вера кудасова
Конспект РОД по познавательному развитию на тему «Руда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект РОД по познавательному развитию.
Тема: «Руда».
Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире, актуализация имеющихся экологических знаний.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомление детей с внешним видом руды, с ее свойствами, месторождением, со способами добычи.
Развивающие:
Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с богатством родной земли
Формирование у детей первоначального представление о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых
Развитие общение и взаимодействие детей с воспитателем и сверстниками в ходе различных видов деятельности.
Воспитательные:
Воспитание инициативности и находчивости детей, бережное отношение к природе, ее богатству.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:
Чтение сказки П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»;
Рассматривание иллюстраций полезных ископаемых; Видео урок «Полезные ископаемые». Экскурсия в лес «Мы геологи»
Беседы на темы: «Что такое полезное ископаемое?», «Виды полезных ископаемых», «Для чего нужны полезные ископаемые?», «Береги ресурсы природы!» Игры «Путешествие по глобусу», «Геологи». Разучивание приветствия «Здравствуй, мир», физминутки «Вместо рук - большие крылья».
Словарная работа: месторождение, полезные ископаемые, железная руда, дудка, кирка, рудокоп.
Материал и оборудование: Интерактивная доска (1 видео геологи; 2 видео: «Карьер –добыча руды», 3 видео: «Шахта –добыча руды»
Природный минерал руда, стакан с водой, молоток.
Предметы-полезные ископаемые (Кувшин - глина, стеклянный стакан - песок, удобрение – торф, золото - серьги, известняк-мел, печь - уголь, нефть – машина, соль- соломка). Эксперимент «Я магнит», «Свойства железной руды»
Ход РОД.
Организационный момент.
Ребята, начать наше занятие мне хочется с приветствия, чтобы вы поприветствовать друг друга и гостей, а так же поздоровались с природой и окружающим миром.
Здравствуй, мир (руки в стороны)
Это я (руки на груди)
Все вокруг страна моя (шагая на месте сделать круг руками)
Солнце в небесах горит (сложить пальцами круг)
И земля у ног лежит (наклон вперед)
Здравствуй, дом, ты самый лучший (сложить руки над головой домиком)
Здравствуй, край, родной, могучий ((руки развести в стороны и повернуться из круга лицом к гостям)
Здравствуйте гости дорогие!
В:(Поприветствовали всех, улыбнулись и ко мне все повернулись).
Дети, я недавно познакомилась с необычными ребятами. У них такие интересные имена Руда и Рудик. Они мне рассказали о себе, о своих увлечениях. Я им рассказала о вас, какие вы у меня умные, веселые, любознательные дети. Чем мы увлекаемся, чем занимаемся в д. саду. И вот от них мне пришло письмо, а что в этом письме, я предлагаю прочитать вместе
(Воспитатель отдает детям конверт,ребенок достает фото)
Воспитатель: Ого, здесь их фото. Вот они!
(Дети рассматривают. Воспитатель продолжает, читает)
Здраствуйте, дети! Мы очень много слышали о вас, как о юных геологах. Значит вы, сможете нам помочь. Мы очень хотим узнать: «Что такое руда?» Ведь в честь руды, нас назвали наши родители. А что такое руда мы не знаем. Надеемся, что вы нам поможете. Ждем от вас ответ.
В: Ну что ж, ребята, вы, как думаете, сможем мы помочь Руде и Рудику?
Д: (ответ детей)
В: Я, думаю, и нам с вами тоже будет интересно добывать информацию из недр Земли. Ведь мы знаем, что руда –это природный минерал, полезное ископаемое. Мы с вами, будучи геологами, в нашем лесу нашли природный минерал- руду. Давайте вспомним, как это было, ведь многих ребят с нами не было.
Видео «Мы геологи» (1.50 сек)
В: Да ребята, нам повезло. Так как много лет назад добывали бурый железняк (т. е руду)в нашей местности, разработчиками были Братья Баташевы (посмотрите на экран) ,вели эту добычу простым способом, на небольшой глубине(2-10 метров,поэтому копали колодцы (дудки) довольно часто рудокопы, когда руда была найдена, копать прекращали. Затем рыли горизонтальные подходы, рудокоп лежал на боку и отбивал куски породы лежа, для подъема использовали кадушки на веревке, куда складывали куски руды для поднятия на верх. Это была ручная, очень тяжелая работа. И со временем от добычи отказались, и на завод стали возить руду из других мест.
