Фирюза Мангутова
Конспект занятия по познавательному развитию «Многонациональное Оренбуржье». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Многонациональное Оренбуржье»
Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.
Задачи:
Образовательные:
• обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, башкир, казах, украинцев);
• формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
• расширять представления о родном крае;
• учить находить отличительные особенности людей разных национальностей;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Многонациональное Оренбуржье“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• учить анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
Развивающие :
• развивать умение внимательно слушать;
• развивать познавательные универсальные учебные действия детей: выделять существенные признаки национальных костюмов;
• развивать интерес к истории родного края, литературному наследию;
• развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к большой и малой Родине;
• воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
• формировать у детей толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям и обычаям.
Расширять и активизировать словарный запас: национальность, традиция, многонациональный край.
Создание среды для организации и проведения ОД: карта Оренбургской области, презентация: «Культурный комплекс «Национальная деревня» - модель», «Оренбург – малая родина»;клип на песню «У моей России…», дети, одетые в национальные костюмы (русский, татарский, башкирский, казахский, украинский, атрибуты к п/играм.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкальная.
Конструирование.
Двигательная.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
План ОД
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Загадывание загадки.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Анализ обследование, выводы.
2. Основная часть:
Беседа о малой Родине.
Презентация «Оренбург – малая родина»
Клип на песню «У моей России…»
ЧХЛ: стихотворение О. Александрова «Лучшее богатство»
Презентация «Культурный комплекс «Национальная деревня»
Беседа про «Русское подворье»
Русская народная песня «Во кузнице»
Беседа про «Башкирское подворье»
Башкирская народная игра «Продаем горшки»
Беседа про «Казахское подворье»
ЧХЛ: «Родина моя - Казахстан!» В. Запуниди
Беседа про «Татарское подворье»
Рассказ ребенка про татарскую кухню.
Татарская народная игра «Тюбетейка»
Беседа про «Украинское подворье»
Д/и «Найди украинские национальные блюда»
Пословицы и поговорки разных народов.
3. Заключительная часть:
Д/и «Угадай национальность»
ЧХЛ: «Народы России» В. Степанов
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Стук в дверь, в группу заходит ребенок.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Абиг, я приехал к вам из далекой Африки! Африка – самый жаркий континент. У нас очень много солнца и горячего песка. Очень прошу вас, расскажите мне про свою родину, про свой город, я ничего про нее не знаю.
- Ребята, расскажем нашему гостю Абигу о нашей любимой и красивой Родине (Ответы детей)
2. Основная часть
- Послушайте загадку:
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
В:- Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
– Как называется наша большая Родина? (Россия.)
– Посмотрите на карту (слайд 2). Россия – самая большая страна на свете (воспитатель на карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.
– Вот она, какая Россия, широкая и великая! А сейчас посмотрим клип на песню «У моей России…».
- А мы с вами в каком городе живем (Ответы детей)
- Оренбург - наша малая Родина (слайд 3). Это центр области, самый главный и самый развитый город Оренбуржья. Кто из вас знает, сколько лет исполнилось Оренбургу? (273 года)
- Возглавляет наш город Юрий Николаевич Мищеряков (слайд 4). А кто является губернатором нашей области? (Юрий Александрович Берг).
-Наш город известен во всем мире. В нашей области выращивают пшеницу богатую белками (слайд5,6, добывают нефть и газ (слайд7).
- Оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки (слайд 8)
-Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей.
Послушайте стих. (читает ребенок)
«Лучшее богатство»
По-разному люди в стране нашей жили,
Но верой и правдой Отчизне служили.
Дороже любого другого богатства
Ценились всегда у нас скромность и братство.
Есть слово такое хорошее – «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном.
О. Александрова
- Назовите, какие вы знаете национальности?
(Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей.
