Талалаева Светлана Петровна
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе ЗПР «Рукавички»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №36
Конспект занятия по исследовательской деятельности
в старшей группе ЗПР по теме
«Рукавички»
Составила: воспитатель Талалаева Светлана Петровна
Ангарск, 2019г
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе ЗПР „Рукавички“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности;
2. Создать условия по формированию представлений детей о свойствах ткани через организацию экспериментальной деятельности;
3. Создать условия для предупреждения нарастающей утомляемости, укрепление глазных мышц, снятия напряжения как здоровьесберегающая технология через гимнастику для глаз
Коррекционно-развивающие:
1. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования.
2. Создать условия для побуждения детей к речевой активности;
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать интерес к познавательной деятельности.
2. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Организация детских видов деятельности :
- общение ребенка с взрослым;
- игровая деятельность;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика).
Тип, форма и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – комбинированный
Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности : коммуникативная, двигательная, игровая, здоровьесберегающая.
Активизация словаря: Прочная, не прочная, просвечивает, не просвечивает, тонкая, не тонкая, легкая, тяжелая.
Предварительная работа: Беседа на тему одежда в разные времена года, беседа о погоде в разные времена года, сюжетно ролевая игра «Ателье»
Материалы и оборудование: рваные варежки, образцы тканей 5х10 см ситец, плащевая, шерстеная на каждого ребёнка; фонарики и схемы на каждого ребёнка; кусочки льда на каждого ребёнка, салфетки, медальки каждому ребенку, простые карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(Дети играют, воспитатель заносит в группу рукавички и восхищается, дети обращают внимание на воспитателя и подходят, если нет, то воспитатель хвастается и сам обращается к детям)
2. Мотивационный этап
Воспитатель: Вот посмотрите ребята, какие у меня красивые рукавички! Мне их подарила мама. Они самые красивые. Посмотрите (Надевает рукавички и обнаруживает, что они с дыркой). Ой, а они с дыркой. Как же мне теперь быть? Что же мне делать? Они мне так сильно понравились. Ответы детей (Купить новые, зашить или пришить заплатку).
Воспитатель: Правда! А у нас как раз в группе есть несколько видов ткани. Кто из вас хочет мне помочь найти нужную ткань? Ответы детей (Я, мы).
Воспитатель: Тогда я приглашаю всех желающих пройти в лабораторию.
(Дети проходят и садятся на стулья вокруг стола)
Воспитатель: Ребята, рукавичка не должна пропускать холод, значит какой она должна быть? Ответы детей (Теплой)
- А почему она должна быть теплой? Ответы детей (Чтобы руки не замерзали)
- Ещё рукавичка не должна быть легкой, значит какой она должна быть? Ответы детей (Тяжелой)
- А почему она должна быть тяжелой? Ответы детей (Чтобы руки не замерзали)
- Ребята, рукавичка не должна быть прозрачной, значит какой она должна быть? Ответы детей (Плотной)
- А почему она должна быть плотной? Ответы детей (Чтобы не пропускал холодный воздух)
-Рукавичка не должна легко рваться, значит какой она должна быть? Ответы детей (Прочной)
- А почему она должна быть прочной? Ответы детей (Чтобы не рвались быстро)
(Воспитатель кладет на стол поднос с разными тканями и предлагает детям взять разные виды ткани и положить их к себе в тарелочку)
Воспитатель: Вот ребята посмотрите. Перед нами лежат несколько видов ткани. Выберете каждый себе по три разных вида ткани, которые вам больше всего понравятся, и положите их в свои тарелочки. Так же возьмите схемы и карандаши. В них мы будем с вами заполнять результаты по признакам, если нам ткань походит, то отметим плюсом, если нет, то минус.
- Какие признаки у ткани нашей рукавички? Ответы детей (Она должна быть тёплой, тяжелой, плотной, прочной)
Воспитатель: Сейчас мы будем проводить исследование с нашими тканями и в конце мы увидим, какая ткань нам подойдёт.
3. Исследовательская деятельность.
(Исследование начинается с ткани ситец, потом плащовка, затем шерсть)
Воспитатель: Ребята мы будем исследовать наши ткани, сначала мы посмотрим, какая ткань не пропускает холод.
- Давайте возьмем первую ткань ситец и положим на ладошку, сверху положим кусочек льда.
- Посмотрите ребята, эта ткань пропускает холод? Подходит она нам? Ответы детей (Да, нет)
Воспитатель: А теперь посмотрим на нашу схему и отменим на ней минус.
- Дальше возьмём вторую ткань и так же положим на нее лёд. А эта ткань пропускает холод? Подходит эта ткань нам? Ответы детей (Да, нет)
Воспитатель: Давайте и этот результат отметим в нашей схеме, поставим минус.
- У нас есть еще третья ткань, возьмем ее и посмотрим, пропускает ли она холод? Подходит она нам? Ответы детей (нет, да)
Воспитатель: Давайте и этот результат отметим в нашей схеме, поставим плюс.
Воспитатель: Ой, ребята, наши ручки замерзли, давай те их согреем
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик - маленький (массируем мизинчик)
Этот пальчик - слабенький (безымянный)
Этот пальчик – длинненький (средний)
Этот пальчик – сильненький (указательный)
Этот пальчик – большачок (большой)
А вместе – кулачок (сжимаем в кулачок)
Воспитатель: Продолжим ребята наш эксперимент? Ответы детей (Да).
-Ребята, а как вы думаете, из какой ткани должны быть рукавички, из легкой или тяжёлой?
- Возьмем нашу первую ткань положим на ладошку и дунем на нее. Что с тканью произошло? Какая она? Ответы детей (Она улетела, легкая)
Воспитатель: Подходит нам эта ткань? Ответы детей (Нет)
Воспитатель: Значит, как мы можем отметить это в нашей схеме? Ответы детей (Минус)
Воспитатель: Теперь то же самое сделаем со второй тканью, что с ней происходит? Ответы детей (Она тоже улетела)
Воспитатель: Подходит нам эта ткань? Ответы детей (Нет)
Воспитатель: Значит, как мы это обозначим в нашей схеме? Ответы детей (Мы поставим минус)
Воспитатель: Молодцы, а теперь возьмём последний кусочек ткани, положим на ладошку и дунем. Что произойдет? Почему? Ответы детей (Она не улетит, потому что она тяжелая).
Воспитатель: А эта ткань нам подходит? Ответы детей (Да)
- Значит, в схеме, что мы с вами напишем? Ответы детей (Плюс)
Воспитатель: Что то мы засиделись, выходите ребята и повторяйте за мной
Физ. минутка
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети (ходьба на месте).
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают (ребенок потирает руку об руку).
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ (ребенок топает ножками).
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем (ребенок приплясывает).
Воспитатель: Продолжим ребята наш эксперимент? Ответы детей (Да).
_ А следующий эксперимент мы будем проверять какая ткань меньше или вообще не пропускает свет.
Давайте возьмем первую ткань ситец и посветим через нее фонариком.
- Посмотрите ребята, эта ткань пропускает свет? Подходит она нам? Ответы детей (Да, нет)
Воспитатель: А теперь посмотрим на нашу схему и отменим на ней минус.
- Дальше возьмём вторую ткань и так же посветим через неё фонариком. А эта ткань пропускает свет? Подходит эта ткань нам? Ответы детей (Да, нет)
Воспитатель: Давайте и этот результат отметим в нашей схеме, поставим минус.
- У нас есть еще третья ткань, возьмем ее и посмотрим, пропускает ли она свет? Подходит она нам? Ответы детей (пропускает, но не сильно, да)
Воспитатель: Значит, как мы должны отметить в своей схеме? Ответы детей (Плюсом)
Воспитатель: Ребята, когда мы сейчас проводили этот эксперимент с фонариками, наши глазки устали. Выходите все ко мне, мы поиграем с глазками.
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Воспитатель: Посмотрите ребята, наша схема почти заполнена, осталось последнее исследование. А проверять наши ткани мы будем на прочность.
- Возьмем первую ткань и попробуем ее порвать. Что с тканью происходит?
Ответы детей (Она рвется)
Воспитатель: Значит эта ткань прочная или нет? Ответы детей (Эта ткань не прочная)
- Подходит нам эта ткань? Ответы детей (Нет)
Воспитатель: Как мы заполним нашу схему? Ответы детей (Мы поставим минус)
Воспитатель: Теперь проведем исследование со вторым кусочком ткани. Посмотрим, что с ней произойдет. Что с ней происходит? Ответы детей (Она тоже рвется)
Воспитатель: Значит и это какая ткань? Ответы детей (Не прочная)
- А эта ткань нам подходит? Ответы детей (Нет)
Воспитатель: Как этот результат нам занести в схему? Ответы детей (Надо поставить плюс)
Воспитатель: Возьмем третий кусочек ткани и исследуем его, попытаемся его порвать. У нас получается? Ответы детей (Нет). Почему у нас не получается порвать эту ткань? Ответы детей (Потому что она прочная).
Воспитатель: Подходит нам эта ткань? Ответы детей (Да). Давайте и этот результат занесем в нашу схему. Как мы его обозначим? Ответы детей (Плюсом)
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы с вами провели очень тяжелую работу и вы мне очень помогли. Давайте посчитаем и снизу напишем, какая ткань собрала больше всех плюсов. Ответы детей (Шерстяная). Почему вы так считаете? Ответы детей (Потому что она не пропускает свет, тяжелая, не пропускает холод и не рвется.
Воспитатель: Спасибо, вы такие молодцы, помогли мне найти нужную ткань чтобы отремонтировать мою красивую рукавичку. За это я хочу вас отблагодарить и подарить вам вот такие рукавички за отличную работу. Их вы можете раскрасить, как вам больше всего захочется.
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Что понравилось (не понравилось) и почему? О чём вы расскажете своим друзьям, родителям? Какое у вас настроение? (Ответы детей).