Галина Грачёва
Конспект ОД по формированию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук [ к ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по формированию фонематической стороны речи
в старшей логопедической группе на тему «Звук [ К ]»
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком [К].
2. Закрепить навыки правильного произнесения звука [К] изолированно, в слогах, словах и фразе.
Публикация «Конспект ОД по формированию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе „Звук [ к ]“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
3. Упражнять в выделении (на слух и произносительно) звук [К] в начале и конце слова.
4. Учить подбирать слова со звуком [К] без опоры с учётом рифмы.
5. Упражнять в определении позиции звука [К] в словах.
6. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей, используя логосказку, как одну из видов театральной деятельности.
7. Прививать любовь к устному народному творчеству.
Оснащение: индивидуальные зеркала; кружки-символы для обозначения звуков; графическое изображение артикуляции звука [К]; предметные картинки: мак, кубик, индюк, бантик, веник, танк; плоскостные изображения персонажей сказки «Колобок»; картинки с изображением персонажей сказок: Красная Шапочка, Кот в сапогах, Коза, Курочка Ряба, Колобок.
Предварительная работа: уточнение знаний детьми сказки «Колобок».
Ход занятия
Сообщение темы занятия.
Логопед :
- Дети, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычный город, жителями которого являются звуки речи. Но чтобы попасть в город звуков, нужно выполнить два условия:
Первое условие. Самомассаж
Нашим язычкам необходимо сделать полезный массаж, чтобы они стали расслабленными и послушными, и им было легко произносить разные звуки. (Логопед произносит слова, а дети берут индивидуальные зеркала и выполняют самомассаж языка.)
Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами.
Нежно покусаем мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
И потом похлопаем бережно губами,
И в конце погладим ласково губами.
Упражнение на развитие слухового внимания
Второе условие.
Вы должны слушать меня внимательно и повторять за мной старательно.
мак - бак сок - сук бык - бок
бак - так так - ток бак - бык
ток - тук
Знакомство со звуком [К].
Характеристика звука [К] по его артикуляционным признакам.
Обозначение звука [К] цветовым сигналом.
Логопед :
- Дети, а какой одинаковый звук вы слышали в этих словах? (Звук [К]).
- А вы знаете, ребята, звук [К] является главным Правителем города, в который я вас приглашаю.
Но сначала я немного расскажу о нём.
Звук [К] согласный, твёрдый, глухой, т. к. при его произнесении воздушная струя встречает преграду в виде языка. Посмотрите, (показ графического изображения артикуляции звука [К]) язык выгнулся, как змея, прижался к потолочку. Но воздух прорывается сквозь преграду, а язык сердится и стучит по потолочку своим «хвостом». Горлышко «молчит».
Дети, как язык стучит по потолочку? (К-К-К)
А теперь давайте ещё раз повторим: звук [К] согласный, твёрдый, глухой.
Обозначается звук [К] кружком синего цвета без колокольчика. (Показ символа).
Произношение звука [K] в слогах и словах
Вот мы с вами и в городе. Слышите, где-то во дворе курица кудахчет: ко-ко-ко, ко-ко-ко.
- Как курица кудахчет? (ответы детей)
- Петухи кукарекают: ку-ка-ре-ку
- Как петухи кукарекают? (ответы детей)
- А в лесу кукушка кукует? Ку-ку, ку-ку
- Как кукушка кукует? (ответы детей)
- И на болоте лягушки квакают. Ква-ква, ква-ква. Как лягушки квакают? (ответы детей)
Игра «Добавь звук»
Логопед :
- Ой, ребята, в городе переполох. Все жители волнуются. Пропал главный Правитель. Давайте поможем им.
Перед вами картинки. Вы должны найти картинку, название которой я начну произносить, и назвать последний звук слова, ма. .(к, индю. .(к, тан. .(к, со. .(к, вени. .(к, банти. .(к). А теперь назовите все слова полностью, выделяя произношением пропавший звук. (Дети выполняют задание).
Логопед :
- Молодцы. Вы вернули словам главный звук города, и жители вас за это благодарят и предлагают поиграть в игру.
Игра «Добавь словечко».
Логопед :
- Игра называется «Добавь словечко». Но помните, в слове обязательно должен быть звук [К].
- Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно. (карандаш).
- Кто уселся у окошка, ну, конечно, это … (кошка).
- Коля полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет. (конфет).
- Где весною было пусто, летом выросла. (капуста).
Физкультминутка
Дети становятся в круг.
Руки вверх, в кулачок.
Разжимай и на бочок,
Ножкой топ - на носок,
Ножкой топ - каблучок,
Ноги вместе - сели, встали,
Все попрыгали. Устали?
Вместе тихо поклонились
И на стульчик приземлились.
Развитие фонематического восприятия.
Выделение слов со звуком [К].
Логопед :
- Дети, в городе Звуков речи живут персонажи разных сказок. Их имена начинаются на звук [К]. Назовите персонаж, которого в городе нет.
Логопед выставляет картинки : Красная шапочка, Чиполлино, Кот в сапогах. Колобок, Карлсон. (Ответы детей).
Сказка «Новый Колобок»
Логопед :
- А сейчас я хочу рассказать и показать вам новую сказку о старом знакомом. Вы его сразу узнаете, отгадав из какой сказки эти слова: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». (Ответы детей).
- Конечно это Колобок. А теперь слушайте и смотрите.
Положила Бабка Колобка студиться на окошко. Надоело ему лежать и решил он попутешествовать. Первым, кто ему попался был Щенок. Хотел Щенок ухватить Колобка, а тот горячий, не укусишь. Бежит навстречу Колобку курица с цыплёнком. Хотела Курица его клюнуть, да обожгла клюв. Увидел Колобок цветок, а на нём сидит Жук. Подлетел Жук к Колобку, помахал на него крыльями, Колобок и остыл. Катится Колобок по дорожке, а Жук летит рядом - охраняет друга.
Вопросы по содержанию сказки.
Логопед :
- Вам понравилась сказка? (Ответ).
- А сейчас я хочу узнать, как вы её запомнили. Ответьте на вопросы.
- Кто положил Колобка студиться на окошко? (Бабка)
- Кто первый попался колобку? (Щенок)
- Кто потом бежал ему навстречу? (Курица с цыплёнком)
- Что она обожгла? (Клюв)
- Что потом увидал Колобок? (Цветок)
- Кто на нём сидел? (Жук)
Логопед :
- Молодцы. Вы слушали очень внимательно и правильно отвечали. А теперь ответьте ещё на один вопрос.
- Какой одинаковый звук вы слышали в словах Колобок, Щенок, Курица, цыплёнок, жук? (Ответы детей).
Игра «Определи место звука в слове»
Логопед :
- Правильно. А теперь определите место звука [К] в словах-ответах. Это вы сделаете с помощью полосок с окошками и кружками синего цвета, который обозначает звук [К]. На столах у вас картинки с изображением предметов из сказки. Дети выполняют задания.
Итог занятия.
Вот и пришло время возвращаться в детский сад. Вам понравилось в городе Звуков речи? (Ответы детей). Я обещаю, что мы с вами побываем и в других городах Звуков речи.