Наталия Валерьевна Дорофеева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Основное направление: Познавательное.
Интегрируемые образовательные области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, художественное слово
Игровые: превращение в лаборантов, физминутка.
Практические: выполнение экспериментов.
Использование технологий: ИКТ-технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровье сберегающая технология (физкультминутка,квест- игра.
Цель:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Мыльные секреты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- создание благоприятного эмоционального состояния у детей;
- развитие интереса к экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование: мыло различных видов (жидкое и туалетное, хозяйственное, фигурное); тарелочки пластмассовые; пластиковые стаканчики, трубочки; салфетки; варежки; средство для мытья посуды; глицерин, мыльные пузыри, фартуки; ноутбук, проектор, запись на USB-носителе «Если дети утром умываются».
Ход проведения НОД:
Воспитатель с детьми входит в группу под песню «Если дети утром умываются». Встают в круг. Слайд 1. Название занятия.
Воспитатель:
Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарило.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
А сейчас, дети, улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу. Слайд 3.
Воспитатель: Ребята, присядьте на стулья. Сегодня я расскажу вам историю об одной необычной стране, которая находится очень далеко отсюда. Эта страна называется Пузырляндия, потому, что в этой стране вместо снега и дождя с неба падают мыльные пузыри! В мыльную погоду народ этой страны выходит на улицу загадывают желание и лопают их ладошками. Но у этих жителей страны случилась беда, у них перестали с неба падать мыльные пузыри и теперь этот народ ходит грустный, они не могут загадать желания. Они нас очень просят им помочь. Ребята давайте поможем им?
А вы хорошо знаете мыльные пузыри? Проверим: поиграем в игру Слайд 4
Проводится игра «Да-нет»
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
Правильно. Значит мыльный пузырь у нас какой формы?
Подвижная игра «Мыльные пузыри» Слайд 4
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы поиграем еще в одну игру «Мыльные пузыри» нам надо превратится в пузыри и найти свои домики.
Как только начинает играть музыка мы все танцуем, а как только музыка замолкает мы все бежим в свои домики - это обручи. Кому места не хватит, выбывает из нашей игры и превращается снова в ребёнка. Чтобы нам превратится в пузыри, давайте скажем волшебные слова:
«Раз-два-три,
Все мы мыльные пузыри».
(по ходу игры воспитатель убирает по одному обручу, в конце игры остаётся один обруч; победителей- пузыриков хвалят).
Молодцы. Ребята, а вы помните кому мы должны помочь? Что мы должны сделать? (Помочь вернуть пузыри). А теперь ребята наша задача изготовить мыльные пузыри для нашей страны Пузырляндия.
Но найти секрет изготовления мыльных пузырей мы можем только в секретной лаборатории. Для этого нам предстоит туда отправиться. А что такое ЛАБОРАТОРИЯ? Лаборатория - это помещение для проведения различных опытов, наблюдений и исследований. Ну, что ребята, вы готовы? (ответы детей).
Но прежде чем мы отправимся в лабораторию нам нужно превратиться в учёных, давайте встанем в круг и произнесём волшебные слова, я буду говорить, а вы за мной повторяйте:
1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!
Крибли, крабли, бум!
Наши дети изменились –
И в учёных превратились!
Слайд6. Картинка Лаборатория
Воспитатель: Оглянитесь, осмотритесь! Вот мы и в секретной лаборатории. Слайд7
Профессор Колбочкин: Здравствуйте ребята. Я- Профессор Колбочкин. Я рад, что вы пришли в мою лабораторию. Здесь вы будете проводить опыты с мылом, и, возможно совершите открытие! Но прежде чем начать эксперимент, я вас сейчас ознакомлю с правилами поведения в лаборатории.
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Я желаю вам удачи! До новых встреч.
Воспитатель:
Отгадаете загадку. Слайд8
Похоже на пряники разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.
Слайд 9. Виды мыла.
Ребята, посмотрите, что вы видите на слайде (мыло) Я приглашаю вас в первое помещение лаборатории.
На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, вы можете внимательно рассмотреть мыло.
Дети трогают мыло,нюхают его, передают друг другу.
-Какое мыло бывает по форме? (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т. д.)
- Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов)
- Какое мыло бывает по запаху? (ароматное, душистое)
Ответы детей:
Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг-
Мыло наш надежный друг!