Ребята, места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют – месторождением. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых называется (дети) геологи.
В: Как вы думаете, что значит понятие «Полезные ископаемые»?
Д: (ответ детей)
В:(Воспитатель обобщает и продолжает) Правильно, вы сказали. Ископаемыми, потому что эти богатства надо искать и добывают их из земли, а полезными — потому, что они приносят огромную пользу людям.
В: А сейчас мы с вами узнаем, как руду добывают сейчас. В некоторых местах руда залегает неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. (На экране появляются иллюстрации- видео)
Вы видите настоящий карьер, какой он большой!
(Видео, воспитатель комментирует (1.20сек.)
Сначала пласт земли взрывают, это необходимо для откалывания руды от монолитных стенок, а потом экскаватор грузит обломки в самосвал, который отвозит породу к железнодорожной ветке, затем везут ее на переработку на комбинат.
-На комбинате руду измельчают, потом отправляют на магнитный барабан. Все железное прилипает к барабану, а не железное – смывается водой. Запомните дети, как из природного камня, содержащего железа, образуется железная руда. Руда не растворяется.
Железо собирают и переплавляют в брикеты. Теперь из него можно плавить чугун, сталь и делать изделия.
В: А вот пример, когда природный камень руда залегает глубоко, Это – месторождения закрытого типа. Люди строят шахты.
Шахта – это огромный, тёмный колодец.
Чтоб камень наверх поднять,
Надо в шахте побывать.
Физминутка
Вместо рук - большие крылья.
Ну-ка, в небо, эскадрилья! Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу? Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит твой друг? Приземляемся, ура!
В страну магнитов, детвора)
(Дети смотрят, видео фильм отрывок(1.55сек)
В: Ребята, я думаю,если мы с вами нарисуем, карьер, шахту и отошлем Руде и Рудику им тоже будет интересно, посмотреть на место залежи руды.
В: Ребята, а какие полезные ископаемые вы знаете?
Д: (ответ детей)
В:(ребята, подойдите к столу) Посмотрите, у меня на столе полезных ископаемых, которые вы назвали. И есть предметы, которые из них сделали «Соедини правильно их между собой». (Найти пару и объяснить выбор).
(Кувшин - глина, стеклянный стакан - песок, удобрение – торф, золото - серьги, известняк- мел, печь - уголь, нефть – машина, залежи соли-соломка, руда -трубы).
В:Молодцы!
(Воспитатель достает железную руду, показывает и дает детям его потрогать, при этом задает детям вопросы).
В: Посмотрите ребята природный камень руда, какого цвета? Этот минерал встречается в природе от красно-бурого до черного цвета.
Д: (осматривают, воспитатель помогает).
(черного цвета, слегка блестит, плотное, твердое вещество, притягивает
металлические предметы)
Далее воспитатель предлагает проверить растворяется ли руда? (Ребята, мы с вами узнали, что руда не растворяется, проверим?
Эксперимент (стакан с водой опускается кусок руды)
Д: (не растворяется, дети подтверждают).
Природный минерал руда, хоть и плотный, твердый, но с помощью машин перемалывается мы с вами видели (вот сейчас я стукну,по нему молотком, отбивается,при переработки,при удалении примесей получается железная руда (У железной руды есть еще одно свойства магнитизм).
Эксперимент: (Воспитатель показывает, как руда притягивается к магниту)
В: Ребята, а нужна ли руда человеку?
Д: (ответ детей)
В: А, зачем людям нужно железо? (делать разные предметы)
В: А, если бы не было руды? (не было бы самолётов, кораблей, машин, и многих других предметов первой необходимости, которые изготавливаются из железа, чугуна, стали).
Д: (ответ детей)
Что нового, интересного, вы узнали? Какими свойствами обладает железная руда?
Какой ответ, мы напишем Руде и Рудику? Их имена символизируют силу, твердость и ценность.
Д: (ответ детей) Ну, что ж я предлагаю нарисовать природный камень руды, где он добывается, и отослать посылку, теперь уже нашим друзьям.