- В нашем городе много разных достопримечательностей. Одной из них является культурный комплекс «Национальная деревня», где вы можете увидеть своеобразный музей – ставший символом дружбы и единения народов Оренбургского края. Представителям каждой национальности, проживающих в Оренбургском крае отведено подворье, где они имели возможность построить музеи, строения и рестораны в своем национальном стиле.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Национальной деревне». Вы согласны (Да)
Посмотрите на экран что это? (слайд 2,3)
(«Русское подворье»)
- Какие характерные элементы вы видите?
Центральное здание построено в виде терема, крыша покрыта деревянной черепицей, есть резная лестница, столбы, балкон. Обратите внимания на окнах наличники, терем украшен различными резными элементами. В облике русского подворья прослеживаются традиции русского зодчества, когда дом, церковь строили без единого гвоздя.
- Что же касается внутреннего убранства музея (слайд 5, то оно выдержано в стиле традиционной русской избы XVIII-XIX вв. : отдельное помещение отведено под воссоздание элементов пуховязального промысла и экспозицию знаменитых оренбургских паутинок.
- Ребята на территории подворья есть мельница, колодец и баня (слайд 2,3).
- Это русский национальный женский костюм.
Из чего он состоит? (слайд 6 (Сарафан).
- Да правильно сарафан длинный с поясом, рубаха с длинным рукавом. Сарафан украшен различными элементами и вышит золотыми нитями, головной убор называется кокошник, украшен драгоценными камнями, обязательно бусы и серьги.
- Вам понравился костюм?
- Русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и умели веселиться. Пели русские народные песни.
Алиса предлагает спеть русскую народную песню «Во кузнице»
- Наше путешествие продолжается. Это «Башкирское подворье». Что вы видите? (слайд 7)
Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом (слайд 8)
Основным её убранством были разноцветные войлоки, а у более зажиточных башкир – ковры. Посуду в большинстве своём изготовляли путём долбления из дерева (чаши, миски, ложки, ковши, была и посуда со вставным дном (кадки разных размеров, делали кожаные сосуды для кумыса (слайд9).
- Исконным промыслом башкир является пчеловодство, это и нашло своё отражение в архитектуре построек башкирского подворья, которые выполнены в форме сот. Также на территории подворья установлены ульи, воспроизведён традиционный способ добычи мёда, поскольку его называют «золотом» Башкортостана (слайд 10).
- Это национальный башкирский костюм (слайд 11)
У нас сегодня Иришка нарядилась в национальный башкирский костюм, и она поиграет с нами в
башкирскую народную игру «Продаем горшки».
- Казахское подворье (слайд 12, 13) - великолепное сочетание прошлого и настоящего. Несколько юрт различного назначения расположились на фоне современного здания в восточном стиле. В одной из них находится музей казахской культуры и быта, в другой - летнее кафе, в третьей - современные коммуникации. Перед юртами лежит верблюд (слайд 12) – символ кочевой жизни казахского народа. Особое внимание посетителей привлекают традиционные казахские качели (слайд 15).
- Музей насчитывает десятки экспонатов (слайд 14). В нём представлены образцы национальной одежды, оружие, музыкальные инструменты, предметы обихода. Некоторые из них были привезены из Казахстана, а некоторые бережно хранились в частных коллекциях и были переданы в дар музею.
А что же это за страна – Казахстан, сейчас нам расскажет Снежана.
ЧХЛ: «Родина моя - Казахстан!» В. Запуниди
Родина моя - Казахстан!
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера,
И лоз виноградных витые узоры.
Там свято хранятся традиции предков,
И люди плохие встречаются редко.
Там радость так радость! Беда не беда.
Гостям в каждом доме рады всегда.
Там разные нации в мире живут,
Там вечные ценности - знания и труд.
Самая лучшая ты на земле
Родина матушка - слава тебе!
- Посмотрите на Снежане казахский национальный костюм. Он состоит из легкого платья с оборками, жилетка расшита и украшена мехом. На голове шапочка, которая называется «Такия». Как называется шапочка?
