Оксана Саксонова
Проект «Театральные профессии» ко Дню театра
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
Познавательно - творческий.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияет на поведение детей, на их отношение к взрослым людям, продуктам труда. Поэтому мы должны уделять особое внимание на ознакомление детей с профессиями и их значимостью для общества.
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. Участвуя, дети знакомятся с многообразием театральных профессии, с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.) Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставили свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель:
- Сформировать представление детей о театре и театральных профессиях
- развивать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-игровой деятельности;
- знакомить детей с несколькими видами профессий;
- показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
Задачи проекта:
1. Формировать интерес к людям новых профессий: актер, сценарист, костюмер, художник-декоратор, постановщик, гример, режиссер.
2. Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре.
3. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
4. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников артистические способности детей через театрализованную игру.
6. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
7. Дать детям знания об основах безопасности жизни, в частности во время пожара, на примере поведения героев сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»: формировать умение действовать разумно и правильно в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром.
8. Развивать в детях умение быстро ориентироваться в данных ситуациях, не теряться и уметь находить выход из создавшегося положения.
9. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
10. Укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни города.
Этапы реализации проекта:
1 Этап. Информационный.
Цель этапа: Познакомить всех участников с проектом.
1. Консультации для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности".
2. Определение целей и задач.
3. Разработка проекта в группе: Показ сказки «Кошкин дом».
4. Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
5. Введение детей в игровую ситуацию. Знакомство со сказкой «Кошкин дом» (чтение, рассматривание иллюстраций, театральные этюды, отгадывание загадок).
6. Прослушивание с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля.
7. Дидактические игры: "Мои любимые сказки", лото по сказкам, пазлы.
8. Изготовление настольного театра к сказке: "Кошкин дом".
9. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
10. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
11. Рисование «Кошкин дом».
12. Изготовление атрибутов к сказке "Кошкин дом".
Результаты этапа: дети узнают по иллюстрациям сказку, правильно называют персонажей, театральные профессии. Умеют отгадывать описательные загадки о сказочных персонажах
сказки» Кошкин дом». Активно включаются в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками. Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в ДОУ.
2 Этап. Основной.
Цель этапа: Создание совместно с родителями и педагогами условий для формирования у детей устойчивого интереса к театрализованной деятельности, к театральным профессиям.
Образовательная деятельность.
Познание:
- Рассказ воспитателя: «О народных кукольных представлениях и их первых героях», «Как создается кукольный спектакль», «Театральные профессии».
- Беседа-диалог с детьми: «Театральные профессии». Вопросы к детям поискового характера.
- Рассматривание фотографий, репродукций картин, иллюстраций, и др.
- Пословицы и поговорки и загадки о театре.
- Поисково-исследовательская деятельность: «Как мы сделаем свой театр в семье?».
- Выпуск афиши Сказки «Кошкин дом».
- Строительные игры «Театр».
- Рассматривание книг выставки, альбомов о театре и театральных профессиях.
- Создание альбомов «Театр».
- Фотовыставка «Мы артисты».
- Викторина "Знатоки театра".
- Придумываем загадки
- Чтение художественной литературы.
- Разучивание стихотворений.
Знакомство с театральными профессиями:
Познавательно-речевое направление
- Беседы с детьми о семье: «Что такое театр», «С чего начинается театр», «Детский театр»
- Беседа в детском саду с дошкольниками 5-7 лет о театре
- «Беседа о театре». Конспект занятия-беседы в подготовительной группе
- Модель игрового занятия «Приглашение в театр».
- «Умные каникулы. Творческие профессии»
- Модель игрового занятия «В гостях у сказки».
- Конспект по обсуждению с детьми в детском саду профессий людей, работающих в театре на основе просмотра с родителями мультфильмов и телепередач по этой теме. (Для детей 5-7 лет)
- Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции.
- Свободное общение: «Театр», «Правила поведения в театре», «Кто такой костюмер?».
- Совместное изготовление стенда для родителей «Поговорим о театре» (стихи, тематические фотографии, информация; творчество детей – рисунки, аппликации и т. д.)
- Рассказы детей о посещении театров.
- Составление творческих рассказов на тему «Моя семья идёт в театр», «Мой любимый спектакль», «Я артист».
- Составление рассказа из личного опыта «Мы в театре».
- Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Театр».
Социально-личностное направление:
Социализация:
- Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)».
- Импровизация игр-драматизаций, знакомых произведений.
- Дидактическая игра «Театральная шкатулка» (знакомство с видами театров, театральные профессии, «Зеркало», «Продолжи фразу и покажи», «Превращение предмета».
- Этюды на выражение основных эмоций: «Заинька», «Зимняя шутка» (В. Викторов, «Плачет котик» (П. Синявский).
- Этюды на изображение отдельных черт характера: «Буду летчиком» (Л. Дымов, «Умею сам» (О. Бедарев, «Неряха» (М. Пляцковский).
- Игра с имитацией движений “Кто как ходит?”
- Пантомимы: “Рыбак и рыбки”, «Загадка», «Если бы…».
- Сценка «Веселые превращения», «Великан и мышь», «Ёж».
- Самостоятельная деятельность по разыгрыванию знакомых сказок куклами би- ба- бо. Самостоятельное обыгрывание сочиненных историй. - Презентации, посвящённые театру.)
Показ Сказки Кошкин Дом»
Труд:
Ручной труд: изготовление декораций, бутафории для сказки «Кошкин дом».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры, аппликации, поделки.
Работа по изготовлению костюмов, атрибутов к инсценировкам, к сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом».
Безопасность:
Чтение сказки С. Я. Маршака «Кошкин Дом», обсуждение характеров героев, поступков.
Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
Беседа-игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре». Игровые, проблемные ситуации.
Художественно-эстетическое направление:
Продуктивная деятельность:
- оформление группы; изготовление праздничных открыток для родителей.
- рисование: рисование «Моя любимая сказка», «Что такое театр», «Как я с мамой (папой) иду в театр», «Сказочный герой».
- аппликация «Афиша к любимой сказке».
- «Слепи своего любимого героя сказки».
Музыка:
- Прослушивание музыки к танцам, импровизационные танцы, разучивание танцев.
- Пение, игры с пением «Узнай по голосу», муз. В Ребикова; «Ищи», муз. Т. Ломовой.
- Упражнения на развитие слуха и голоса: «Труба», муз. Е. Тиличевой; «Дудка», «Кукушечка», муз. Е. Тиличевой, сл. М. Долинова.
- Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение (использование экрана).
- Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.
- Пластические этюды, артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика, отработка диалогов игры на развитие чувство ритма и координацию движения.
- Показ сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»
Физическое развитие:
Физкультура:
- Упражнения над дыханием «Задуй свечу», «Сдуем пылинку», «Шепот и шорох».
- Подвижная игра «Смелые мышки», «Где мы были, мы не, скажем», «Пойми меня», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».
- Физкультурное развлечение «Театр зверей».
Здоровье:
- Свободное общение, беседа «Как беречь голос».
- Создание условий для самостоятельной деятельности
Книжный уголок:
- Альбомы с иллюстрациями о театре, видах театра, театральные профессии.
- Заучивание четверостиший с отдельными детьми. Книги для чтения и рассматривания.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: уголки «Ряженья», «Театральный уголок», «Театр», «Мир театральных звуков»: аудиозаписи, фото и репродукции различных времён с изображением театра и т. п.
Центр строительно-конструктивных игр: создание схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы.
Центр продуктивных видов деятельности: подборка праздничных открыток ко Дню театра, артистов театра; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с семьей:
- Наглядная информация «Поговорим о театре»
- Выставка рисунков «Что такое театр».
- Участие в подготовке костюмов, декораций.
- Самостоятельное посещение театра семьёй.
- Выставка детских театральных костюмов.
Работа с педагогами:
- Консультация «Здравствуй театр».
- Презентация: «Театрализованная деятельность дошкольников как стимул развития их творческого воображения».
- Мастер-класс «Путешествие в страну чувств и эмоций».
- Выставка методической литературы по теме «Театр детям».
- Выставка детских театральных костюмов.
Подготовка к постановке сказки «Кошкин дом»:
- Чтение и анализ сказки «Кошкин дом».
- Просмотр мультфильма «Кошкин дом».
- Распределение ролей.
- Подбор музыкального материала
- Рассказывание сказки С. Я Маршака «Кошкин дом» с показом настольного театра.
- Рассказывание сказки «Кошкин дом» с показом театра на магнитах.
- Рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра.
- Разучивание с детьми песен (индивидуальных и хоровых) .
- Разучивание с детьми танцев и танцевальных связок.
- Лепка «Персонажи сказки Кошкин дом».
- Рассказывание сказки детьми с имитацией действий.
- Упражнение «Изобрази героя», имитационные упражнения.
- Дидактическая игра «Мои любимые сказки».
- Драматизация сказки «Кошкин дом».
- Разучивание потешек «ДОН! Дон, «Тили – бом» .
- Использование раскрасок к сказке «Кошкин дом».
- Оформление материалов проекта.
Работа с родителями: активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей и ознакомлению с театральными профессиями.
Задача: Заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
Наглядная информация:
- папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, театральных профессий
- памятки «Организация театральной деятельности в подготовительной группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности» - выставка разных видов театра
- помощь в изготовлении костюмов и декораций
- просматривание телепередач с участием кукольных персонажей, совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование) на тему «Театр и куклы», организация домашних кукольных представлений.
Работа над спектаклем:
- создание декораций, костюмов;
- подготовка к выставке "настольный театр", развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Результаты этапа:
Дети внимательно слушаю сказку, активно сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание сказки. У детей проявляется словотворчество, могут описать сказочного персонажа, не перебивают, слушают и дополняют друг друга. С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей.
