Светлана Крюченкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [З]-[С], [З’]-[С’] в подготовительной группе детей с ЗПР»
▼ Скачать
Конспект занятия по обучению грамоте
с подгруппой детей (подготовительной)
компенсирующей группы (для детей с ЗПР).
Дифференциация звуков З -С, ЗЬ-СЬ
Цели: Закреплять правильное произношение звуков З, С, ЗЬ, СЬ, умение производить звуковой анализ слов со стечением согласных; совершенствовать дифференциацию звуков С – З, СЬ – ЗЬ. Развивать умение самостоятельно давать характеристику звукам. Совершенствовать фонематический слух. Упражнять в чтении открытых и закрытых слогов со звуками С, З. Развивать пространственную ориентировку.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Дифференциация звуков [З]-[С], [З’]-[С’] в подготовительной группе детей с ЗПР“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять правильное произношение звуков З, С, ЗЬ, СЬ в слогах, словах, предложениях;
- упражнять в делении слов на слоги;
-упражнять в составлении звуковых схем слова;
-упражнять в чтении открытых и закрытых слогов со звуками С, З.
Коррекционно-развивающие:
-совершенствовать фонематический слух, ориентировку в пространстве;
-совершенствовать дифференциацию звуков С – З, СЬ – ЗЬ
-развивать умение самостоятельно давать характеристику звуков С-СЬ, З-ЗЬ;
-развивать умение последовательно выделять звуки в словах, производить звуковой анализ слов со стечением согласных;
-развивать внимательность во время выполнения заданий;
- развивать умение слушать взрослого.
Коррекционно-воспитательные
-воспитывать интерес к занятиям;
-воспитывать положительную мотивацию на занятии; желание заниматься;
-воспитывать добрые отношения друг к другу и взрослому;
-воспитывать способность к распределению внимания, умение действовать по разному на определенные звуки;
-способствовать позитивному отношению к учебной деятельности.
Оборудование: буквенный фриз, опорная схема для характеристики звуков; сигнальные карточки синего, зеленого цвета на каждого ребенка; сухой бассейн и мелкие игрушки, в названии которых есть звуки З, С; две тарелки; магнитные буквы; магниты красного, синего и зеленого цвета; индивидуальные тетради; цветные карандаши.
I.Орг. момент.
Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»
Предложить детям повторить цепочки слогов: са-за–за, сы-зы-зы, са-са-за, су-зу-су.
После этого спросить: «Как вы думаете, с какими согласными звуками мы сегодня будем играть?»
II.Основная часть.
Характеристика звуков С, З; сравнение (с учетом возможностей детей педагог помогает).
Игра «Кто внимательнее». На звук З хлопнуть в ладоши, на звук С стукнуть двумя руками по столу. Педагог произносит:
-изолированно, чередуя звуки З,С
-слоги (за, зы, са, зу, со, су)
-слова (сок, зонт, сани, слон, нос, роза, заяц).
Игра «Сигнальщики». Если услышат слово с твердым звуком З - поднять синюю карточку, если с мягкими – зеленую.
Слова: забор, заяц, газета, зебра, земля, зонт, коза.
Игра «Сухой бассейн» + деление на слоги. Дети вытаскивают мелкие предметы, если в их названии есть звук С кладут на желтую тарелку, если звук З – на оранжевую. Далее отхлопывают слоги, определяют их количество.
Физкультминутка
Игра «Заяц-слон». На слово «слон», дети делают шаг в перед, на слово «заяц»- назад.
Чтение слогов. Справа - слева, наверху.
Дефектолог предлагает прочитать, выложенные магнитными буквами на доске слоги: слог в верхнем правом углу, в нижнем левом, в верхнем левом, в нижнем правом. Слоги: за, су, со, зы. Затем меняет местами гласные буквы с согласными и предлагает прочесть новые слоги по тому же принципу. Просит найти на фризе заглавную букву С, уточняет какие звуки она обозначает. Предлагает поставить букву в центре доски. Тоже с буквой З.
III.Работа в тетради. Составление звуковой схемы слов к картинкам. Определение места звуков З, С в слове. Звуковой анализ слова у доски при помощи магнитов. Остальные раскрашивают за столом.
Слова: лист, зонт
Итог занятия. Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии. Спрашивает, что запомнили, что понравилось.