Ольга
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь детям выявить, как происходит процесс опыления у растений с помощью пчёл.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представление о том, как пчёлы опыляют растения.
- Расширять знания детей о насекомых и о среде их обитания.
- Учить детей выдвигать гипотезы, проверять их на практике, устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.
Развивающие:
- Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность
- Развивать умение слушать друг друга, вступать в диалогическую речь;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Как пчела переносит пыльцу“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать зрительную и слуховую память, внимание, восприятие, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
- Формировать доброжелательное отношение.
Организационный момент:
- Дети, посмотрите какая красивая перед вами поляна, а что вы на ней видите? (Цветы).
- А кто сидит на цветах? (Насекомые).
- Давайте рассмотрим их.
Дети по очереди берут фигурки насекомых и называют их. (Кузнечик, стрекоза, бабочка, пчела).
Ход НОД:
- Вот об одном из насекомых мы с вами поговорим поподробнее, а вот о каком, вы узнает, угадав мою загадку.
Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её? (Пчела).
- Верно, сегодня мы поговорим о пчеле.
- Где живёт пчела? (В улье).
- Где мы их можем увидеть? (На пасеке).
-Какую пользу она приносит? (Даёт нам полезный мёд).
- Верно дети, но оказывается пчела полезна не только для человека, но и для растений, а как мы сегодня с вами узнаем.
Показ картинки пчелы, где обозначены стрелкой части тела.
- Давайте сначала внимательно рассмотрим пчелу, из каких частей состоит её тело? (Голова, хоботок, брюшко, лапки, крылья).
- Чем покрыто тело пчелы? (Мелкими волосками).
- Знаете ли вы, для чего они нужны пчеле?
- Дело в том, что, внутри каждого цветка – запасы сладкого нектара. Именно за нектаром к цветам собираются насекомые. Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жуки и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели, бабочки. Они высасывают нектар длинным хоботком, словно пьют коктейль через соломинку. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело, они опыляют растения. Оказывается, когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спину попадают мельчайшие частицы пыльцы. А пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились плоды и семена. Если бы не было, то не росли бы не яблони и груши, помидоры и арбузы, не могут существовать. Поэтому растения привлекают, нежным ароматом. Различая ароматы, легко читают волшебную книгу запахов. Сейчас мы с вами немного отдохнём и превратимся в пчёл.
Физкультминутка.
Пчелка трудится весь день
(Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет.
(Поёживание)
Будет пчёлкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты).
- Отдохнули, а теперь, проходите и присаживайтесь за столы,
Воспитатель показывает детям картинку пчелы крупным планом.
В: Дети, а что вы видите, у пчёлы на теле? Что это, за жёлтые крупинки? (Шарики, комочки).
В: Дети, это пыльца. Пыльца – это скопление маленьких пыльцевых зёрен. Их много, и они находятся в центре цветка.
- Пчела перелетает с цветка на цветок, переносит на лапках пыльцу, т. е. опыляет растение.
В: Дети, у вас на столах лежат, комочки ваты и цветочки.
- Представьте, что ватные палочки – это пчёлы. Мы будем имитировать движения пчёлки. Прикасаемся комочком к одному цветку, затем к другому.
- Итак, начинаем выполнять задание.
В макеты цветов заранее был насыпан порошок – краситель жёлтого цвета
В: Что осталось на ватных палочках? (Краска - пыльца).
- Молодцы! К волоскам прилипли частички порошка – краски. Вот так же прилипает пыльца с растений к лапкам и тельцу пчёлки.
- С заданием мы справились, молодцы и узнали много интересного.
Итог НОД:
- Чем мы сегодня занимались? Что вы нового узнали? (Ответы детей).
- Верно, мы узнали, чем полезны пчёлы, они не только угощают нас полезным мёдом, но и опыляют растения.
- А как нужно относиться к насекомым? (Ответы детей).
- Насекомых нужно беречь, они приносят нам пользу: бабочки опыляют растения, а пчёлы не только опыляют растения но, и приносят мёд.