Этап. Итоговый.
Цель этапа: Продемонстрировать результаты совместного творчества.
Смотр-конкурс работ родителей.
Пополнение театрального уголка разными видами театра.
пальчикового, настольного театра и театра на магнитах.
Создание папки «Театральные профессии»
Театрализованное представление: показ сказки «Кошкин дом».
Выставка совместного творчества детей и родителей (рисунки, поделки).
Результаты этапа. Дети овладели навыками публичных выступлений. Дети согласовывают между собой действия и ролевые диалоги в ходе спектакля. Родители и воспитатели стали сотрудниками в развитии детских творческих способностей.
В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами
У детей сформировано представление о различных видах театра, о театральных профессиях.
Перечень направлений проекта:
Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимных моментов. - Пополнение уголка театрализованной деятельности.
Презентация «История театра».
Презентация «Театральные профессии».
Методическое сопровождение:
- Картотека дидактических игр по теме: «Театр»
- Картотека аудио- видео фильмов.
- Методическое сопровождение (магнитофон, кассеты).
- Подборка художественной литературы для театрализованных представлений.
- Конспекты театрализованных представлений.
- Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера.
- Консультации для педагогов.
- Консультации для родителей.
Сотрудничество с родителями:
- Изготовление элементов костюмов, декораций для театрализованной деятельности.
- Помощь в изготовлении различных видов театра.
- Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.
- Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд).
- Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например «по сказке «Кошкин дом» «Заюшкина избушка» «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.
- Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом».
- Родительское собрание.
- Организация выставок творческих работ детей.
Формы работы с родителями:
Тематические консультации, памятки.
Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
Консультации для родителей «Театр в жизни ребёнка», «Как устроить домашний театр для детей», «Сказочные герои, глазами детей» «Роль художественной литературы в развитии речи детей» «Играйте вместе с детьми»
Анкетирование «Любите ли Вы театр?». Цель - выявить творческие возможности и интересы детей.
Смотр – конкурс. «Наши сказки».
Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
Реализация проекта через разные виды детской деятельности:
Беседы:
- «Что такое театр?»
- «Правила поведения в театре, зрительская культура»
- «Виды театра и средства его выразительности. Кукольный театр».
- «Театральные термины».
- «Вечер загадок»
- Театральная викторина «В гостях у сказки».
Познавательная:
Презентации:
- «Знакомство с театральными профессиями».
- «Виды театра. Кукольный театр».
Продуктивная:
Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка».
Ручной труд:
- Изготовление афиш и пригласительных билетов.
- Мастер-класс «Наши руки не для скуки» (изготовление пальчиковых кукол,
- «Театр своими руками» (изготовление театра на ложках)
- Музыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные)
- Коллективная аппликация
Игровая:
- Сюжетно - ролевые игры: «Мы пришли в театр», «Актеры и зрители».
- Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.
- Пальчиковые игры: «Теремок», «Птичка», «Репка», «Сова», «Пчелки» и д. р.
- Подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Мыши водят хоровод», «У медведя во бору» и д. р.
- Музыкальная игра «Пчел-детей учила мать»
- Артикуляционная гимнастика: «Поймаем мышку», «Дудочка».
- Настольно-печатные игры: «Собери и расскажи сказку», «Назови сказку».
Чтение художественной литературы:
- Чтение русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Репка», «Зимовье зверей», «Колобок», «Волк и семеро козлят» «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».
- Потешки: «Мишка косолапый», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»», «Идет коза рогатая и д. р.
- С. Маршак «Кошкин дом», «Перчатки».
- Б. Заходер «Кискино горе».
- В. Сутеев «Под грибом».
Совместная деятельность детей и родителей:
Коллективная аппликация «Сказки живут среди нас»
Изготовления разных видов театра, пополнение театральных уголков.
Совместная подготовка к спектаклю (выучить слова).
Взаимодействие с родителями:
- Консультация: «Театр-источник новых знаний».
- Рекомендации: по выбору художественной литературы, по разучиванию диалогов между героями сказок; по развитию мелкой моторики.
- Помощь родителей в оформлении зала, изготовлении театральной ширмы, декораций к спектаклю, театральных атрибутов.
- Практический семинар для родителей «Театр-помощник в воспитании детей».
- Практикум для родителей. Пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приёмы).
Работа по подготовке к спектаклю проходит в несколько этапов.
Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени перед, в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности:
1. Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
2. Игры – драматизации.
3. Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.
4. Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
5. Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
6. Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.
7. Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого.
8. Подвижные речевые игры с персонажами сказок.
9. Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.
10. Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, монотипия, диотипия, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
11. Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек).
12. Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен.
13. Интеграция собластям - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, пробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
1. Выразительное чтение литературного произведения.
2. Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные).
3. Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
4. Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.).
5. Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
6. Распределение ролей.
7. Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.
8. Работа над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя;
- работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.
- работа над речью;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации;
- работа над характером роли;
- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.
Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
Заключительный этап. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.