Елена Антышева
Конспект занятия по ФЦКМ и познавательному развитию «Встречаем весну» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая область – познание.
Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
- продолжать учить ориентироваться по плану, на плоскости, на листе бумаги, закрепить знание геометрических фигур, вызвать у детей интерес к миру цветов, птиц;
- продолжать развивать навыки связной речи, звуковой культуры речи, обогащать словарный запас;
- воспитывать в детях добрые чувства к природе, ко всему живому, формировать дружеские взаимоотношения, умение сотрудничать.
Место проведения - Зимний сад.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ и познавательному развитию „Встречаем весну“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: слайды с изображением первоцветов, перелётных птиц; набор карточек с садовыми и полевыми цветами, карточки-схемы и набор геометрических фигур для игры «Собери бусы», шнурки, подносы, план Зимнего сада, сундучок, конверты с заданиями, магнитная доска, магниты, карандаши, листы бумаги в клетку, заготовка для скворечника, костюм для девочки Весны, аудиозаписи звуков природы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Воспитатель (дети в кругу). Ребята, отгадайте загадку:
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку и по цветку.
(Весна)
(Дети отвечают). Молодцы, ребята, правильно угадали. А какие приметы весны вы знаете? (Тепло. Капель. Сосульки. Ледоход. Прилетают птицы. Скворцы – вестники весны). Что бывает между весной и осенью? А кто знает стихотворение о весне? (Рассказывают стихотворение).
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны,
Видно очень тёплые ноги у весны.
Воспитатель. (Звучит музыка). А вот и сама весна на своих тёплых ножках пожаловала к нам! (Появляется девочка Весна в нарядном платье, на голове венок из цветов).
Девочка Весна. Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы так много знаете обо мне. Значит, ждёте меня. А знаете ли вы, как зовут моих братьев? Кто из них старший, средний, младший? (Дети отвечают полными ответами).
Молодцы! Вы знаете всех моих братьев. Сейчас у нас с братом Мартом очень много забот: нужно пробудить природу от долгого зимнего сна, помочь солнцу растопить сугробы и лёд на реках, предупредить перелётных птиц о том, что пора возвращаться на родину, что их ждут и готовят для них домики. И ещё много – много всяких весенних дел. И я бы хотела попросить вас о помощи.
Воспитатель. А что ребятам нужно сделать?
Девочка Весна. Для начала надо найти мой красивый сундучок, а в нем лежат задания, которые ребятам нужно выполнить. Сундучок найдёте вот по этому плану. Только постарайтесь быть внимательными, активными, дружными, и тогда у вас всё получится. (Вручает план). А мне пора уезжать, до скорой встречи, ребята! (Машет рукой и уходит).
Воспитатель. Ну что, ребята, поможем девочке Весне и её брату Марту быстрее справиться с весенними делами? Что мы должны сделать сначала?
Дети. Сначала мы должны найти по плану сундучок с заданиями.
Воспитатель. Правильно. Давайте разберемся с планом. (Рассматривают план Зимнего сада. Определяют направления стрелок, проговаривая вслух, идут по ориентиру).
Дети. Сначала идём прямо справа от мостика, затем поворачиваем налево и проходим между столами и цветником, после этого поворачиваем опять налево и подходим к колодцу. (Находят сундучок в колодце).
Воспитатель. Ребята, где мы нашли сундучок?
Дети. Сундучок мы нашли в колодце. (Открывают, находят в нём конверты с заданиями. Один из детей вынимает первый конверт).
Воспитатель. Слушайте внимательно первое задание девочки Весны. Ребята, двигаясь по клеточкам в разных направлениях, вы узнаете, на чём мы с братом Мартом отправились по своим весенним делам. (Дети садятся за столы, на листочках в клетку по инструкции воспитателя выполняют графический диктант.) Одна клетка вверх, одна клетка вправо и наискосок вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево. (Получилась машина.)
Воспитатель. Ребята, на чём уехала девочка Весна с братом Мартом?
Дети. Весна с братом Мартом уехала на машине.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А чтобы наши машины поехали, что нужно дорисовать? (Дети дорисовывают колёса, руль.) Теперь давайте прокатимся на наших машинах. (Встают друг за другом, имитируя движение езды на машине, проговаривают вслух: еду, еду не спешу, крепко руль в руках держу - ж- ж –ж).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы замечательно справились со вторым заданием. Давайте прочтём следующее. (Читает). Ребята, во время поездки по своим весенним делам у меня рассыпались разноцветные бусы. Помогите мне их, пожалуйста, собрать. («Собери бусы». Собирают в парах.
Детям раздаются карточки-схемы. В кружочках цифры от 1 до 7 в любой последовательности, под каждой цифрой любая из геометрических фигур разного цвета. Дети собирают «бусы», начиная с цифры 1 слева направо, нанизывая второй экземпляр геометрических фигур на шнурочки. Отверстия заранее проделать дыроколом. Комбинации цифр и геометрических фигур могут быть разными).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, девочка Весна такая модница. Из каких геометрических фигур собраны её бусы и почему они такие разноцветные?
