой.
-После дождя опять
выглянуло солнце,
и потекли ручьи.
А когда весной текут
ручьи, дети что любят
делать?
(Дети любят
пускать кораблики)
-Посмотрите, какие кораблики плывут.
-На них написаны слова, прочитайте.
- Из этих слов составьте предложение и прочитайте.
Составление схемы предложения.
- На какие вопросы отвечают слова–предметы?
( Слова-предметы отвечают на вопросы: «Кто?», «Что?»)
- Назовите слова-предметы.
(Весна, грачи)
- Как обозначают слова-предметы?
(Слова-предметы обозначают одной полоской.)
- На какие вопросы отвечают слова-признаки?
( Слова-признаки отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?»,«Какие?»)
- Назовите слова-признаки. (Теплая)
- Как обозначаем слова-признаки.
(Слова-признаки обозначаем волнистой линией)
- На какие вопросы отвечают слова-действия?
( Слова-действия отвечают на вопросы:«Что делает?»,«Что делают?»)
- Назовите слова-действия.
(Наступила, прилетели.)
- Как обозначаем слова-действия?
(Слова-действия обозначаем двумя полосками.)
- Составьте схему этого предложения
- Что вы составили?
(Мы составили схему предложения)
- С какой буквы пишется первое слово в предложении?
(Первое слово в предложении
пишется с большой буквы.)
- Как пишем слова в предложении?
(Слова в предложении пишем раздельно.)
- Что ставим в конце предложения?
(В конце предложения ставим точку)
- Назовите слово-помощник в этом предложении? («И»)
- Молодцы! (Появляется лучик)
Чтение рассказа.
- Последний лучик дает такое задание: прочитать эти предложения
-Что вы прочитали?
(Мы прочитали предложения.)
- Что можно составить из этих предложений?
(Из этих предложений можно
составить рассказ.)
- Как можно назвать рассказ?
(Весна. Наступила теплая весна.)
-Молодцы!
-Вот и все лучики появились у солнца
Итог.
- Вы выполнили все задания.
- Какие задания вы выполняли?
-Какие задания вам понравились?
Солнышко радо.
-И за хорошую работу на занятии оно дарит вам свои фотографии.
(Дается оценка деятельности каждого ребенка на занятии : «Даше, фотография солнышка, за то, что она правильно составила схему предложения. Артему – за то, что он первым выделил ударный слог. …»