Наталья Бакулина
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе детского сада
Приключения охотника Пульки и его собаки Бульки.
Тема: дифференциация звуков П и П’, Б и Б’.
Цели: закреплять умение различать на слух и в произношении сходные по артикуляционно- акустическим признакам звуки (п, п’, б, б’);
совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза (выделять заданный звук в слове, определять место звука в слове, количество слогов);
закреплять навыки печатания под диктовку;
обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
закреплять умение детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в творительном падеже от исходной формы (именительного падежа);
закреплять умение детей образовывать формы косвенных падежей существительных в единственном числе.
Оборудование: плоскостные фигурки (охотник Пулька, собака Булька); изображения животных и птиц со звуками П, П, Б, Б и одним, двумя, тремя слогами в названии; поезд с тремя вагонами (плоскостной); наборы для составления схемы слова; листы бумаги, разлинованные для печатания; ручки; наборное полотно.
Ход занятия.
1. Организационный момент (психогимнастика).
- Ребята, представьте, что вы охотники. У вас в руках фоторужье. Изобразите, как вы выслеживаете барса, фотографируете верблюда, испугались зубра, удивились, увидев павлина.
2. Выделение звуков из слов. Объявление темы занятия.
(Выставляются плоскостные фигурки охотника Пульки и собаки Бульки.)
- Это охотник Пулька и его собака Булька. Они тоже хотят учиться грамоте.
- Какой первый звук в слове Пулька?
- А в кличке Булька?
- Чем похожи звуки П и Б? (Согласные, твердые.)
- Чем отличаются? (П- глухой согласный, Б- звонкий.)
- Подберите парные мягкие звуки к звукам П, Б.
- Итак, сегодня на занятии мы будем слушать, выделять и различать звуки П, П’, Б, Б’.
3. Произношение звуков П, П’, Б, Б’ в слогах.
- Увидел Пулька нашу группу, удивился: па – ба – па
би – пи – би
пу – бу – пу и т. д.
- Булька увидел незнакомых детей, испугался: пэ – бэ – пэ,
бо – по – бо,
бы – пы – пы и т. д.
4. Произношение звуков П, П’, Б, Б’ в словах.
- Послушайте, что придумал Пулька:
- Эх, кабы да кабы
Сюда сбежались звери бы!
Зоопарк бы я устроил
И дома для всех построил
- Поедем на поиски зверей для Пулькиного зоопарка? Путь наш будет неблизким, поэтому добираться мы будем на… А впрочем, сами догадайтесь:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд.)
5. Падежное управление.
- Мы придем на вокзал и подойдем к чему? (К поезду.)
- Сядем куда? (В поезд.)
- Поедем на чем? (На поезде.)
- Кто опоздает, побежит за чем? (За поездом.)
- Опоздавшему скоро не станет видно чего? (Поезда.)
6. Физкультминутка.
- Но мы с вами на поезд не опоздали, так что в путь!
Едет, едет паровоз-
Две трубы и сто колес,
Две трубы и сто колес,
(Дети идут по кругу, держат друг друга за согнутые локти.)
Машинистом- рыжий пес.
(«Тяв - тяв».)
- Стоп, остановка! Выйдем из вагонов.
Здравствуй, солнце золотое,
(руки в стороны, покружиться)
Здравствуй, небо голубое,
(руки вверх, подняться на носках)
Здравствуй, вольный ветерок,
(руки вверх, плавно качаться)
Здравствуй, маленький дубок
(показать рукой).
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
(Руки вперед, раскинутые ладони вверх.)
- Молодцы, едем дальше.
7. Развитие фонематических представлений.
- Поезд наш необычный. В нем три вагона. В первом вагоне поедут звери, в названии которых один слог, во втором - два слога, в третьем - три слога.
Приблизительный перечень животных:
барс,бобр,зубр,барсук,верблюд,павлин,пума, пони,зебра,пингвин,попугай,леопард,пантера, бегемот,дикобраз,пеликан.
(Попутно определяется, какой звук (п, п’, б, б’) слышится в слове, место звука в слове.)
8. Звуковой анализ, составление схемы слова пума.
9. Печатание слов: пума, пони, кабан.
10. Составление предложений по опорным словам :
- пони, полоски;
- пингвин, льдина;
- павлин, красивый хвост;
- бобр, хатка.
11. Согласование числительного с существительными в творительном падеже.
- Итак, мы привезли много животных для Пулькиного зоопарка. За кем он будет ухаживать, если у него два барса (за двумя барсами);
три верблюда (за тремя верблюдами);
четыре павлина (за четырьмя павлинами);
пять попугаев (за пятью попугаями) и т. д.
12. Итог занятия.
- Давайте напомним Пульке и Бульке, какие звуки мы закрепляли.
Чем они похожи? Чем различаются?