Дети. Девочка Весна носит бусы из разных геометрических фигур. Они разноцветные, чтобы разукрашивать весной землю в разные цвета. Жёлтый – это солнышко, одуванчики, зелёный – это травка, листочки на деревьях… (Дети называют свои ассоциации.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Оказывается, мир вокруг нас прекрасен. Нужно только оглянуться кругом, увидеть эту красоту природы и беречь её. А что значит – беречь красоту природы?
Дети. Беречь красоту природы – это значит относиться к ней бережно, не рвать цветы, не вырубать деревья, не обижать животных, птиц.
Воспитатель. Правильно, ребята. Природа - наш дом и её надо беречь и охранять.
Теперь давайте поиграем. (Идут по кругу, говорят слова, выполняют движения.)
Солнышко, солнышко, золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
(Идут по кругу, держась за руки).
Побежал в саду ручей.
(Бегут по кругу).
Прилетели сто грачей.
(«летят» по кругу).
А сугробы тают, тают,
(Медленно приседают).
А цветочки вырастают.
(Тянутся вверх).
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, какие цветы у девочки Весны самые любимые?
Дети. Самые любимые цветы Весны – это подснежники, мать - и - мачеха, ландыши.
Воспитатель. Правильно. Эти цветы называют первоцветами. (Хоровое проговаривание слова первоцветы). (Дети рассматривают первоцветы на слайдах, узнают каждый из цветов, называют). А какие из первоцветов растут у нас на Севере?
Дети. У нас на Севере растёт мать - и - мачеха, одуванчики.
Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте прочтём следующее задание Весны. «(Сосчитай-ка»).
В моём саду растут цветы,
Они чудесной красоты.
Пять алых роз, три белых астры,
Ну и две простых ромашки.
Сколько всего цветов растёт в моём саду?- спрашивает Весна.
Дети. В саду у Весны растёт всего 10 цветов.
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно сосчитали. А назовите соседей числа 10 справа и слева.
Дети. Сосед числа 10 справа – число 11, а сосед слева – число 9.
Воспитатель. И с этим заданием вы справились прекрасно. Ребята, мне кажется, у девочки Весны мало цветов в саду, давайте разобьём ещё одну клумбу. (Клумба – садовый цветник). Какие цветы вы бы ещё посадили в её цветник.? ( Дети называют известные им цветы: лилия, тюльпан, мак, василёк, ландыши, нарциссы, фиалки и др., говорят, какие из них садовые, а какие полевые. Раздаются картинки с цветами. По инструкции воспитателя каждый размещает свой цветок на магнитной доске в указанном направлении, проговаривая свои действия: в правом верхнем углу я посажу тюльпаны и т. д.).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Весна будет очень рада такому подарку. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке ещё задания. (Находят последнее).
Ребята, помогите своим пернатым друзьям, - просит Весна. Кто наши пернатые друзья?
Дети. Наши пернатые друзья – это птицы.
Воспитатель. Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети. Грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, журавли, аисты, гуси, утки. (просмотр слайда- перелётные птицы)
Воспитатель. А какие перелётные птицы возвращаются к нам на Север?
Дети. К нам на Север возвращаются водоплавающие птицы – это утки и гуси, а ещё птичка пуночка.
Воспитатель. А как можно помочь перелётным птицам весной?
Дети. Весной птиц тоже нужно кормить и ещё сделать для них домики, чтобы они выводили птенцов.
Воспитатель. Правильно, ребята. Давайте смастерим для наших пернатых друзей скворечник. (Заранее сделать заготовку). Что нужно сделать, чтобы из этой коробочки получился домик?
Дети. Нужно вырезать отверстие, сделать подставку для птичек и крышу.
(Вместе с воспитателем делают скворечник).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Здорово получилось. Давайте похлопаем в ладоши, порадуемся и скажем: «Ура! Получилось!». (Дети радуются). Ребята, давайте представим, что мы оказались в весеннем лесу. Что можно в нём услышать весной?
Дети. В весеннем лесу можно услышать разные голоса птиц.
Воспитатель. Садитесь удобно на коврик, закройте глаза и прислушайтесь. (Включается аудиозапись, 2мин.). Кто что услышал, почувствовал, скажите?
Дети. Было слышно пение птиц, журчание ручейка, шум ветра, курлыканье журавлей, стук дятла, цоканье белки.
Воспитатель. Мне тоже очень понравилось. Как будто побывали в настоящем весеннем лесу. (Прислушивается). Ребята, мне кажется, что я слышу чьи-то лёгкие шаги. (Под музыку Чайковского «Времена года. Весна» появляется девочка Весна).
Девочка Весна. Вот я и вернулась к вам, ребята. Как вы справились с моими заданиями? Трудными ли они были? (Дети рассказывают Весне, какое задание было трудным, какое лёгким, какое самым интересным. Возвращают ей собранные бусы, показывают клумбу.
Спасибо, ребята. Мы с братом Мартом очень благодарны вам за помощь. Вы очень добрые, заботливые, а главное дружные, поэтому у вас всё получилось.
Воспитатель. Давайте возьмёмся за руки и споём песню о весне. (Идут по кругу и поют, девочка Весна в центре круга).
И вот весна явилась к нам капелью за окном,
И пеньем птиц, и пеньем птиц, и звонким ручейком.
И дятел телеграмму шлё т: «Как хорошо весной!»
И стаи перелётных птиц торопятся домой.