Ольга Болотнова
Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшей группы на тему «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по образовательной области «познание» на тему : «Перелетные птицы»
Программные задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ для детей старшей группы на тему „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.
Познакомить с понятиями насекомоядные и водоплавающие птицы.
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Формировать умение вести диалог с воспитателем.
Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры.
Побуждать детей интересоваться смыслом слов и словообразованием (насекомоядные, водоплавающие).
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Развивать зрительную память детей.
Активизация словаря: Перелетные, насекомоядные, водоплавающие, клин, стая, вереница.
Ход занятия.
В: Дети, посмотрите как много у нас с вами сегодня гостей, давайте мы поздороваемся и подарим нашим гостям свои улыбки.
В: Ребята, послушайте и попробуйте догадаться, что это за звук.
Воспитатель включает запись журавлиного крика:
Д: Это кричат птицы (журавли)
В: Да, дети, вы правы, это кричат журавли. А как вы думаете, какое настроение у этих птиц?
Д: Грустное, тревожное, печальное и т. д.
В: Мне тоже так показалось, ребята, а почему журавли кричат так грустно и тревожно?
Д: Они улетают на юг, прощаются с родными местами.
В: А, как называются птицы, которые осенью улетают на юг?
Д: Перелетные.
В: Верно, а как вы понимаете, что означает это слово – перелетные?
Д: (ответы детей).
В: Правильно, перелетные птицы совершают перелет из наших краев на юг и поэтому их и назвали перелетные.
С приближением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написала поэт Елена Благинина:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли,
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
В: Скажите, дети, названия каких перелетных птиц вы услышали в этом стихотворении? (ответы детей).
В. А как же перелётные птицы находят дорогу на юг и обратно?
Д. : ответы детей.
В. : Некоторые птицы улетают ночью, другие днём. Но перед полётом они совершают пробные полёты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. В полёте они ориентируются на звёзды, а если небо затянуто облаками и звёзд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
В. : Как вы думаете, птицы летят, как им вздумается, или существует какой-то порядок полёта в стае?
Ласточки, скворцы, трясогузки летят стайкой. Цапли и утки летят прямым фронтом, шеренгой. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят журавли и лебеди.
В: Дети, как вы думаете, птицы в один день улетают, все вместе? (Нет)
В. Какие птицы первыми от нас улетают и почему?
Д: Птицы, которые питаются насекомыми, потому что исчезли насекомые и птицам нечем питаться.
В: Какие улетают вторыми?
Д. Зерноядные, которые питаются плодами и семенами растений, а на полях зёрен всё меньше.
В. Какие птицы улетают самыми последними?
В: Верно, а позднее всех улетают водоплавающие птицы : гуси и утки, они собираются в путь, когда начинают замерзать водоёмы. Как мы можем их узнать?
Д: У них перепонки на лапах.
В: А, кто догадался, почему этим птицам дали такое название?
Д: Они по воде плавают.
В: А, давайте мы с вами поиграем. «Покружитесь, повернитесь, быстро в птичек превратитесь».
Подвижная игра «Летим на юг». Птицы летают, по моему сигналу выстраиваются в нужный порядок. Если скажу «журавли», как вы должны построиться?
А хотите поближе познакомиться с перелётными птицами?
Показ презентации «Перелетные птицы».
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовую фишку. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого фишек больше.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Птичка» (1мин 30 с)
А сейчас: вокруг себя обернись – в птенчиков превратись. Берите клювики. (Дети разбирают прищепки и встают в круг).
Ищет птичка и в траве, (открывать – закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)
И на ветке, и в листве, (тоже движение пальцами левой руки)
И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)
Мух, червей, слепней, жуков (тоже движение правой рукой)
В. : Дети, как вы думаете, птицы нуждаются в нашей помощи и охране?
В. : – Давайте вспомним правила по охране птиц, которые мы уже составляли из картинок символов.
Дети проговаривают по картинкам символов фразы.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя стрелять в птиц, потому что можно их поранить.
1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?
2. Птица, которая не растит своих птенцов?
3. Какие птицы служили Бабе-Яге.
4. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?
5. В какую птицу превратился гадкий утёнок?
6. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.
7. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.
8. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком
А сейчас вы можете выбрать и раскрасить силуэт той птички, которая вам понравилась больше всего.