Лариса Логинова
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Белоснежка и семь гномов
(занятие по математике старшая группа)
Задачи:
* закрепить количественный и порядковый счет в пределах 9.
* продолжать учить выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры, стоить по образцу.
* развивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления;
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
* формировать универсальную учебную деятельность, поддерживать интерес к играм математического содержания.
Оборудование
Демонстрационное: изображения семи гномов разной величины; картинки: треугольника, квадрата, кораблика, составленных из счётных палочек; рисунок, на котором, изображены птички, картина «рассыпавшихся» бус на доске.
Раздаточное: числовые карточки, цифры от 1 до 7, счётные палочки цветные круги на магнитах для составления «бус».
Предварительная работа: знакомство детей со сказкой «Белоснежка и семь гномов», отгадывание загадок, проведение дидактических игр с математическим содержанием, игра с мячом, пальчиковая гимнастика с предметами.
* * *
Перед занятием воспитатель должен спрятать гномов в определенных местах: у окна, у зеркала, около баночки с карандашами, в книжном уголке, в уголке «Больница», за мячом и рядом с белочкой, сундучок с конфетами спрятать под салфеткой.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от жителей сказочной страны. Они пишут, что злая мачеха украла Белоснежку и спрятала всех гномов. Давайте поможем сказочным героям. Чтобы найти первого гнома, нужно отгадать загадку:
Если дождь идёт давно,
С грустью смотрим мы в (Окно.)
Отгадав загадку, дети подходят к окну и находят там гнома и конверт с заданием.
1) Воспитатель. Дети, давайте сядем за столы и посмотрим, что в конверте. Пришла весна и стали просыпаться насекомые, выползли на полянку божьи коровки, но чего-то у них не хватает: давайте внимательно рассмотрим. Чего не хватает?
- Точек
-Почему вы так решили?
-Потому что у них мало точек, а на карточке написана цифра 8.
-Что нужно сделать, чтобы точек тоже стало 8?
-Дорисовать их!
Гном просит нас выполнить математическое задание: помочь божьим коровкам
У каждого ребенка на столе карточка с изображением божьей коровки
После того как дети справились с заданием, спросить сколько теперь точек у божьей коровки?
Загадывается вторая загадка.
Не проспит, не позабудет,
В ранний час тебя разбудит.
Он звонит, но не мобильник.
Как зовут его? (Будильник)
Находим второго гнома возле будильника, рядом с ним конверт с картинками из счё тных палочек: треугольник, квадрат, кораблик.
Гном предлагает нам выполнить следующее задание:
- Составьте геометрическую фигуру из трёх палочек.
- Какую фигуру вы составили и почему? (Треугольник, потому что у него три стороны.) Поставить на доску карточку.
- Можно ли из трёх палочек составить квадрат? (Нет, потому что у квадрата четыре стороны.)
- Составьте квадрат из четырёх палочек. Поставить на доску карточку.
- Поставить на доску карточку с корабликом.
- Из скольких палочек состоит кораблик? (Из девяти.)
- Давайте построим кораблик из девяти палочек.
- Сколько взяли палочек? (Девять.)
А теперь рассмотрим наш кораблик. Из каких геометрических фигур он состоит? (обсуждение с детьми, подсчет палочек и фигур)
3) Воспитатель. (Загадывает третью загадку.)
По бумаге я бегу,
Все умею, все могу;
Хочешь — домик нарисую,
Хочешь — елочку в снегу,
Хочешь — дядю,
Хочешь — сад,
Мне любой ребенок рад, (Карандаш.)
Находим гнома в уголке рисования возле баночки с карандашами. Пальчиковая игра «Веселый карандаш»
Ребята, гномик хочет поиграть с вами в игру «Когда это бывает?», но сначала давайте вспомним, из каких частей состоят сутки? Назовите части суток. (Утро, день, вечер, ночь.)
А теперь я буду вам задавать вопрос, а вы будете отвечать, в какое время суток мы это делаем.
Воспитатель. Когда мы приходим в детский сад?
Дети. Утром.
Воспитатель. Когда мы делаем зарядку?
Дети. Утром.
Воспитатель. Когда мы обедаем?
Дети. Днем.
Воспитатель. Когда мы спим?
Дети. Ночью. (Дома.) Днём. (В детском саду).
Воспитатель. Когда мы возвращаемся из детского сада домой?
Дети. Вечером.
Воспитатель. Когда мы смотрим передачу «Спокойной ночи, малыши»?
Дети. Вечером.
Игра «Покажи правильно время суток» (использовать цифры от 1 до 4.)
4) Воспитатель (загадывает загадку)
Круглый, гладкий, полосатый,
Нравится он всем ребятам.
Может долго он скакать
И совсем не уставать.
На пол бросишь ты его –
Он подпрыгнет высоко! (Мяч.)
Дети отгадывают и находят четвертого гнома за мячом.
Физкультминутка.
Наш гномик очень весёлый. Он предлагает вам немного поиграть с мячом. Игра «Кидай через одного»
5) А теперь еще одна загадка.
Кто трехглазый, одноногий
Нам мигает у дороги?
Красный глаз глядит в упор,
«Стой!» — сигналит. (светофор)
Дети отгадывают и идут искать гнома возле светофора.
Этот гномик просит вас собрать «рассыпавшиеся» бусы. Дети садятся за столы.
На доске изображение бус с четырьмя бусинками: желтая, зелёная, жёлтая, красная. Детям предлагается уловить закономерность в порядке бус и расположить «рассыпавшиеся» бусинки по такому же принципу.
Дети выполняют задание коллективно.
6) Следующая загадка:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Находим гнома в уголке книги.
Гномик предлагает нам поиграть в игру «Весёлый художник».
Поставить на доску карточку и сказать детям, что художник нарисовал птичек.
• Скажите, где птички на картине? (Птичка сидит в гнезде, птичка летит к дереву, птичка за деревом, птичка на земле, две птички сидят на дереве.)
• Задание можно усложнить вопросами «левее-правее»
7) Слушаем внимательно последнюю загадку:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.)
Дети отвечают и находят седьмого гнома рядом с белочкой.
Ребята, мы всех гномов нашли, и теперь нам нужно расставить их по росту (величине) : от самого большо о до самого маленького. Вызвать одного ребёнка к доске. Ребёнок выполняет задание, а дети проверяют.
Давайте посчитаем гномов по порядку. Считает один ребёнок с места. (Прямой и обратный счет)
Игра «Исправь ошибку» (воспитатель просит детей отвернуться от гномиков и переставляет несколько гномов местами. Дети самостоятельно исправляют ошибку.
Игра «Назови соседей числа»
Белоснежка благодарит вас, ребята, за то, что вы поиграли с гномиками. Звучит музыка, появляется Белоснежка (девочка подготовительной группы) и сундучок. (В нём конфеты - кристаллы.) (Белоснежка благодарит вас, за веселые игры и дарит вот этот сундучок.
Воспитатель подводит итоги занятия.
Кому помогали?
Какие задания подготовили гномики?
Ребята, вы сегодня молодцы. Сделали доброе дело, поиграли со всеми гномиками, со всеми заданиями справились.