Титкова Анастасия Петровна
Гаджеты! Стоит задуматься!
▼ Скачать + Заказать документы
Гаджеты! Стоит задуматься!
Говорят: «Сейчас другое время и дети другие». Возможно. Но детский мозг, как 20, как и 50 лет назад нуждается в развитии.
Что подразумевается под гаджетами: телевизор, телефон, ноутбук, планшет, игровые приставки и электронные игры.
ЛИШАТЬ РЕБЕНКА ГАДЖЕТОВ ИЛИ НЕТ, если мы знаем:
1. Английский логопед Салли Уорд провела десятилетнее исследование, которое показало, что у 20% детей в возрасте девяти месяцев уже обнаруживалось запаздывание развития, если нянькой им служил телевизор. Большинство из них к трем годам отставали в своем речевом развитии на целый год.
2. Исследования педиатра Дженни Радески из Бостонского университета подтверждает, что активное использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать, навыков общения и совместного решения проблем. Сенсорные экраны не дают развивать моторно-двигательные навыки, без которых потом гораздо сложнее осваивать математику и научные дисциплины. Дети, которых успокаивают с помощью электронных устройств, не научаются управлять своими эмоциями.
3. Проведенный опрос 57% населения Германии позволил известному исследователю социальных тенденций Хорсту Опашовски сделать вывод, что новые мультимедийные возможности – это одиночество с машиной, а не прогресс в области коммуникации.
4. Немецкий нейробиолог Геральд Хютер говорит о важности телесных переживаний в детстве. Бег, лазанье по деревьям необходимы для развития познавательных способностей. Как только ребенок садится перед телевизором или компьютером, у него притупляется телесное самоощущение. В предлобной коре мозга формируется восприятие, ориентация на внешний мир, стремление заранее просчитывать свои действия, справляться с неприятными эмоциями только в том случае, если ребенок испытывает все на собственном опыте.
5. Первая, решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. В книге американского психотерапевта Линды Базел говорится, что если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие нейрональные связи не образуются, и объем мозга остается на 25-30% меньшим. Это подтверждают японские ученые Кеп Ки Лоу и Райота Кэнэй. Они показали на снимках МРТ, как уменьшается, в частности, передняя поясная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивные (познавательные) способности и умение контролировать эмоции.
6. Ухудшение моторики. Педиатр Линдси Марцоли утверждает, что пользование сенсорными экранами не дает детям развивать мышцы пальцев и кистей, необходимые для письма. Британский профсоюз учителей в 2014 году выступил с заявлением о том, что все больше детей не способны играть с кубиками и конструкторами, а также общаться со сверстниками из-за популярности мобильных устройств.
7. Американский социолог Элвин Тоффлер говорит в целом о тенденции формирования клип-культуры. Клиповое мышление – особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа, теленовости. Психолог Ларри Розен считает, что сетевое поколение (generation Net) способно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки, но платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
8. Вышло исследование коллектива авторов норвежского медицинского журнала BMJ Open, которое показало, что с ростом времени использования электронных устройств снижается продолжительность сна и увеличивается время, необходимое для засыпания в среднем с получаса до часа. Чтение с гаджетов повышает психофизиологическое возбуждение, а также нарушает биологический ритм дня и ночи.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
К чему приводит использование гаджетов:
1. Задержка развития речи
2. Потеря контроля над эмоциями
3. Одиночество
4. Снижение познавательных и творческих способностей
5. Уменьшение объема мозга и его функций
6. Ухудшение моторики
7. Клиповое мышление
8. Проблемы со сном
Давайте посмотрим на наших детей, посмотрим “по честному”, не “закрывая глаза” и неоправдывая их.
Соответствует ли развитие речи возрасту ребёнка, может ли он правильно, без ошибок говорить? Нет ли неожиданных перепадов настроения? Часто ли ребёнок может отказаться от истерики, если что-то идёт не по его плану? В полной ли мере реализуется в творческом аспекте? Хочется ли ему прикладывать усилия для решения задач, для создания чего-то нового? Хорошо ли он владеет инструментами типа ножницы, карандаш, линейка, расческа и т. д.? Внимателен ли он? Замечает ли он что происходит с природой, кто летает и ходит вокруг, горе и радость других? Пытается ли о понять как все устроено? Задаёт ли вопросы?
тест
1. Ребенок, только проснувшись, начинает просить мультики или планшет (да/нет)
2. Играет в планшет или смотрит мультики во время еды, поездки в транспорте, одевания
(да/нет)
3. Если вы выключаете или забираете гаджет, у ребенка начинается истерика, он долго не может успокоиться и переключиться на другое занятие
(да/нет)
4. Ребенок не может себя занять самостоятельной игрой без гаджета, плачет, капризничает, сидит, уставившись в одну точку
(да/нет)
5. Как только вы достаете смартфон или включаете компьютер, стремится забрать или бросает свое занятие и лезет к вам на руки, чтобы видеть экран (да/нет)
6. Ребенок плохо засыпает, видит страшные сны, тревожится без причины (да/нет)
7. Не может дольше 5-10 минут сконцентрироваться на одном действии без гаджета – рисование, лепка из пластилина, игра в кубики
(да/нет)
8. Легко раздражается, бросает начатое дело, злится, если сразу не получает результата
(да/нет)
9. Ребенок часто трет и чешет глаза, особенно после времени, проведенного с гаджетом или за мультфильмами
(да/нет)
10. Отказывается есть без мультиков или садиться в автокресло без планшета
(да/нет)
КЛЮЧ: Ответ "да" на 4-5 пунктов – есть тенденция к зависимости. Обратите пристальное внимание на то, чем именно он занимается с гаджетами, не страдают ли остальные сферы жизни – прогулки, игры с другими детьми, творчество, игры с игрушками. Помогите наполнить его жизнь реальными событиями и увлечениями – чаще зовите в гости других детей, выезжайте на природу, играйте по вечерам в настольные игры, читайте ему книги.