Воронова Наталья
Проект «Огород на подоконнике» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно – познавательный.
Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации: (долгосрочный).
Актуальность:
Дети старшей группы в недостаточной степени имеют представления о том, что в комнатных условиях можно выращивать культурные растения, не знают об условиях, необходимых для их роста. У них не развит познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности в мире растений, поэтому нашей задачей стало дать детям как можно больше знаний в этой области и создать необходимые условия для их реализации.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к исследовательской и опытнической деятельности в мире растений и создание необходимых для этого условий.
Задачи:
- Расширить знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях, умение их узнавать и различать по характерным признакам.
- Знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук,
горох, огурцы, помидоры, перец, чеснок, салат, цветы).
- Дать детям знания о необходимых условиях выращивания культурных растений, что им необходимо для роста и развития (тепло, свет, влага почвы, подкормка).
- Формировать умение ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (поливать, рыхлить, пропалывать).
- Развивать у детей познавательный интерес к исследовательской и опытнической деятельности, любознательность и наблюдательность, творческие способности.
- Воспитывать у детей уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- методические разработки;
- подбор наглядного материала (фотоматериалы, иллюстрации, картинки, плакаты);
- подбор мультфильмов;
- подбор дидактических и подвижных игр;
- выставки книг, рисунков и творческих работ родителей и детей;
Формы и методы работы:
Словесные - чтение и рассказывание сказок, разучивание стихов, народных примет, потешек, беседы, рассматривание картинок, инсценировки;
Наглядные – наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, показ игрушек и предметов, использование фотоматериала, иллюстраций, картинок, кукольного театра, показ экспериментов и опытов.
Игровые – дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-забавы, инсценировки.
Практические – наблюдение, выполнение трудовых поручений, совместные действия воспитателя и ребенка, продуктивная деятельность, взаимодействие с родителями.
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные растения растут на подоконнике круглый год. Если посадить семечко, то оно вырастит.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и цветов, если их выращивать на подоконнике? Что нужно нам сделать, чтобы семена выросли?
Где и как найдем ответы на вопросы? Посадим и будем наблюдать. Проведем опыты и эксперименты. Спросим у взрослых.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- получение детьми знаний о взаимосвязи живой и неживой природы;
- дети узнают о многообразии культурных и дикорастущих растений;
- развитие умения экспериментировать, анализировать и делать умозаключения;
- с помощью исследовательской работы дети узнают о многообразии
и разнообразии посевного материала;
- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;
- дети научатся правильно ухаживать за культурными растениями, у них сформируется уважительное отношение к труду, бережное отношение к растительному миру;
- создание в группе дневника наблюдения для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике;
- создание в группе огорода на подоконнике.
Для родителей:
- привлечь родителей к участию в проекте на основе педагогического сотрудничества;
- повышение заинтересованности родителей и желание помогать детям и педагогам в улучшении социоприродной среды.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проект, сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта;
- подбор художественной литературы для чтения, бесед, консультаций для родителей;
- подбор наглядно-информационного материала для просмотра;
- подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений;
- работа с методическим материалом, литературе на данную тему;
- разработка плана материала по теме проекта.
2 этап – основной:
Тематические беседы: «Овощи», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Для чего нам семена?», «Как правильно ухаживать за растениями», «Когда овощи могут навредить нашему здоровью, а когда помочь?», «Наши цветы», «От семечка до семечка», «Культурные и дикорастующие растения».
Цель: Рассказать детям о росте и развитии растений в комнатных условиях, какие условия им необходимы для роста, как правильно надо за ними ухаживать.
Чтение художественной литературы:
Джанни Родари «Чипполино», Я. Аким «Яблонька», Е. Трутнева «Урожай, урожай!», сказки «Пых», «Репка», «Мужик и медведь», рассказ Л. Толстой «Старик сажал яблони.», стихотворение И. Финк «Овощи и фрукты».
Опытническая деятельность:
Опыт – наблюдение за ростом лука в воде и земле. Цель: Учить детей наблюдать за ростом лука в разных условиях, сравнивать, делать умозаключения, фиксировать рост лука в дневнике наблюдения.
Опыт – наблюдение «Что вырастет из семян?» Цель: Учить детей наблюдать за ростом культурных растений, сравнивать семена (рассматривание семян через лупу, их сравнение, Нашкакое семечко быстрее даст росток – сухое или пророщенное, делать зарисовки в дневнике наблюдения.
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Четвертый лишний», «Чье семечко?», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Угадай на вкус». «Полезно-вредно», «Скажи ласково».
Подвижные игры: «Кто быстрее?», «Собираем урожай», «Сад и огород».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Зкобазар», «Овощной магазин»,
«Мы помощники», «Цветочный рынок», «Наш огород».
Художественно-продуктивная деятельность:
Лепка: «Овощи на тарелке», «Фрукты на подносе», «Яблоки в корзине».
Аппликация: «Овощи на тарелке», «Компот из яблок», «Корзинка с овощами».
Рисование: «Ваза с фруктами», «Натюрморт», «Корзинка с овощами», «Овощи на тарелке», «Консервированные огурцы в банке».
Конструирование «Теплица для овощей».
Изготовление книжек-малышек «Овощи и фрукты-полезные продукты».
Трудовая деятельность: полив культурных растений, прополка, подкормка.
Театрализованная деятельность: пальчиковый театр по сказке «Репка»,
«Как овощи поссорились».
Взаимодействие с родителями:
- Беседа с родителями на тему: «Наш огород и как нам помочь в его реализации».
- Помощь родителей в приобретении инвентаря и посевного материала для нашего огорода.
- Изготовление книжек-малышек родителями вместе с детьми на тему: «Овощи и фрукты полезные продукты».
- Подбор стихов, загадок, потешек про овощи и фрукты для оформления альбома.
- Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
3 этап – заключительный:
- обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ;
- закрепление полученных знаний;
- изготовление книжек-малышек о культурных растениях;
- обработка и оформление материалов проекта в виде презентации «Наш огород»;
- проведение досуга «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Подведение итогов работы над проектом:
Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что полученные ребёнком знания помогли им и их родителям использовать их в жизни. Итог проекта - досуг «Овощи и фрукты – полезные продукты». Уровень участия родителей в проекте «Огород на подоконнике» был высокий. Родители помогли нам сделать альбом «Овощи и фрукты», собрали много информации о культурных растениях, их полезных свойствах. Активность родителей, их заинтересованность в проекте отразились на знаниях детей по этой теме. По ожидаемым результатам дети во время досуга «Овощи и фрукты – полезные продукты» показали знания на высоком уровне, научились узнавать растения по их характерным признакам. Дети используют природоохранные умения в повседневной жизни, соблюдают правила поведения в природе. Таким образом, задачи, поставленные в проекте «Огород на подоконнике», были успешно реализованы благодаря тесному сотрудничеству детей, родителей и педагогов.