Светлана Козлова
Конспект занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе «Секреты воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Это занятие разработано совместно с воспитателем старшей группы Копыловой Т. М. Занятие интересно тем, что помимо опытно-экперементальной деятельности, педагог дает логические задания, предполагающие логические умозаключения.
Конспект организованной учебной деятельности в группе для детей от 5 до 6 лет
ткізілеті кні, айы, жылы/число, месяц, год проведения: «___»___20___ ж. /г. Білім беру саласы/ Образовательная область/ : «Познание».
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Познание“ в старшей группе „Секреты воздуха“» размещена в разделах
йымдастырылан оу ызметінітрі/
/раздел организованной учебной деятельности/ : «Естествознание».
Таырыбы/ Тема/ : «Секреты воздуха»
Масаты/ Цель/ : ознакомление со свойствами воздуха.
Білімділікміндеті/ Образовательная задача/ : познакомить с понятием «воздух»; научит детей проводить простые опыты; сформировать представление о значении воздуха в природе.
Дамытушылыміндеті/Развивающая задача/ : развивать внимание, память, логическое мышление; развивать чувства эмпатии.
Трбиелікміндеті/ Воспитательная задача/ : воспитывать познавательный интерес; желание участвовать в опытно-экспериментальной деятельности.
діс-тсілдер/ методы-приемы/ : словесный, наглядный, игровой, практический.
Сздік жмысы/Словарная работа/ : воздух, опыт.
Крнекіралдар/ используемый материал/ : чашки с водой; стаканчики; веер; трубочки; салфетка бумажная; тканевые салфетки, книга, шапочки.
остілділіккомпоненті/ Билингвальный компонент/ : бесцветный- тссіз, colorless. безвкусный- дмсіз, tasteless, без запаха –иіссіз, odourlessн, воздух- ауа, air.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию, вы будете исследователями, и мы будем проводить опыты. Но прежде чем начать проводить опыты, давайте вспомним с вами о технике безопасности: Нужно работать аккуратно, не разбрызгивать воду, вытирать руки о салфетку, рабочее место должно быть опрятным. И что бы нам ничего не мешало нам нужно спрятать волос под шапочки, которые лежат у вас на столах. Ребята, оденьте шапочки.
Дети, все готовы? А что же мы будем исследовать, вы сейчас узнаете.
-Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто?
Правильно, ребята, там находится воздух. Вот сегодня мы будем его исследовать. (Билингвальный компонент/ : воздух- ауа, air).
Ребята, а вы видите воздух? (Ответы детей). Я тоже не вижу, но я знаю, что он вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». А почему мы его не видим? А что еще в нашей группе прозрачное?
Дидактическая игра «Классификация прозрачное и непрозрачное».
-А сейчас я предлагаю вам рaзделить карточки с прозрачными предметами и непрозрачными. Карточки с изображением прозрачных предметов в одну сторону, непрозрачные в другую.
Воспитатель раздает карточки каждому ребенку.
-Посмотрите внимательно на свою карточку. Подумайте к чему она относится к прозрачным предметам или не прозрачным.
А теперь у кого карточки с прозрачными предметами встают с левой стороны, а у кого карточки с непрозрачными предметами, справой стороны.
-Ребята проверьте детей, которые стоят напротив вас. У всех ли карточки с непрозрачными предметами здесь, и здесь с прозрачными предметами.
-Правильно дети раздали предметы?
-А хотите воздух увидеть?
Сейчас мы с вами проведем опыт.
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.
-Почему слетела салфетка (дети отвечают)
Вывод: - Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.
- Ребята, а вы хотите почувствовать, как движется воздух?-Ребята, возьмите веер и взмахните около своего лица. -Что вы чувствуете?-Почему возникла прохлада?-Откуда она возникла? (дети отвечают)
Вывод:-Значит, любое движение приводит в движение воздух.
Физминутка. Игра – Эмпатия.
Звучит релаксическая музыка.
-Ребята, выходите все на ковер. Сейчас я превращусь в зимнее дерево, а вы станете снежинками, спокойно лежащими на зимнем дереве.
-Вот подул легкий ветерок, снежинки слетели с дерева и закружились в воздухе, затем началась вьюга, и снежинки быстро завертелись в зимнем танце. Вот ветер успокоился, и снежинки опустились на заснеженную землю. А теперь снежинки полетели на свои места. И вы снова стали детьми.
Ребята, посмотрите на стакан.
- Как вы думаете, что в стакане? Говорите, нет ничего. Тогда давайте проверим, проведя опыт.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в чашку с водой. Стакан не наполняется водой.
-Что же не пускает воду в стакан? А теперь вы проведите этот опыт.
Возьмите стакан и плавно опустите его в воду. А теперь наклоните стаканчики. Что появляется в воде? Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воды. Что легче воды? Правильно воздух.
Вывод: воздух легче воды.
Дети давайте проведем еще один опыт. Детям предлагаются чашки с водой и трубочкой.
-Подуйте в трубочку. Почему появляются пузыри? А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Ребята, куда поднимаются пузыри? А почему они поднимаются наверх? Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? Правильно, бесцветный. ( Билингвальный компонент: бесцветный- тссіз, colorless.)
-Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? Правильно, безвкусный.
( Билингвальный компонент: безвкусный- дмсіз, tasteless).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? Правильно, без запаха. ( Билингвальный компонент: без запаха –иіссіз, odourlessн).
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
-Артем, что не имеет чистый воздух?
- Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый- на север, разгоняет облака Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.
Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
Только чистый воздух приносит пользу человеку и природе. Поэтому так важно беречь экологию нашей планеты.
-Ребята. А как вы вдыхаете воздух? (какой частью тела вы вдыхаете воздух) Вдохните воздух носом, и резко выдохните воздух изо рта. Что вы услышали? Оказывается, воздух можно услышать. Воздух может по- разному звучать. Давайте, это проверим, проведя опыт. Возьмите пузырек, приставьте его к нижней губе, и подуйте в горлышко- возникает звук. А теперь возьмите лист бумаги и подуйте на ребро листа, так, чтобы получился звук.
Вывод: воздух можно услышать.
Следующий эксперимент: приложите пальцы к горлу и произнесите любые слова. Чувствуете дрожание? Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем, и слышим, благодаря воздуху.
Вывод: воздух можно почувствовать.
-Сегодня мы с вами отлично поработали в лаборатории, многое узнали о воздухе.
-Так, что же мы сегодня с вами выяснили в нашей экспериментальной лаборатории?
А выяснили мы с вами, что воздух бесцветный, без вкусный, без запаха и мы можем его почувствовать и услышать. А как будет на казахском языке бесцветный, без вкусный, без запаха? Спасибо большое за помощь в проведении опытов. Вы настоящие ученые!