Елена Севостьянова
Конспект занятия «Плавание тел» в подготовительной группе в образовательной области «Познание. ФЦКМ»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 45 «Домовёнок» посёлка Монино
Щёлковского муниципального района Московской области
141170 Московская область, Щёлковский район, п. Монино ул. Авиационная д. 8
Конспект занятия НОД в подготовительной к школе группе.
ОО «Познание. ФЦКМ»
Вариант применения технологии ситуации.
Публикация «Конспект занятия „Плавание тел“ в подготовительной группе в образовательной области „Познание, ФЦКМ“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Тема: «Плавание тел»
(Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для
работы с детьми 4-7 лет». Тема 26)
Разработала и провела
воспитатель
Севостьянова Елена Николаевна
Март 2018г.
Вариант применения технологии ситуации в ходе НОД Познание. ФЦКМ.
Методическое пособие Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80с.
Тема 26: «Плавание тел»
Цель: Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.
Материалы:
Демонстрационный: миска с прозрачными стенками (аквариум, пластилин, кусочек деревянной ветки - палки, камешек, металлическая ложка, деревянная ложка, ракушка, стеклянная тарелочка (в данном случае – икорница, стеклянная фигурка, пластмассовое кольцо, картинка с изображением парохода.
Раздаточный: пластилин
Тип образовательной ситуации - открытие нового знания.
Ход занятия.
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Физминутка:
Речка (Выполняем движения по тексту.)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег чужой,
Нам захотелось домой.
И опять поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вот мы приплыли домой,
Здравствуй, наш берег родной!
- Любите вы играть в водоёме? А что вы любите делать? (плавать, нырять) А что значит – плавать? (умение держаться на поверхности воды) А с какими предметами вы любите играть у воды? (мяч, камешки, палки, лодочки)
А эти предметы плавают на поверхности воды или тонут? (одни плавают, другие тонут). А постарайтесь мне объяснить, что значит – утонут. (опустятся на дно, а не будут плавать на поверхности)
Когда вы берёте предмет, вы уверены, плавает он или тонет? А вот я не уверена. Хотите проверить свои знания? (да)
2. Актуализация знаний. (опытно-экспериментальная деятельность)
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о плавании тел на опытном уровне. Уточнить представление о том, что плавают предметы, которые легче воды.
Воспитатель приглашает детей пройти на демонстрационную площадку (присесть на стульчики, стоящие полукругом перед столом с демонстрационным оборудованием)
- Итак, с чем вы играете на воде? (камешки) Они тонут? (да) Проверяем. Аня, подойди, брось камешек в воду. Кидаем камешек в воду, он тонет. Это значит, что камешек тяжелее воды. А что ещё тяжелее воды? (пластилин, металлическая ложка, ракушка – дети по очереди подходят, бросают в воду один предмет. Стеклянная тарелочка опускается в воду боком, чтобы утонула) А что, по-вашему, легче воды? (часть ветки дерева – палка, деревянная ложка, бумага, пластмассовое кольцо)
Вывод: Правильно, деревянные, пластмассовые предметы легче воды, и они плавают на поверхности, а не тонут. А вот камешки, пластилин и металлические предметы тяжелее воды, и они тонут.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для поиска способа плавания неплавучего предмета.
- Ребята, а корабли, которые ходят по воде, про них можно сказать, что они плавают? Да. (показать картинку корабля) - А из чего сделан корпус этих кораблей? (из металла) Из тяжёлого металла. А вы можете мне сразу ответить, почему тяжёлый металлический корабль плавает, а не тонет? (.)
- Почему вы не можете дать мне точного ответа? (потому, что не знаем точно, с помощью чего он держится на воде)
4. Открытие нового знания. (опытно-экспериментальная деятельность)
Дидактические задачи: сформировать представление о способе плавания неплавучего предмета путём преобразования его формы;
закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам и проверю опытным путём»;
формировать опыт аргументации своего мнения.
- Как это можно узнать? (можно спросить у взрослого, можно посмотреть в книге, можно придумать способ самим и проверить на опыте) Какой способ вам больше нравится? (придумать самим)
Для того, чтобы придумать и проверить себя, я предлагаю вам вспомнить сказку про Иванушку, Алёнушку и Водяного. (на прошлом занятии дети на опыте в ходе сказочного сюжета наблюдали плавание тела в воде) - Помните, как Водяной спрятал Алёнушку под водой в своём царстве? Как Иванушка загадал Водяному загадку про плавание водолаза? (да) И Водяной не смог разгадать загадку и отпустил Алёнушку. Но потом попросил навестить его ещё раз, прийти к нему в гости.
Так вот, сегодня я предлагаю вам послушать продолжение этой сказочной истории.
Итак, в некотором городе, в родном нашем государстве жили были сестрица Алёнушка и её младший братец Иванушка. Алёнушка была красавица, да мастерица, любила шить-вышивать, да из пластилина лепить, а Иванушка уже ходил в школу, да учился на «отлично».
