Ольга Леденева
Конспект открытого занятия «Встречаем Солнце и Весну» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщить детей к истокам славянской культуры.
Задачи:
1. Сформировать устойчивый интерес к истории и культуре России через знакомство с традициями встречи весны в Древней Руси;
2. Развивать коммуникативные способности через совершенствование грамматического строя речи и навыков связной речи;
3. Создать условия для реализации потребности детей в творческом самовыражении.
Ход занятия
Дети заходят и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, какие вы нарядные, красивые. Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
Д: Здравствуйте!
Публикация «Конспект открытого занятия „Встречаем Солнце и Весну“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
В: Здравствуйте, гости дорогие! Добры молодцы да красные девицы. Много гостей много и новостей. А новость главная: весна к нам идёт, с солнышком, с теплом, с первым дождём, с милостью и с радостью.
Воспитатель: Вы заметили в моей речи что-нибудь необычное?
Ответы детей: Вы говорите как в сказке, мы не говорим «добры молодцы» и «красны девицы».
Воспитатель: И правда, вы очень внимательные. Так в старину на Руси общались. А где же мы можем встретиться с такими старинными выражениями, где вы встречали такую манеру говорить.
Дети: В сказках, народных играх, загадках.
Дети садятся на стульчики.
Ребята, Вероника хочет загадать нам загадку (загадывает)
Ребенок:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это солнце!
Воспитатель: В старину люди очень важным считали смену времен года, для встречи или проводов каждого времени года были свои традиции. А вы хорошо помните порядок месяцев, времен года, хотите поиграть, тогда выходите.
На четыре угла ковра кладутся большие карточки с изображениями. По ковру перевернутые карточки каждому участнику. Дети делятся на четыре команды «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Дети берут по карточке и определяют в какой команде они играют и почему. Далее строятся в одну шеренгу, каждый называет свой месяц.
Воспитатель: Почему есть выражение «круглый год».
Дети: Времена года не кончаются. И за осенью опять придет зима.
Воспитатель: Давайте заведем круг – «круглый год».
Дети отдают карточки и садятся на стульчики.
Воспитатель: А какой народный праздник, связанный со сменой времен года мы праздновали недавно? (Масленница) Посмотрите на экран (слайды масленницы)
А хотите опять побывать в прошлом и так же как наши предки встретить весну? Я приглашаю вас в хоровод.
1 к. Солнышко-ведрышка
Красное колесышко
Вывесь из-за облушка
Золотые косушки
2 к. Солнышко, выгляни
Красное высвети
К нам на низку ты иди
Ладить косы да серпы
3 к. Солнышко, солнышко
Загляни в оконышко
Выйдут дети погулять
Будут бегать и играть
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ниши предки, которые жили н а Руси, были язычниками. Вы знаете, что это означает? Люди поклонялись нескольким богам, потому что еще очень мало знали о явлениях природы, смене времен года. Посмотрите на экран. Так представляли язычники своих богов. Сварог – верховный владыка, олицетворение неба. Перун – бог грома, грозы. Даждь бог – бог тепла, созревания урожая. Ярило – бог тепла, весны, солнца. Существовала традиция с первого по седьмое марта праздновать Ярилину неделю. А давайте назовем нашего Ярилу солнце ласковыми словами. Какое оно, наше солнышко.
Ответы детей: Яркое, теплое, светлое желтое.
А какие вы знаете слова с таким же слогом Яр?
Ответы детей: Яркий, яростный, имена Ярослав, Ярополк, Ярина.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Подойдите ко мне.
Воспитатель: Как вы думаете, употребляется ли сейчас слово Ярило?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но остались слова, которые живут в нашей речи. Давайте выложим их на магнитной доске. (Яркий, яростный, имена Ярослав, Ярополк, Ярина, яровая)
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Существовала традиция встречи весны. Весну, солнце, тепло люди очень ждали. Злая, холодная зима всем надоела. Для того, чтобы помочь Весне и Солнышку на Руси придумали много закличек.
Ребенок:
Весна, весна ясная,
Приди весна, с радостью,
Приди весна с милостью.
Ребенок: - Солнышко, солнышко, загляни в оконушко, выйди вместе погулять, веселиться и играть! (Не выходит)
Давайте ещё раз вместе позовем Солнышко!
Солнышко, солнышко – красное колёсушко.
Вывесь из-за облушка золотые косушки.
Звучит музыка Р. Корсакова «Снегурочка». Появляется солнце.
Радуйся честной народ, Солнце красное идет.
Появляется Ярило, приветствует детей и гостей праздника.
Речь Ярилы
Я солнце ясное! Я солнце красное!
Я всех хочу согреть своим теплом!
Пусть небо будет чистое и ясное,
Наполнится пусть счастьем каждый дом!
Дети окружают солнце.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Чтобы задобрить Ярилу и ускорить приход весны люди придумали традицию изображать долгожданное солнышко. А вы хотите приблизить весну. Предлагаю вам нарисовать солнце. Все ваши поделки мы развесим в зале, чтобы весна побыстрее победила зиму.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Существовало поверье, что жаворонки приносят весну. Давайте позовем жаворонков.
Ребенок:
Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите :
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подобрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички – жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Сегодня у нас необычный день, мы встречаем весну по старинным традициям, поэтому научимся лепить птиц – жаворонков.
Лепка из соленого теста жаворонков.
Воспитатель: Исстари на Руси пекут из хлебного теста жаворонков. Таким птичкам вставляли глазки из изюма. Любящие бабушки дарили жаворонков своим внучатам. А те выбегали на улицу, насаживали жаворонков на палочки и начинали кликать весну.
Воспитатель: Молодцы, теперь весна к нам обязательно придет, а жаворонков мы подарим гостям на здоровье и счастье, а нам пора возвращаться в группу.