Инна Проскурякова
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Весна в степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев.
Материалы к занятию: телевизор с флешкой; макет парохода; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения соловья; два небольших куска ткани, одинакового размера.
Подготовка к НОД: перед началом НОД куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причем один – в расправленном виде, другой – туго свернутый.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ход НОД:
Макет парохода накрыт тканью.
Игра «Путешествие на пароходе»
- В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие.
- Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете)
- Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем сегодня мы отправимся в путешествие:
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?.
(Пароход)
Открыть макет парохода.
- Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать)
- Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт)
Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. Слайд 1 (Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн).
- Ребята, а вам интересно узнать куда мы плывем? Я предлагаю вам поиграть.
Игра «Посмотри и назови»
На столе карточки с изображением пейзажей и такие же слайды:
Северный полюс, тундра, тайга, смешанный лес, г. Москва, Австралия, Антарктида, степь, Америка. Дети, выбирая знакомые пейзажи, находят один незнакомый – степи.
- Мы с вами оказались в степи. Слайд 2 Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!
- Есть места, которые напоминают степь, там тоже нет деревьев, потому что там слишком долгая и суровая зима. Кто подскажет, что же это за место? Слайд 3 Правильно, ребята, это тундра.
- А почему же нет деревьев в степи? Ведь в степи лето длинное и жаркое. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрим наши кусочки влажной ткани. Один отрез ткани мы разложили, а второй свёрнут. Что с ними произошло? Какой из них высох?
- В степи очень мало дождей. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.
- На что похожи листья? Слайд 4 (На расправленную ткань)
- В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду. Слайд 5
- Весна – волшебное время в природе. Природа оживает и так же в степи, она зеленеет. Как вы думаете почему? Слайд 6 (В земле ещё много талой воды, земля ещё не просохла)
- А с приходом лета, наступает несносная жара и выпавших осадков не хватает, вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Слайд 7
- Как вы думаете, откуда степные растения берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.
- Как вы думаете, какие же животные живут в этих местах? (Травоядные)
- Раньше этих животных было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Слайд 8-10
- Но с освоением людьми степей, все больше места в степях стали занимать под поля, сады, пастбища, негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.
- В настоящее время в степи живёт очень много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Слайд 11-12 Живут они в норах, которые находятся глубоко под землей, ведь там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.
Физкультминутка «Мыши»
выполняется 2 – 3 раза
Вышли мыши как-то раз шагаем на месте
Посмотреть который час! повороты вправо-влево
Раз! Два! Три! Четыре!
Мыши дёрнули за гири! наклоны вперёд 2 раза
Вдруг раздался страшный звон! махи головой от плеча к плечу
Побежали мыши вон! бег на месте
- В степи, как и у нас, сейчас весна. А как мы узнали, что пришла весна? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны)
Давайте вспомним весенние месяцы. Какой первый месяц весны?
Первый месяц весны – март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором. Слайд 13
- За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется)
- Какой следующий месяц идет за мартом?
- В апреле весна уже полностью вступает в свои права. Неслучайно прозвали этот месяц снегогоном. Слайд 16 Скажите, о чём говорит нам это название? (В апреле солнце растопляет последние остатки снега)
- Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка). Весенние воды очищают землю, пробуждают её ото сна. И там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Кто подскажет какие? Подснежники. Слайд 17
- В апреле возвращаются перелётные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т. д.) Слайд 19
- А какой же последний месяц весны? (Май)
- Правильно. Май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Слайд 21-23
- Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран, уже успели свить себе гнезда и начинают петь на все лады)
- Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц)
- На этой чудесной песне наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождёмся прихода весны. Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода)
Итог занятия
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- О каких животных вы узнали во время нашего путешествия?
- А что вам понравилось? (Выслушать ответы всех детей)