Вот пошли они как-то к речке погулять, порезвиться. Да решили переплыть на другую сторону реки, на противоположный берег.
Давайте-ка и мы представим, что мы на речке и покажем, как можем поплавать.
Физминутка: (встать возле стульчиков)
Тихо плещется вода, (показать плавные движения кистями – волны)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе облачки- овечки, (рисуем в воздухе)
Разбежались, кто куда. (руки вверх и машут в разные стороны.)
Мы из речки вылезаем, (погладить себя по плечам, рукам)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Продолжаем сказку.
Итак, переплыли наши ребята на другой берег. И вдруг река стала очень быстро разливаться, наполняться водой так, что родного берега уже не было видно, а ребята оказались на маленьком песчаном острове, окружённом со всех сторон водой, как в море. И переплыть его руками никак нельзя. Руки устанут и можно утонуть от бессилия.
Как вы думаете, чьи это проделки? А напустил столько воды вокруг детей, конечно, Водяной. Показался он из воды и говорит: «Ну, что? Попались теперь? Пошутили надо мной, обещали в гости приходить, а сами носу не кажете? Сидите вот теперь здесь. А я воды ещё больше напущу, да под воду вас и заберу насовсем». А сам под воду спрятался.
Загрустили ребята, закручинились. Но вот прилетает к ним птичка-невеличка, да чирикает так, что им понятно стало – помочь она им хочет. Говорит: «Я птичка маленькая, помочь вам могу только словом волшебным. Умею я что-то маленькое превратить в большое на 5 минуточек. Есть у вас с собой что-нибудь такое, на чём вы могли бы уплыть обратно?» А ребята говорят, что ничего у них с собой нет. Только Алёнушка, когда плыла через речку, зажала в руке кусочек пластилина, так с ним и приплыла. Но пластилин же не плавает. (Показать кусочек пластилина) Тогда Иванушка задумался, что можно сделать с пластилином, не зря в школе отличником был.
- Хотите помочь ребятам? Сможете? Давайте и мы подумаем, что можно сделать с пластилином, чтобы он плавал на поверхности воды. (слепить форму лодки и посмотреть, будет ли она плавать) Дети подходят к столу с заготовками пластилина на каждого. Воспитатель в процессе рассуждает с детьми, как пластилину придать форму лодки (заготовки в виде лепёшек, необходимо загнуть края и сделать «бортики». Лодочки должны быть «плоскодонками») Когда лодочки готовы, дети вместе с воспитателем проверяют их плавучесть на воде. Пластилин в форме лодочек стал плавучим.
Вот и наш Иванушка догадался сделать маленькую лодочку из пластилина и убедился, что она плавает на воде.
Обрадовалась и Алёнушка и положила к лодочке две сухие палочки, что нашла на берегу, чтобы они стали вёслами. А птичка-невеличка защебетала волшебным образом и маленькая лодочка превратилась в большую лодку с вёслами.
Поблагодарили дети птичку-невеличку, сели в лодку и благополучно доплыли до родного берега. А лодочка стала опять маленькой, такой, что помещалась в ладошке. С ней ребята и пришли домой, поставили на полочку и ещё долго вспоминали своё приключение. Тут и сказке конец. А кто слушал, да пришёл на выручку героям, молодец.
Итак, ребята, давайте попробуем сделать вывод.
Дети: Оказывается, если пластилиновому кусочку, который тяжелее воды, придать плавучую форму, например, лодочки, он станет держаться на поверхности воды, то есть плавать.
5. Включение «нового» знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить представление о возможности плавания предметов тяжелее воды с помощью придания им правильной формы.
Вы можете сказать, в чём вы на опыте убедились? ( наводящий вопрос: может неплавучий пластилин плавать) Да, если придать ему нужную форму.
А можете ли вы теперь ответить, как тяжёлый металлический корабль плавает (картинка? (Он сделан в виде плавучей формы) А какая это форма? (в виде лодочки – дно и бортики).
А давайте посмотрим на предметы, которые у нас участвовали в эксперименте в начале занятия, когда мы смотрели, какие из них плавают, а какие нет. Присмотритесь к ним и подумайте, есть ли среди них такие предметы, которые при нашем эксперименте утонули, но могут и не тонуть. (стеклянная тарелочка) Тарелочка у нас утонула, когда мы её опускали в воду боком. Но если её аккуратно положить на поверхность воды донышком, она будет держаться, то есть – плавать, потому что у неё плавучая форма – с донышком.
6. Осмысление.
А теперь подойдите ко мне и покажите, как же ходит теплоход по реке.
Теплоход (исходное положение - присесть на корточки)
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (руки впереди «корабликом», покачиваясь)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
Правильно, ребята. Теперь вы знаете, что неплавучие предметы тоже могут плавать, если им придать плавучую форму. А какие умения помогли вам сделать такой вывод? Умение экспериментировать, делать опыты и выводы. Понравилось вам делать опыт? Приятно самим что-то придумать и проверить, получится это или нет? (да) И я за вас очень рада.
Наше занятие закончено. Спасибо.