- Украшена такия перьями совы – это оберег, защита.
- Борик – шапка с меховым околышем снаружи, шили из ярких тканей и обязательно украшали.
- Это «Татарское подворье». На территории татарского подворья разместились:
- историко-этнографический музей - типовой татарский дом конца XIX- начала XX веков (он напоминает дома купцов-татар, проживавших в селе Татарская Каргала в XVIII-XIX веках). Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Наиболее ценные из вышитых работ годами хранились на дне сундуков, доставались по случаю больших праздников. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной.
- В нашей группе тоже есть татарин (выходит под татарскую музыку Ильнар, в татарском нац. костюме)
- Сейчас Ильнар расскажет историю о татарских традиционных блюдах.
Ильнар: - Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю. Чак-чак, характерен лишь для татарской национальной кухни. Чак-чак является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах.
Чайный стол - душа семьи,- говорят татары. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин. Во время приема гостей, суп - лапша на мясном бульоне до сих пор остается обязательным блюдом. В народе считают, что украшением застолья и сейчас остается хорошая беседа.
-Молодец, Ильнар, познавательную историю нам рассказал.
- Посмотрим татарский национальный костюм (слайд19).
- Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужщин головной убор называется «Тюбетейка». И есть татарская народная
игра «Тюбетейка». Сыграем?
Татарская народная игра «Тюбетейка». Игра проводится под татарскую национальную музыку.
- Молодцы вам понравилась игра?
Продолжим наше путешествие. Посмотрите внимательно на экран. Это «Украинское подворье»
(слайд20)
- Как называется украинский дом? (Хата)
В: Хата покрыта соломой, беленная, есть плетень, колодец, аист – символ мира.
Как называется это подворье?
- Вот как выглядит украинский национальный костюм (слайд 22).
- У всех народов есть свои национальные блюда. Поиграем в игру «Найди украинские национальные блюда» (На столе разложены карточки с национальными блюдами, дети выбирают украинские блюда).
В «Национальной деревне» имеются еще 5 подворий. (слайд 23). В них мы побываем в следующий раз. Видите как много народов проживают на территории Оренбургской области, и у каждого из них своя культура, традиции, свое устное народное творчество. Давайте вспомним пословицы, народов нашего края.
Татарская поговорка
Приходит без дела - мешает работе, приходит с делом - увеличивает заботу.
Один раз не сумеешь, во второй научишься.
Башкирская поговорка
Батыр без ран не бывает.
Сильный победит одного, знающий - тысячу.
Не умеющий плясать музыки не любит.
Украинские пословицы и поговорки
Не говори «гоп», пока не перепрыгнул.
Язык до Киева доведёт.
Казахские пословицы и поговорки
Нет земли лучше родины своей.
Если острый серп, будешь богат зерном,
Мордовские пословицы и поговорки
Бог тогда поможет, когда на руках мозоли появятся.
Здоровье богатство.
Чувашские пословицы и поговорки
Без совета стариков дело не пойдет.
Русские пословицы и поговорки
Щи да каша, пища наша.
Маленький, да удаленький.
Делу время – потехе час.
Сделал дело – гуляй смело.
3. Заключительная часть.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в Д/и «Угадай национальность» (слайды).
- Молодцы ребята, на сегодняшнем занятии вы узнали много нового о своем родном крае,о национальностях, которые у нас проживают.
ЧХЛ: «Народы России» В. Степанов (слайды)
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
- Дети, как Вы считаете, мы смогли познакомить нашего гостя из Африки о нашей Родиной (Ответы детей)
- Абиг, тебе понравилось у нас в гостях?
- Мне очень понравилось. Я очень много интересного узнал о вашем крае, расскажу своим друзьям о России, о городе Оренбурге, ее природных богатствах и людях, которые здесь живут. Спасибо вам большое за интересное занятие, и приглашаю вас к себе в гости на наш материк!
Спасибо Вам, Вы молодцы!