Надежда Лапшина
Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Подарки от бабушки Арины»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
ОБУЧАЮЩИЕ:
-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).
-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.
- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».
-Развивать мелкую моторику рук.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Развивать внимание, творческие способности детей.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
Публикация «Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР „Подарки от бабушки Арины“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
-Воспитывать терпеливость, усидчивость.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
Подручный материал, безликая, оберег.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, изготовление кукол из пряжи, заучивание старинных колыбельных песен.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :
Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.
Ход:
-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?
Ответы детей :
- Здравствуйте.
- Мы рады вас видеть.
- Добро пожаловать.
- Проходите, пожалуйста.
- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»
- А теперь:
Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
- О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Есть ноги, а не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость,
но сама радоваться не может.
Кто это? (Кукла)
- Скажите, а для чего нужны куклы?
- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)
- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный.
И указание есть, как его открыть:
-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
(Открываю сундучок, достаю несколько кукол)
— Вот это куклы свадебные. Они держатся за руки, будто помогают друг другу.
Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили их всю жизнь.
— Когда рождался ребёнок, делали вот таких кукол (воспитатель показывает куклу- погремушку).
— Из чего сделана эта кукла? (из ярких, красочных лоскутков)
— Этих кукол называли погремушками. Догадайтесь, почему их так называли?
— Попробуйте, потрясите эту куклу. Что вы услышали?
— Куклу — погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла- погремушка развлекала и оберегала малыша.
-Да тут для вас еще есть подарок. (Достаю угощение)
- Что же это еще лежит в сундуке? Что за вещь необыкновенной красоты? (достаю из сундука платок)
— Как его носили? (На голове, на плечах). Можно я накину на плечи платок?
Дождавшись разрешения детей, воспитатель продолжает:
- А сейчас посмотрите на эту необычную куколку. А что в ней необычного? Она сделана из ткани.
- Скажите, а такая кукла у вас есть?
- Посмотрите на современную куклу и на эту. Они чем - то отличаются друг от друга?
Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)
- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:
тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Правильно, который всегда под рукой.
- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»
Д\и «Какая кукла»
Дети сидят полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:
-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины.
- из дерева.
- из соломы.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- из ткани.
А сейчас про такую куклу я вам расскажу сказку.
Сказка про куклу.
Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу, ее кукла внезапно ожила и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем. По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злючая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.
И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во что бы то не стало, сделать какую-то гадость.
Старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку – сказала, что куклы у нее нету.
Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.
В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи, уселась ему на спину и сказала:
- А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… Кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.
Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила. Она пошла на поправку и выздоровела.
А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.
Девочка и кукла стали жить – поживать да добра наживать.
Давайте поиграем с нашей куклой.
Ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:
Проводится физминутка.
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение).
- Молодцы ребята! Посмотрите, как куколка наша повеселела.
Воспитатель:
- Давным давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
— Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно - плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.
— А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?
- Ребята! -А вы хотели бы попробовать сделать куклу - оберег своими руками? Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ, охранять от всего плохого.
Дети: -Да.
Воспитатель:
-А сейчас мы с вами изготовим такую куклу.
Самостоятельная работа детей.
- В крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу.
Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий.
Что значит БЕЗЛИКАЯ?
Ответы детей.
- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится.
В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – Пеленашку.
(Воспитатель показывает, как делать куклу)
- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.
- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
- Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
- Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначало с боков, потом ноги.
- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
- Теперь будем вспоминать, как делала куклу я и делать вместе куклу Пеленашку?
(Скрутить лоскут ткани)
- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)
- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)
- А теперь покажите ваших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник.
- Вы можете придумать ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.
А теперь, давайте возьмем своих кукол, и споем им колыбельную. А что такое колыбельная песенка?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
(Играет колыбельная музыка.)
Дети качают кукол и поют колыбельную.
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
ИТОГ:
Ребятки, что вы сегодня узнали нового, интересного?
Как называют куколку, которую вы изготовили?
А у нашей куклы есть подружки народные куклы. Давайте выберем, какую куклу мы с вами изготовим в следующий раз.