-На руках скапливается много микробов. Руками мы касаемся разных предметов, игрушек на улице, гладим руками животных. Поэтому очень важно соблюдать такие правила:
• Не тереть глаза грязными руками;
• Не брать пальцы в рот;
• Мыть руки с мылом каждый раз, придя домой с улицы, перед едой и после посещения туалета.
Воспитатель: А вы знаете, что бывает мыло для того, чтобы стирать одежду. И называется оно - хозяйственное. Посмотрите на него. Какого оно цвета?
Ответы детей: коричневое
Слайд10.
Ребята, посмотрите какое бывает хозяйственное мыло на слайде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте проведем наш первый опыт. В прозрачные стаканчики налита тёплая вода.
- Какая вода? А какого цвета?
Ответы детей: тёплая, без цвета - чистая и прозрачная.
Воспитатель: У вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте ложечкой положим его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? (Растворяется в воде)
-Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная)
Теперь, возьмите трубочку и попробуйте пустить пузырь.
(отдельные тарелочки с натертым мылом и пластиковые ложки)
- Получается?
Дети отвечают, пробуют пустить мыльные пузыри.
Воспитатель: Да, пузыри у нас не получились. Теперь вытирайте руки салфетками и перейдем во второе помещение. Что вы видите на этом столе?
Ответы детей: Жидкое мыло Слайд11
Воспитатель: Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое.? Почему оно называется жидким?
Ответы детей: Потому что, мыло течет.
Воспитатель: А теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде. Какого цвета стала вода? А что произошло с мылом?
Ответы детей:
Воспитатель: А как вы думаете, почему у Леры вода в стаканчике фиолетового цвета?
Ответы детей:
Воспитатель: А теперь попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри. Получаются?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, мы немного поработали, и немножечко устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку. Слайд12
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в третье помещение Подходят к столу, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Что у меня в руках? Правильно, это мыло для посуды. Слайд13
-Ребята, давайте узнаем получатся ли у нас мыльные пузыри из средства для мытья посуды?
Воспитатель: Для этого нам нужно приготовить раствор: сначала наливаем теплой воды в стакан, затем добавляем мыло для посуды. Перемешиваем ложечкой и попробуем надуть мыльные пузыри. Получаются? (ответы детей)
Но не очень прочные, тогда давайте добавим немного глицерина.
Воспитатель: Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное, обладает сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую. А нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими.
Воспитатель: Нам нужно добавить его совсем немного. Сейчас я добавлю себе и вам в стаканы.
(100мл. воды, 100мл жидкого мыла, 2 ч. ложки. сахара и добавить немного глицерина).
Пока наш мыльный раствор настаивается, я вам покажу какие в нашей стране могут быть большие мыльные пузыри. (показ больших мыльных пузырей).
Слайд14-17
Воспитатель: ну что проверим наши пузыри?
Молодцы, вы помогли народу Пузырляндии и теперь они радостные.
Воспитатель: А наша с вами задача поймать пузыри и загадать свое желание. Ну что попробуем?
Пузыри желания Слайд18
Ведущий: для начала я научу вас как приручить мыльные пузыри! Для того чтобы пузыри садились к вам на ладонь и не лопались нужно надеть варежку.
(Ведущий раздает детям трикотажные варежки или перчатки. Дети пробуют поймать пузырь и продержать как можно дольше.)
Воспитатель: Пока сидит пузырь у вас на ладони, шепотом скажите ему свое желание и оно обязательно сбудется!
Все загадали желание? А теперь лопайте свой пузырь. Оно обязательно должно сбыться.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас получились. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебное заклинание
1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!
Крибли, крабли, бум!
Наши дети изменились –
И в ребяток превратились!
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду.
Садятся на стульчики, расположенные полукругом.
Слайд 19.
Рефлексия:
- Ребята, кому мы помогали сегодня? (жителям Пузырляндии)
- Что у них случилось?
- Где искали секрет мыльных пузырей?
- Первые пузыри из какого мыла пробовали делать?
-А для чего нужно мыло.
- Вторые из какого мыла?
Из чего же получились мыльные пузыри?
Для крепости, что добавляли?
Вам было интересно на занятии? Кому было интересно и кто выполнил все задания подойдите к зелёному сигналу светофора, кто затруднялся к желтому, а кому было трудно к красному.
Я тоже подойду к зелёному. Мне понравилось, как выполняла задания….
Слайд 20.