Скрипникова Валентина Михайловна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы
Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе.
Материал может быть использован воспитателем на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природными явлениями в природе.
ЦЕЛЬ:
Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы.
ЗАДАЧИ:
- познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов;
- сформировать представления о типах вулканов;
- формировать у детей умение делать умозаключения;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность);
- знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется
Дети:
- Земля.
Воспитатель:
- Верно. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. (Видео»Вид Земли из космоса»)
- Что изображено, синим цветом?
Дети:
- Моря, океаны, реки.
Воспитатель:
- А зеленым, желтым, коричневым.
Дети:
- Суша, пустыни, горы.
Воспитатель:
- Ребята, а что же такое горы?
Дети:
- Это высокие участки Земли.
Воспитатель:
- Правильно.
Воспитатель:
- Ребята, наша земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы с вами живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора.
- Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.
В результате образуются острова, горы. Представьте, что наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Возьмите ткань и представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору».
Дети выполняют движения под платком.
Воспитатель:
- Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы).
- Примерно так происходит и в природе.
Воспитатель:
- А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул. И эти горы называются – вулканы, сегодня мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.
- “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель:
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
- Сегодня мы с вами поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы, как вулкан.
Сейчас я предлагаю вам присесть у экрана и посмотреть один интересный фильм. (Видео «Вулкан")
Воспитатель:
- Так, что же такое вулкан?
Дети:
- Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Воспитатель:
- Как называется воронка на вершине вулкана?
Дети:
- Воронка на вершине вулкана называется кратер.
Воспитатель:
- Как называется расплавленная жидкость, которая извергается из вулкана?
Дети:
- Расплавленная жидкость называется лава.
Воспитатель:
- Ребята, как же происходит извержение вулкана?
Дети:
- Сначала из вулкана идет дым, а потом летят камни – бомбы, а затем извергается лава.
Воспитатель:
- Ребята, вулканы бывают разные.
Посмотрите на экран.
(Видео: «3 типа вулканов»).
- Какие типы вулканов вы запомнили?
Дети:
- Действующий, спящий, потухший.
Воспитатель:
- Какой ребята вулкан называют действующий?
Дети:
- Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана.
Воспитатель:
- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?
Дети:
- Спящий – это вулкан, который может в любой момент взорваться огненной лавой.
Воспитатель:
- Да, ребята вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Воспитатель:- Какие вулканы называют потухшими?
Дети:
- Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.
Воспитатель:
- Верно, ребята.
Воспитатель:
- Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго.
Воспитатель:
- Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые.
- Этих ученых называют вулканологами.
- Вулканологи наблюдают за вулканами с воздуха,
сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов, прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан проснется.
Воспитатель:
- А вы хотите стать вулканологами?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!
Воспитатель:
- Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем оживить наш вулкан.
Воспитатель:
Проходите в нашу лабораторию.
- Ребята первый опыт проведу я сама.
- мне понадобиться три ложки волшебной смеси в стаканчике под №1, две ложки чудо порошка в стаканчике под №2, а теперь добавлю половину воды.
Воспитатель:
- Внимательно следите за моими действиями. Перемешиваю аккуратно.
Воспитатель:
- Ребята, кажется вулкан оживает!
Воспитатель:
- Что вытекает из вулкана?
Дети:
- Лава.
Воспитатель:
- Ребята, а хотите сами оживить свои вулканчики?
Воспитатель:- Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу. Возьмите лупы и рассмотрите пемзу внимательно.
Воспитатель:
- Что есть у этого камня?
Дети:
- Дырки.
Воспитатель:
- Давайте опустим этот камень в воду.
Воспитатель:
- Что произошло с камнем?
Дети:
- Он не утонул.
Воспитатель:
- А почему он не утонул?
Дети:
- Потому что в дырочках спрятался
воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.
Воспитатель:
- Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.
- Хотите посмотреть, как это происходит?
Дети:
- Да.
- Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»). Вот такое извержение у нас получилось.
- Ребята, наше исследование подошло к концу.
- Вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось. Теперь вы знаете, что такое вулкан, и как он извергается.
- Спасибо вам за работу!