МААМ-картинки

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины» (6 фото)

Надежда Лапшина
Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».

-Развивать мелкую моторику рук.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

Публикация «Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР „Подарки от бабушки Арины“» размещена в разделах

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

Подручный материал, безликая, оберег.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, изготовление кукол из пряжи, заучивание старинных колыбельных песен.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

Ход:

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей :

- Здравствуйте.

- Мы рады вас видеть.

- Добро пожаловать.

- Проходите, пожалуйста.

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

- А теперь:

Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины»

- О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость,

но сама радоваться не может.

Кто это? (Кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)

- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный.

Фото «Подарки от бабушки Арины»

И указание есть, как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

(Открываю сундучок, достаю несколько кукол)

— Вот это куклы свадебные. Они держатся за руки, будто помогают друг другу.

Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили их всю жизнь.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР - фото

— Когда рождался ребёнок, делали вот таких кукол (воспитатель показывает куклу- погремушку).

Фото №1 ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ОБУЧАЮЩИЕ Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции кукла игрушка кукла оберег

— Из чего сделана эта кукла? (из ярких, красочных лоскутков)

— Этих кукол называли погремушками. Догадайтесь, почему их так называли?

— Попробуйте, потрясите эту куклу. Что вы услышали?

— Куклу — погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла- погремушка развлекала и оберегала малыша.

-Да тут для вас еще есть подарок. (Достаю угощение)

- Что же это еще лежит в сундуке? Что за вещь необыкновенной красоты? (достаю из сундука платок)

— Как его носили? (На голове, на плечах). Можно я накину на плечи платок?

Дождавшись разрешения детей, воспитатель продолжает:

- А сейчас посмотрите на эту необычную куколку. А что в ней необычного? Она сделана из ткани.

- Скажите, а такая кукла у вас есть?

- Посмотрите на современную куклу и на эту. Они чем - то отличаются друг от друга?

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Д\и «Какая кукла»

Дети сидят полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины.

- из дерева.

- из соломы.

- из пластмассы.

- из бумаги.

- из ткани.

А сейчас про такую куклу я вам расскажу сказку.

Сказка про куклу.

Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу, ее кукла внезапно ожила и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем. По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злючая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во что бы то не стало, сделать какую-то гадость.

Старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку – сказала, что куклы у нее нету.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи, уселась ему на спину и сказала:

- А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… Кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила. Она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить – поживать да добра наживать.

Давайте поиграем с нашей куклой.

Ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

Проводится физминутка.

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

- Молодцы ребята! Посмотрите, как куколка наша повеселела.

Воспитатель:

- Давным давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

— Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

— А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?

- Ребята! -А вы хотели бы попробовать сделать куклу - оберег своими руками? Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ, охранять от всего плохого.

Дети: -Да.

Воспитатель:

-А сейчас мы с вами изготовим такую куклу.

Самостоятельная работа детей.

- В крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу.

Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий.

Что значит БЕЗЛИКАЯ?

Ответы детей.

- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится.

В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – Пеленашку.

(Воспитатель показывает, как делать куклу)

Фото №2 Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси традициями

- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначало с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

- Теперь будем вспоминать, как делала куклу я и делать вместе куклу Пеленашку?

(Скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- А теперь покажите ваших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник.

Фото №3 Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы пеленашки

- Вы можете придумать ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

А теперь, давайте возьмем своих кукол, и споем им колыбельную. А что такое колыбельная песенка?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

(Играет колыбельная музыка.)

Дети качают кукол и поют колыбельную.

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

ИТОГ:

Ребятки, что вы сегодня узнали нового, интересного?

Как называют куколку, которую вы изготовили?

А у нашей куклы есть подружки народные куклы. Давайте выберем, какую куклу мы с вами изготовим в следующий раз.

Публикации по теме:

«У бабушки Арины в деревне». Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы Цель: Способствовать формированию представления окружающего мира через восприятие музыки и поэзии. Задачи: Побуждать детей.

«В гостях у бабушки Арины». Театрализованное представление по ОБЖ в средней группе. Тема " В гостях у бабушки Арины" Цель: становление у воспитанников ценностей здорового образа жизни. Задачи: 1. Познакомить детей с правилами.

Интегрированное занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины. Печка-матушка» Интегрированное занятие «В гостях у бабушки Арины. Печка – матушка.» Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно.

Конспект НОД по художественному творчеству для детей средней группы «Дымковская барышня» Конспект НОД по художественному творчеству для средней группы «Дым-ковская барышня» Цель: закреплять знания детей о дымковской росписи.

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) «Подарки мамам»Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) «Подарки мамам» Цель: приготовить для мам подарки. Образовательные задачи: закреплять знания детей о цветах; обогащать словарный запас детей. Развивающие.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей старшей группы «Сюрприз для мамы» Тема: Художественный труд. Сюрприз для мамы. Цель – создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребёнка и её свободного.

Конспект занятия по художественному творчеству для средней группы. Лепка «Медведь» (4–5 лет). Цель: Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление. Задачи: Учить лепить предмет состоящий из.

Конспект занятия по лепке «Золотая рыбка» для детей подготовительной группыКонспект занятия по лепке «Золотая рыбка» для детей подготовительной группы Цель: создать картину из пластилина. Задачи: Развивать творческие способности детей, развивать чувство формы и композиции; развивать мелкую.

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка бабушки Арины» для средней группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». Задачи: • Обогащать представления детей о различных видах театра (пальчиковый,.

Занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины» Цель: учить детей составлять короткие рассказы из личного опыта, отвечать на вопросы воспитателя, строить фразы и предложения. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины»
Опубликовано: 22 мая 2016 в 20:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД