Светлана Киреева
Интегрированное занятие для детей старшей группы «В гостях у бабушки Арины. Печка-матушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие
«В гостях у бабушки Арины. Печка – матушка.»
Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа ( изба: её внешнее и внутреннее убранство; печь, домашняя утварь) .
Задачи:
Образовательная: приобщение детей к истокам русской народной культуры;
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшей группы „В гостях у бабушки Арины, Печка-матушка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Развивающая: развитие любознательности, наблюдательности, речи детей,
обогащение словарного запаса детей. Слова: сруб, чугунок, ухват, скалка, сито, «Бабий кут»…
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.
Интеграция областей : социализация, познание, коммуникация, музыка, художественное творчество (лепка из соленого теста).
Материалы и оборудование: презентация «Русская изба», уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., плакат «Деревня» (коллективная работа детей 9 садовой группы, макет деревянного дома – 2 шт. (для д/и «Строим дом», СД диск с записями русских народных песен (музыкальное сопровождение, русский народный костюм для бабушки Арины.
Предварительная работа: чтение русских сказок (гуси-лебеди, баба яга костяная нога, рассматривание иллюстраций, изготовление коллективной работы – плакат «Деревня», разучивание поговорок, закличек, пословиц о русской печи. Работа с родителями – изготовление альбома «Быт и утварь русской избы».
Ход занятия.
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д.
Ведущая : Доброе утро ребята!
Вместе с детьми:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Сюрпризный момент – конверт с туристической петевкой.
И я могу вам открыть секрет, мы с вами сегодня, совершим путешествие из города в деревню. А вот на чем мы поедем вы сейчас угадайте:
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе.
(Автобус)
Я буду вашим водителем и экскурсоводом, а вы туристами.
Уважаемые родители, по технике безопасности дети не имеют права ездить в общественном транспорте без сопровождения взрослых, мы вас приглашаем к нам присоединиться.
Получите, пожалуйста билеты.
(Билеты - синие и красные прямоугольники, одинаковое количество)
Автобус отправляется. (имитация движение автобуса – садятся в автобус, едут; автобус останавливается – выходят)
Уважаемые туристы, мы благополучно добрались до деревни. Послушайте, как поют птицы, шелестят деревья, а какой здесь чистый воздух. Посмотрите, какая вокруг великолепная природа, тишина и спокойствие. Обратите внимание, какие здесь дома? (деревянные)
А вы знаете, как в старину называли дом? (изба)
- Правильно, изба! Это старинное название деревенского дома.
А, теперь я вам предлагаю прогулку по деревенской улице.
Презентация «Русская изба»
1 слайд.
Избы называли срубами.
- Как вы думаете, почему?
- (потому что их рубили топорами)
- Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой. Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.
- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом?
- (плотники).
2 слайд.
Чем покрывали крышу у избы?
- (соломой).
3 слайд.
А ещё чем, кроме соломы?
(дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили, так как они были прочнее).
4, 5 слайд.
- Перед нами большой купеческий дом, крестьянская изба. (даны в сравнение)
6 слайд.
- Окна называли «глазами дома».
- Почему, как вы думаете? (окно от слова»око, очи»- глаза дома)
- Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом (дом – окна со ставнями).
7 слайд.
Дом с резными наличниками.
8 слайд. Деревенская улица.
- Как вы думайте, что объединяет все эти дома? Что было самым главным в русской избе?
- Печь.
9 слайд.
- Правильно печь, внутри каждой избы стояла печь.
10 слайд.
Деревня - вид сверху.
- Обратите внимание, на крыше каждого дома есть печная труба.
А теперь, я вам предлагаю поиграть в игру.
Физкультминутка
Целый день тук да тук,
Раздается громкий стук,
Строим дом, дом большой,
И с крылечком и трубой.
- Ребята, назовите мне профессию человека, кто строил дома из бревен.
Верно, плотник. У меня есть два дома: синий, красный – мы с вами разделимся на две команды плотников (деление на команды, согласно выбранным билетам).
Дидактическая игра «Строим Дом»
В деревне двери в дом всегда открыты и гостям хозяева очень рады.
- Пора и в дом заглянуть!
Гостей встречает бабушка Арина :
- Здравствуйте гости дорогие! (- Здравствуйте)
- А знаете ли вы что обозначает это слово?
Дети : Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов, потому что «здравствуй»
Значит «Будь здоров»!
Вечером расстались –
Встретились с утра,
Значит слово «здравствуй»
Говорить пора.
Ведущая: Раз мы в историческом месте, поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
Бабушка Арина : Милости прошу, дорогие гости, проходите в горницу – светлицу. «Красному гостю – красное место».
Вы прошли по нашей деревенской улице?
- Да, ходили.
Видели дома? Красивые?
А что же все дома объединяет?
Бабушка Арина : - Правильно, печь!
Ведущая:- А зачем нужна была печь в доме?
Бабушка Арина : Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встану поутру, так первым делом начинаю растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Дети: - В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»
Ведущая: -Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В народе говорили «Щи да каша – пища наша».
Бабушка Арина : В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
Ведущая: -Ребята, как вы думаете, где бы мог находиться у нас в квартире «бабий кут»?
Бабушка Арина : Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала.
Ведущая : - Бабушка Арина, наши ребята знают закличку про печку?
Дети:
Ой, ты печка – сударушка
Помогинам, боярушка:
Ты, свари, испеки,
Обогрей, освети,
В дом богатство принеси.
Бабушка Арина показывает и рассказывает про утварь русской избы.
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Бабушка Арина : Ой, гости дорогие, пока мы с вами избу осматривали, у меня тесто для пирогов подошло. Помогите мне пирожки приготовить?
Пальчиковая гимнастика
«ТЕСТО»
Тесто мы месили,
(Делаем вид, будто месим тесто)
Мы пирог лепили,
(Лепим пирожки)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп,
(Хлопаем в ладоши)
Слепим мы большой пирог!
(Показываем большой пирог)
Приготовление пирога из соленого теста
(совместная работа педагогов, детей и родителей)
После приготовления пирога бабушка Арина предлагает вымыть руки из рукомойника и вытереть их ручником.
Бабушка Арина : Молодцы, потрудились на славу. А теперь, пока наши пироги пекутся, я предлагаю отдохнуть, да повеселиться.
Совместно педагоги, дети и родители
водят хоровод и поют песню «К нам гости пришли».
Бабушка Арина : Хороводы - то водить вы -мастера.
А вот память – то у вас хорошая? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое, крови нет,
Сесть на нее сядешь,
А не везет,
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит,
Кушу варит, блины жарит.
(печь)
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт» (ухват)
Бабушка Арина : Пироги – то наши испеклись. (Вынимает из печи). Вот вам угощение на доброе здоровье: крынку молока, медочку, баночку варенья и, конечно, пироги (собирает в корзинку).
Ведущая: Дорогие ребята и уважаемые родители, понравилось вам в гостях у бабушки Арины?
- Я, думаю, много нового и интересного узнали?
Бабушка Арина : До свиданья, приезжайте летом на каникулы.
Дети и взрослые благодарят бабушку Арину
за гостеприимство и прощаются.
Садятся в автобус и уезжают обратно в город Иваново