Вера Тарлыкова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание
Образовательные задачи:
• учить определять геометрические фигуры, выделяя цвет, форму, величину и толщину, пользуясь схемой;
• упражнять в умении определять цифры, используя осязательные анализаторы мелкой моторики и в умении выстраивать цифровой ряд;
• формировать навыки соотношения цифры с количеством предметов;
• формировать умение ориентироваться на плоскости, используя технологию Эйлера;
• совершенствовать знания о днях недели, временах года;
Развивающие задачи:
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать внимание, усидчивость;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• развивать навыки общения при обсуждении задания;
• развивать зрительно – двигательную поисковую активность;
• развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
• развивать способность производить действия в уме;
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей активное отношение к собственной деятельности, умение проводить реальную оценку;
• воспитывать желание поддержать товарища при решении логических задач;
Словарная работа:
• обогащать словарь детей названием дней недели; времен года; цвета, формы, величины и толщины геометрических фигур;
• учить строить свои высказывания, употребляя сложные предложения.
Предшествующая работа:
• подготовка конспекта занятий, изготовление дидактических игр;
• изучение схем игры с блоками Дьенеша на занятиях и в совместной деятельности; изучение способов выполнения заданий с кругами Эйлера;
• игры «Геоконт», «Квадраты Воскобовича», «Гараж»;
• рисование «Дорисуй…» (с геометрическими фигурами);
• рассказывание и просмотр сказки «Мороз Иванович» по мультимедийной установке
Методические приемы:
• игровой момент: дети помогают Рукодельнице достать из колодца ведерко, выполняя задания Мороза Ивановича по мультимедиа.
• упражнение «Дни недели и времена года» (с кругами Эйлера)
• дидактическая игра «Пирожок»
• дидактическая игра «Камешки через речку» (блоки Дьенеша)
• упражнение «Живые цифры»
• упражнение «Заплатки для рубахи Мороза Ивановича» (графический диктант)
• упражнение «Молчанка»
• дидактическая игра «Открой сундук»
• Мороз Иванович благодарит детей за помощь Рукодельнице и угощает сладостями.
Материалы и оборудование:
раздаточный
Набивные цифры и салфеточки, пирожки с цифрами и карточки с количеством кружочков, блоки Дьенеша, карточки –схемы, круги Эйлера и по 7 кружочков, цифры – карточки от 1 до 10 на тесемке; листы в клетку и карандаши;
демонстрационный
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, печка – макет, «речка» бумажная с снежными сугробами вокруг, сундучок, наборное полотно для цифр, 5 замков и 5 ключей, дерево с наливными яблочками, коробочка с блоками Дьенеша, ведерочко и гостинцы мармеладки.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, обратите внимание, кто нас встречает? Да, это Мороз Иванович. В этой сказке у Рукодельницы беда приключилась – случайно уронила ведро в колодец. Мы получили письмо от Рукодельницы с просьбой помочь ей достать ведерко. Но Мороз Иванович спрятал ведерко в сундук за пятью замками. Ключи от замков он спрятал. Мы с вами должны собрать эти ключи, выполнив задания. Как нам пройти весь путь, подскажет план пути с пригласительными билетами в сказку.
Часть 1
-Первое задание от Мороза Ивановича. Выложите на противень нужный пирожок. Ребята, тут лежат карточки с кружочками и пирожки с цифрами. Вы посчитайте, сколько кружочков на карточке и найдите пирожок с нужной цифрой. (Дети выполняют задание. Педагог подходит к каждому и дает советы. В ходе выполнения задания, анализирует с детьми их действия) Вот, ребята, первый ключ мы получили.
Часть 2
-Какая красивая яблоня стоит перед нами. Да какие наливные яблочки. Послушайте следующее задание: сорвите яблочки и узнаете следующее задание. (Воспитатель срывает яблочки, на обратной стороне которых написаны задания). Перед вами круги и маленькие фигуры – кружочки. Кладите в голубой круг столько кружочков, сколько времен года. Кладите в коричневый круг столько кружочков, сколько дней в неделе. Теперь оставьте в голубом круге столько кружочков, какой по счету день недели четверг, а в коричневом круге, какой по счету день недели суббота. Разместите дни недели так, чтобы среда оказалась соседкой и вторника, и четверга. (Воспитатель по ходу выполнения задания подходит к менее активным детям) Справились с заданием и получили с вами ключ.
Часть 3
-Следующее задание: помогите Морозу Ивановичу перейти речку. Ребята, на улице весна. В царстве Мороза Ивановича тает снег, появились лужи и текут ручьи. Мороз Иванович не может перейти речку. У вас в руках блок – схемы. Определите свой камешек и расположите их так, как показывает схема. Поможете Морозу Ивановичу – получите ещё один ключ. Ребята, давайте, рассмотрим схему: в верхнем левом углу символ показывает, что первая кочка будет квадратная, толстая, находите ее и кладите на речку. Далее по стрелке мы видим, что надо положить прямоугольную тонкую кочку, затем? -треугольную, тонкую. -А потом по стрелке? -круглую, толстую. -И снова квадратную, толстую. (Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует детей, задавая вопросы).
Часть 4
Физкультминутка «Живые цифры»
-Мороз Иванович хочет посмотреть, знаете ли вы цифры. (Воспитатель раздает два набора цифр от 1 до 10. Дети надевают цифры на грудь. Дети под музыку двигаются по залу, а по сигналу выстраивают два цифровых ряда).
Часть 5
-Следующее задание: нарисуйте форму заплатки для рубахи Мороза Ивановича. Пока Мороз Иванович ходил по зимнему царству, в его избушку проникли мышки и прогрызли его рубаху. (Дети выполняют графический диктант). «3 клетки вправо, 5 клеток вниз, 6 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетки вниз, 10 клеток влево, еще 3 клетки влево, 10 клеток вверх». Вот вам еще один ключ!
Часть 6
-Мороз Иванович приготовил вам вопросы. Я вам буду задавать эти вопросы, а ответ на вопросы вы будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
Часть 7
-А теперь попробуйте открыть сундук. Ребята, сундучок крепко закрыт. Чтобы сундучок открылся, вам нужен еще один ключ. Для этого вам надо подойти к столу, где лежат салфеточки, и определить на ощупь, какая цифра спрятана под салфеткой. Подглядывать нельзя. Кто правильно определит цифру, тот поставит ее на полотно к сундучку.
(Дети выполняют задание)
- Молодцы! Справились! У вас есть все ключи!
А теперь откроем сундук и достанем ведерко. Мороз Иванович очень любит трудолюбивых детей, и он сегодня одаривает вас сладостями.