Приложение МААМ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы»

Скрипникова Валентина Михайловна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы

Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе.

Материал может быть использован воспитателем на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природными явлениями в природе.

ЦЕЛЬ:

Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы.

ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов;

- сформировать представления о типах вулканов;

- формировать у детей умение делать умозаключения;

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы „Вулканы“» размещена в разделах

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность);

- знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

Ход НОД:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется

Дети:

- Земля.

Воспитатель:

- Верно. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. (Видео»Вид Земли из космоса»)

- Что изображено, синим цветом?

Дети:

- Моря, океаны, реки.

Воспитатель:

- А зеленым, желтым, коричневым.

Дети:

- Суша, пустыни, горы.

Воспитатель:

- Ребята, а что же такое горы?

Дети:

- Это высокие участки Земли.

Воспитатель:

- Правильно.

Воспитатель:

- Ребята, наша земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы с вами живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора.

- Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.

В результате образуются острова, горы. Представьте, что наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Возьмите ткань и представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору».

Дети выполняют движения под платком.

Воспитатель:

- Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы).

- Примерно так происходит и в природе.

Воспитатель:

- А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул. И эти горы называются – вулканы, сегодня мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.

- “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

Воспитатель:

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

- Сегодня мы с вами поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы, как вулкан.

Сейчас я предлагаю вам присесть у экрана и посмотреть один интересный фильм. (Видео «Вулкан")

Воспитатель:

- Так, что же такое вулкан?

Дети:

- Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Воспитатель:

- Как называется воронка на вершине вулкана?

Дети:

- Воронка на вершине вулкана называется кратер.

Воспитатель:

- Как называется расплавленная жидкость, которая извергается из вулкана?

Дети:

- Расплавленная жидкость называется лава.

Воспитатель:

- Ребята, как же происходит извержение вулкана?

Дети:

- Сначала из вулкана идет дым, а потом летят камни – бомбы, а затем извергается лава.

Воспитатель:

- Ребята, вулканы бывают разные.

Посмотрите на экран.

(Видео: «3 типа вулканов»).

- Какие типы вулканов вы запомнили?

Дети:

- Действующий, спящий, потухший.

Воспитатель:

- Какой ребята вулкан называют действующий?

Дети:

- Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана.

Воспитатель:

- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?

Дети:

- Спящий – это вулкан, который может в любой момент взорваться огненной лавой.

Воспитатель:

- Да, ребята вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.

Воспитатель:- Какие вулканы называют потухшими?

Дети:

- Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.

Воспитатель:

- Верно, ребята.

Воспитатель:

- Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго.

Воспитатель:

- Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые.

- Этих ученых называют вулканологами.

- Вулканологи наблюдают за вулканами с воздуха,

сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов, прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан проснется.

Воспитатель:

- А вы хотите стать вулканологами?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!

Воспитатель:

- Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем оживить наш вулкан.

Воспитатель:

Проходите в нашу лабораторию.

- Ребята первый опыт проведу я сама.

- мне понадобиться три ложки волшебной смеси в стаканчике под №1, две ложки чудо порошка в стаканчике под №2, а теперь добавлю половину воды.

Воспитатель:

- Внимательно следите за моими действиями. Перемешиваю аккуратно.

Воспитатель:

- Ребята, кажется вулкан оживает!

Воспитатель:

- Что вытекает из вулкана?

Дети:

- Лава.

Воспитатель:

- Ребята, а хотите сами оживить свои вулканчики?

Воспитатель:- Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу. Возьмите лупы и рассмотрите пемзу внимательно.

Воспитатель:

- Что есть у этого камня?

Дети:

- Дырки.

Воспитатель:

- Давайте опустим этот камень в воду.

Воспитатель:

- Что произошло с камнем?

Дети:

- Он не утонул.

Воспитатель:

- А почему он не утонул?

Дети:

- Потому что в дырочках спрятался

воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.

Воспитатель:

- Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.

- Хотите посмотреть, как это происходит?

Дети:

- Да.

- Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»). Вот такое извержение у нас получилось.

- Ребята, наше исследование подошло к концу.

- Вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось. Теперь вы знаете, что такое вулкан, и как он извергается.

- Спасибо вам за работу!

Публикации по теме:

Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Вулканы» Цель: 1. Познакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения. Ход сценария. Вос-ль:. -Ребята, посмотрите.

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воздуха» для детей второй младшей группы Цель: Обнаружить воздух в пространстве; познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, легкий, теплый – холодный: формировать.

Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы «В поисках нового цвета» Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ознакомления со способами получения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Цель: развивать.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Неизвестный глицерин» для детей 5–6 лет Предварительная работа: Беседа что такое глицерин? Беседа о применении глицерина в домашних условиях, проведение опыта (разбавление водой,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снежная королева в гостях у ребят»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снежная королева в гостях у ребят» Цель: создание условий для формирований у детей представлений о свойствах снега и льда. Задачи: - научить детей устанавливать причинно-следственные.

Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения» Конспект НОД для старшей группы по познавательно- исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения» Цель: Продолжать.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы»
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 23:07
+157Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы»» (включая файлы) размещена пользователем Скрипникова Валентина Михайловна (УИ 354135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 122.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД