Елена Федорова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в лес
Цель
Закрепить знание цифр, состав числа из двух меньших. Развивать логическое мышление через логические задачи – стихи. Уточнить обобщающие понятия: деревья, дикие и домашние животные; продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, расширять и активизировать словарный запас детей, развивать внимание. В игровой форме закреплять знания о геометрических фигурах, их формах, величинах, так же развивать логическое мышление при нахождении геометрических фигур по кодам в работе с блоками Дьенеша.
Оборудование
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цифры, экран – окно, геометрические фигуры из картона, план – маршрут, картинки с изображением животных, птиц и деревьев, блоки Дьенеша.
Ход занятия
На магнитной доске размещена группа картинок, изображающих: липу, березу, дуб, ель, сосну.
- Дети, как можно назвать одним словом все изображения, что их объединяет? (Деревья)
- А где растут деревья? (в парке, в сквере, на улице у дома, в роще, в лесу)
- Открываем маршрутную карту и отправляемся в поход. Идем строго по маршруту. На нашем плане опушка. На опушке – избушка.
- Дети, а избушка-то не простая, а математическая. И живут в этой избушке любопытные цифры. Они все хотят о себе знать. Посмотрите, вот цифра 8 стала в серединку экрана, она хочет чтобы вы все о ней рассказали. (8 – это число однозначное, четное. Есть другие однозначные четные числа: 2, 4, 6. Состоит цифра 8 из: 7 и 1, 6 и 2, 5 и 3, 4 и 4. Предыдущая цифра 7, последующая 9)
- Молодцы, ребята, так хорошо рассказали о цифре. Скажите, а какие цифры нравятся вам больше всего и почему? (Пятерка – самая лучшая, я буду в школе учиться на 5. Мне нравится единица, она такая красивая, стройная, гордая, на царицу похожа. И когда мы считаем, первой называем единицу. Цифра 2 похожа на лебедя, а цифра три похожа на ласточку, и еще она живет в моих любимых сказках: «Три медведя», «Три поросенка» и т. д.)
- Все цифры красивые и нужные. Мы с вами без цифр не смогли бы ничего сосчитать.
- Открываем маршрутную карту и продолжаем наше путешествие. Идем прямо по стрелке. Перед нами доска с объявлениями. Кто же их написал?
Играем в дидактическую игру «Узнай по объявлениям».
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила игры: надо внимательно послушать объявление и отгадать, о ком идёт речь (какое животное или птица) в объявлении.
1. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
3. Помогу всем, у кого сломался будильник?
4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
5. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
6. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
7. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один — медлительность.
8. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
9. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
12. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
Педагог хвалит детей за правильные ответы.
- Теперь мы узнали, кто написал объявления и можем продолжать нашу прогулку, сверяясь с маршрутом по карте.
- Перед нами лесная школа Мудрой Совы. Она приготовила для нас свои задания.
Вот задачи от Мудрой Совы:
На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?
Белка сушила на веревке
Два грибка и три морковки.
Прибежал хорек, утащил грибок,
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на веревке?
А теперь Мудрая Сова задает свои мудрые вопросы:
- чего в лесу больше: деревьев или берез?
- чего в поле больше: цветов или васильков?
- а в реке: рыбок или карасей? И т. д.
Дети благодарят Сову за интересные задания и продолжают путешествие дальше.
- Мы пришли на заячью полянку! Перед нами пенек, из-за которого торчат 6 ушей.
- Сколько спряталось зайчиков за пеньком? Почему вы так считаете?
- А вот еще один зайчик, что-то он такой грустный? А у него сегодня день рождения, а гости не пришли. Ребята, давайте посмотрим, может быть, они заблудились?
Находим гостей.
Играем в дидактическую игру «Зайкино печенье».
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила игры: перед нами игрушки (гости, перед каждым ставим карточку с геометрической фигурой. Зайчик приготовил для гостей печенье, кто какое любит. И дети раздают каждому любимое печенье.
- Молодцы, ребята, мы накормили гостей любимым печеньем по их вкусу.
- А зайкина мама испекла на день рождения два пирога: шоколадный и ванильный, и украсила их вишенками.
Детям предлагается сравнить пироги (по форме, размерам т. д., вишенки (по количеству, размеру).
- Ребята, мы побывали у зайчика на дне рождения, помогли ему. Зайчик благодарит нас, а мы идем дальше по маршруту.
- А навстречу нам выходит хитрая лисичка! Она живет в лесу, но и не прочь сбегать в деревню поохотиться. И она решила нас перехитрить. Перепутала домашних и диких животных.
Играем в дидактическую игру «У кого где дом»
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила игры: необходимо вернуть животных туда, где они живут (лес или деревенский двор).
Лисичка хвалит детей за смекалку. Но она придумала еще одно очень сложное задание. Она приготовила ключи-коды, по которым нужно найти геометрические фигуры. ( Моя геометрическая фигура: квадрат, маленький, тонкий, красного цвета и т. п.)
Пример:
Лиса хвалит всех за правильные ответы.
- Ну вот, ребята, мы совершили с вами прогулку по лесу. Много увидели, много узнали.
Педагог спрашивает: понравилась ли детям прогулка, что понравилось больше всего.