Алёна Васильевна Гладкова
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение веса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение веса».
Цель: Формировать общие представления детей о процедуре измерения веса.
1. Образовательные задачи: формировать представления о практическом сравнении предметов по массе, закрепить представления о понятиях «тяжелее», «легче». Учить детей сравнивать непрерывные количества (количества песка, сыпучих продуктов) с помощью условной мерки; делая правильные умозаключения. Познакомить с понятием –шкала-линия с делениями, отмеченными числами; мерные стаканы. Учить детей, что количество не зависит от веса продуктов, предметов; сравнивать вес. Познакомить с разными весами. Закрепить алгоритм взвешивания на весах и знание меры веса –килограмм.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Измерение веса“» размещена в разделах
- Вес, взвешивание, легкий - тяжелый
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивающие задачи: развивать познавательные интересы. Внимание, мышление, речевую активность, словарный запас, умение правильно аргументировать свои ответы, мелкую моторику.
3. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к математике, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Материалы к занятию.
Демонстрационный: 2 темных пакета одинаковой массой; почтовый ящик; бытовые весы, мерные стаканчики, крупа, яблоки.
Раздаточный: пластилин, доски.
Ход занятия.
1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Игра-приветствие:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить,
Ножки будут топать,
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся,
Занятие начинается.
2. Дидактическая игра: «Угадай, что это».
Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку. Хотите узнать, что там лежит? (Да).
Подойди,., к столу. Нужно опустить руку в отверстие, на ощупь определить, что там находится.
Догадались, что там? Давайте проверим. (Воспитатель снимает скатерть, задает вопросы).
-Что вы видите? (термометры, линейки, безмены и т. д.)
-Для чего это нужно? (измерять, узнавать температуру)
-Как назвать одним словом? (измерительные приборы)
-Чем все приборы похожи? (есть шкала и цифры)
- Чем отличаются? (одни для измерения температуры, другие- температуры и т. д.)
3. На подносе закрыты платком крупы и мерные стаканы.
В двух стаканчиках разной формы насыпана гречневая крупа, рис, рядом на столе находятся различные предметы (квадраты, палочки, линейка, стаканчик, ложка).
- Что теперь перед вами?
- Скажи, в каком стаканчике гречневой крупы больше?
- Что нужно сделать, чтобы это узнать?
- Чем можно измерить гречневую крупу?
Дети перебирают все предлагаемые мерки и приходят к выводу, что измерить гречку удобнее всего стаканчиком или ложкой.
- Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.
- Какой должна быть мерка? (Полной, ровно по краям).
- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? (Выставляем фишку).
- Сейчас вы будете самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.
- Как узнать, сколько получилось мерок крупы? (Надо сосчитать фишки).
- Почему у вас получились разные ответы? (Использовали разные мерки).
- Какие правила измерения вы узнали? (мерки должны быть одинаковы).
. Гимнастика для глаз.
Упражнение «Стрельба глазами» : двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
Физкультминутка с изображением происходящих действий.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал. (Руки под щеку).
Ребята у меня есть два предмета. Что вы можете сказать об этих предметах?
(Это шары, одинаковые по цвету, размеру)
А вот сейчас я дам их в руки ребятам и они сразу нам скажут, в чем разница между этими шарами.
(Да, совершенно верно. Один шар легкий, другой тяжелый. Шары разного веса.). На сколько точно они различаются мы можем узнать, взвесив их.
А сейчас ребята я вас приглашаю в путешествие в мир весов.
Весы изобрели древние торговцы. Народы с глубокой древности обменивались друг с другом разным товаром. У одних была соль, а другие умели делать красивые стеклянные вазы. У третьих было много скота, но не было шелковых тканей. Люди торговали друг с другом тем, что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценный, люди придумали весы.
Первоначально весы использовались не для взвешивания товаров, а для взвешивания денег. На одну чашу весов клали гири с изображением товара, который покупали или продавали, а на другую кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара.
Весы с чашками, которые подвешены к концам планки (планку называют коромыслом, иногда применяют и сейчас.
Древние арабы придумали весы с передвижной гирей. На металлической планке, рычаге, устанавливалась гиря, которая свободно двигалась вдоль планки. К одному концу планки подвешивался груз, вес которого надо было определять, а гиря передвигалась по планке с делениями и показывала вес. Такие весы называют безменом. Может быть у твоей бабушки сохранились такие весы – безмен.
На Руси издавна пользовались и безменом, и весами с чашами, на которые ставили гири разных размеров.
Сейчас во всем мире вес определяют в граммах, килограммах и других единицах. В древности у каждого народа были свои весовые единицы.
Сейчас есть весы электронные и механические. Они используются где? Подскажите мне. Обобщить ответы детей.
Основная единица измерения веса- килограмм.
4. Практическая работа с весами.
Воспитатель подводит детей к столу, где лежат одинаковые темные пакеты. В одном 1кг пластмассовых кирпичиков, в другом 1кг деревянных кирпичиков.
-Как вы думаете, какой пакет тяжелее, а какой легче? (Высказывания детей).
Взвешиванием устанавливается, что пакеты равны по массе.
-Сравнение коробки с ватой и коробки с песком, пластикового и металлического шарика.
Дети приходят к выводу, что масса предмета не всегда зависит от его размера, поэтому её трудно определить на глаз. Для сравнения предметов по массе, их нужно взвесить, используя общепринятую меру – 1кг.
Вывод: при одинаковой форме и одинаковом размере предметов масса их может быть различной.
-Можно ли измерить свой вес безменом?
Есть весы напольные, с их помощью определяют вес человека.
-Как вы думаете, кто из вас самый тяжелый? А самый легкий? Проверим.
Взвешивание яблок и мандаринов.
Иногда нужно определить вес совсем небольших изделий. Тогда используется другая единица измерения –грамм или даже миллиграмм. В этих единицах определяют вес изделий из драгоценного металла.
5. Дидактическая игра: «В магазине».
-Рассмотрите картинку. Что вы скажете о массе предметов на чашах весов? и т. д.
6. Пальчиковая гимнастика: «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы правой и левой руки соединяются в замок)
Мы с вами подружимся маленькие пальчики.
(Шевелят пальцами)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Пальцы правой руки, начиная с мизинца, соединяются с пальцами левой руки)
И обратно начнём считать.
Пять, четыре, три, два, один.
(Пальцы разъединяются, начиная с большого).
7. Самостоятельная работа. Взвесим кусок пластилина. Вылепим из пластилина какую-либо фигуру.
-Изменился ли вес фигуры? Почему?
Вывод: преобразования, которые изменяют внешний вид предмета, оставляют неизменной его массу.
Итог занятия.
-Что нового узнали на сегодняшнем занятии?
- Кто запомнил, какой меркой пользуются для измерения массы предметов?- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание было сложным для вас?