юлия синиченко
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе на тему «В поисках золотого ключика».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В поисках золотого ключика.
Программное содержание: закрепить знание детей о звуках; дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять слоговой анализ двухсложных, трехсложных слов. Упражнять в выделении первого и последнего звука в слове; в подборе слов на заданный звук. Уточнить умение анализировать трехзвуковое слово «кот». Совершенствование грамматического строя речи : согласование числительных с существительными. Развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, связную речь, координацию речи с движением, тонкую моторику рук. Способствовать развитию коммуникативных умений детей. Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение работать в коллективе; аккуратность и самостоятельность при выполнении заданий, инициативность на занятии.
Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе на тему „В поисках золотого ключика“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: игрушки Буратино, кот; макет речки, бревна из картона; артикулемы гласных звуков; артикуляционные домики; предметные картинки (жук, сок, лиса, кукла, собака, автобус, утка, облако, индюк, эскимо); макет поляны со схемами (для определения места звука в слове); игрушки коровы и быка; карточки для звукового анализа слова «кот»; золотые ключики с картинками; шкатулка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие детей.
Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня (Стук в дверь)
(Появляется игрушка Буратино)
Логопед: Ребята, к нам пришел гость. Что нужно сделать?
(Дети здороваются с Буратино).
Логопед: Буратино, а почему ты такой грустный? (Обращается к Буратино)
(Логопед подносит игрушку к уху и внимательно слушает)
Логопед: Ребята, представляете злой Карабас Барабас спрятал его золотой ключик и ему нужна наша помощь, чтобы найти его. Мы поможем ему.
Дети: Да.
Логопед: Но в пути нас ожидают множество трудностей и сложных заданий. Вы не испугаетесь? Справитесь с ними?
Дети: Мы ничего не боимся.
Логопед: Тогда за Буратино, друзья.
(Логопед держит впереди игрушку и шагает вместе с детьми)
Играет музыка.
2. Дидактическая игра «Поймай звук»
Логопед: Ребята, стойте, слышите, что это. Давайте прислушаемся.
(Дети вместе с логопедом прислушиваются. Слышатся звуки А,О,У, М,Н,Ы….)
Дети: Это звуки
Логопед: Да настоящие звуки, их так много, что мы не можем пройти.
Дети, а давайте с ними поиграем.
Дети: Давайте.
Логопед: Когда услышите гласный звук, будете хлопать в ладоши - ловить его. А остальные будут улетать от нас.
(Дети ловят только гласные звуки)
Логопед: Молодцы. Положим звуки в нашу волшебную шкатулку, они нам могут пригодиться.
(Дети вместе с Буратино идут дальше).
Играет музыка.
3. Дидактическая игра «Построй, мост»
Логопед: Посмотрите, перед нами глубокая река.
(Указывает на макет реки)
(Приложение№1)
А нам надо перейти на другой берег. Что же нам делать?
(Ответы детей)
Логопед: Ребята, какие вы молодцы давайте построим мост.
Дети: Да мы построим мост.
Логопед: А из чего мы его построим?
(Дети предлагают свои варианты)
Логопед: Верно, мост мы будем строить из бревен. Вот они (показывает).
Но мост у нас не простой, а слоговой.
Логопед: Мы будем выкладывать столько бревен, сколько слогов в этих словах.
Произнесите первое слово. (Показывает картинку)
Дети: Жук
Логопед: Сколько слогов в этом слове.
(Дети делят слово на слоги)
Дети: Один
Логопед: Сколько положим бревен?
Дети: Одно бревно.
Логопед: Сколько слогов в слове лиса. (Показывает картинку)
Дети: Два слога.
Логопед: Сколько положим бревен?
Дети: Два бревна.
(Аналогично делятся слова «Собака», «Сок», «Кукла» и выкладываются бревна).
Логопед: Вот какой у нас получился мост. Молодцы!
(Приложение №1а)
Пальчиковая гимнастика в парах «Мостик»
(Дети поворачиваются друг к другу и выполняют совместно пальчиковую гимнастику)
Мы по мостику пойдем (Один ребенок делает из обеих рук
мостик
На тот берег перейдем. (Другой «шагает» указательным и
средним
пальцами по мостику)
Логопед: Ребята, посмотрите, какая-то картинка осталась у меня в руках. Кто здесь изображен?
Дети: Кукла.
Логопед: На какой звук начинается это слово?
Дети: На звук «К».
Логопед: Давайте и этот звук положим к себе в волшебную шкатулку.
(Идут дальше)
4. Дидактическая игра «Домики для звуков»
Логопед: Ребята, мы пришли в город звуков. Кто живет в этом городе.
(Ответы детей)
Логопед: Раньше мы звуки могли только слышать, а сейчас увидим.
(Достает из шкатулки артикулемы)
(Приложение №2)
Логопед: Давайте познакомим с ними наших гостей. Это звук (показываю артикулему)
Дети: А.
Логопед: Это звук (показываю артикулему)
Дети: У.
(Дети называют все гласные звуки).
Логопед: Все они живут в одном большом доме.
(Показывает домик)
Логопед: Послушайте, задание. Нужно расселить картинки. Определите, какой первый звук в слове и положите на эту артикулему. Домики и картинки лежат на столах.
(Дети выполняют задание).
(Приложение №3)
Логопед: Дети, а на какой звук не начинаются слова?
Дети: На звук «Ы».
Логопед: И с этим заданием вы справились. Давайте немножко отдохнем.
5. Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся
Раз нагнулся. Два нагнулся
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
(Дети выполняют движение по тексту).
6. Дидактическая игра «Найди звук»
(Ватман из 2 половинок, на каждой схема слова с определением места звука в начале и в конце слова)
Логопед: Ребята, смотрите, какая лужайка. Кто это пасется?
Дети: Это бык и корова.
Логопед: Да, верно. Но они что-то не поделили. Сейчас узнаем.
(Логопед наклоняется к животным).
Логопед: Ребята, а не поделят они лужайку с травой. Поможем им?
Дети: Да, поможем.
Логопед: А еще поможет нам в этом звук «К» в нашей шкатулке. А шкатулка у нас какая?
Дети: Волшебная.
Логопед: Правильно. И она превратила наш звук в букву.
(Достает букву К).
Логопед: Послушайте, как я произнесу слово К-К-КОРОВА. Где находится звук «к»?
Дети: В начале слова.
Логопед: Возьмите корову и поставьте ее на нужную лужайку.
(Дети ставят корову на лужайку со схемой-звук «к» в начале слова)
(Приложение №4)
Логопед: Где находится звук «к» в слове БЫК-К-К?
Дети: В конце слова.
(Дети ставят быка на лужайку со схемой-звук «к» в конце слова).
Логопед: Теперь они никогда не будут ссориться.
Идут дальше. Играет музыка.
7. Анализ слова «Кот»
Логопед: Ребята, смотрите, а вот и наши золотые ключики. Но они охраняются. Кто этот охранник? (Игрушка Кот)
(Приложение №5)
Дети: Кот.
Логопед: Я знаю, как нам его прогнать и освободить ключики. Подойдите к своим столикам и зашифруйте слово «кот». А это значит выложить звуковую схему этого слова.
(Дети выкладывают звуковую схему слова «кот» с помощью логопеда)
Приложение№6
Логопед: Какой первый звук в слове «кот».
Дети: Звук «К»
Логопед: Какой этот звук?
Дети: Согласный.
Логопед: Чем мы его обозначим?
Дети: Одной черной полоской.
(Анализируется каждый звук)
(Логопед убирает кота)
Логопед: Ключики мы освободили. Но их так много. Какой же твой, Буратино?
Буратино говорит, что его ключик с брелочком-картинкой, название которой начинается на звук «У».
(Дети находят ключик)
Дети: Это ключик с картинкой «Улитка»
Логопед: Молодцы! Держи, Буратино, свой ключик.
Ребята, он очень рад и благодарит вас.
Логопед: А какие еще слова на звук «У» вы знаете?
(Дети называют слова)
Логопед: Как много слов вы знаете.
Ребята, а Буратино знал, что вы ему поможете, и сразу с собой принес угощенья для вас.
8. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Логопед: Что вам запомнилось? Расскажите.
(Ответы детей).