Елена Суворова
Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему «Семейные традиции в казачьей семье» (старшая группа)
▼ Скачать
Семейные традиции в казачьей семье
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ детский сад «Чебурашка».
по познавательному развитию
Тема: «Семейные традиции в казачьей семье».
Старшая группа
Конспект составлен воспитателем
Суворовой Е. И.
Публикация «Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему „Семейные традиции в казачьей семье“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
г. Волгодонск
2010г.
1. Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье.
2. Задачи:
2.1. Закреплять знания о семейных традициях в казачьей семье,
особенности воспитания мальчиков и девочек;
систематизировать представления о казачьей одежде : праздничная, для работы по хозяйству; познакомить с положением женщины, её
значением в семье.
2.2. Развивать речевые навыки, логическое мышление.
2.3. Воспитывать бережное отношение к традициям казачества.
3. Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, познавательное развитие, художественно –
эстетическое развитие, физическое развитие, социально –
коммуникативное развитие, физическое развитие.
4. Методические приё мы:
использование музыки, игровая ситуация, рассказы детей, рассказ
казачки Дарьи Ивановны, рассматривание одежды, продуктивная
деятельность, подведение итогов, использование гендерного подхода,
работы в командах.
5. Словарная работа:
шаровары, околица, станица, праздничный обряд, Сама.
6. Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков;
рассматривание казачьей одежды; беседа о воспитании девочек,
мальчиков, о традициях семейного воспитания; рисование семейных
традиций.
7. Материал:
пособия по казачьему краю; рисунки детей о семейных праздниках;
сундук; казачья одежда : праздничная, рабочая; для продуктивной
деятельности: трафареты, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход НОД.
Дети заходят в группу, здороваются.
Звучит музыка, входит казачка.
- Здравствуйте дети!
- Это детский сад? Как он называется?
- В какую группу я попала?
(ответы детей).
- Я казачка Дарья Ивановна. Наслышана я про то, что вы хорошо знаете наш край донской. Вот пришла я узнать, так ли это?
Воспитатель: «Да, Дарья Ивановна, наши дети действительно интересуются жизнью казаков. И могут тебе многое рассказать. Вот посмотри, какие мы пособия изготовили по казачьему краю».
(рассматривают с Дарьей Ивановной изготовленные макеты, альбомы с изображением жизни казачьей семьи).
Д. И. : «А как воспитывали своих детей, какие традиции были у казаков, когда их дети подрастали, дети ваши знают?».
Воспитатель: «Конечно, знают Дарья Ивановна. Садись и послушай, что дети тебе расскажут. Дети сами нарисовали рисунки, на них изобразили, как растут мальчики и девочки в казачьих семьях. Как казаки празднуют взросление своих детей. Дети по рисункам расскажут о семейных праздниках у казаков. Нужно разделиться на две команды, команда мальчиков и команда девочек. Девочки подходят к столу, где разложены рисунки, с периодом взросления девочки. Мальчики подходят к столу, где разложены рисунки, с периодом взросления мальчика. Нужно разложить рисунки по периодам взросления детей. Мальчики рассказывают о семейном празднике, изображённом на рисунке, о взрослении мальчика. Девочки рассказывают, как отмечали рождение девочки».
Вначале рассказывают по картинкам девочки.
Подходит одна из девочек к рисунку, где изображены женщины купающие девочку.
«Когда девочка родилась, отмечали праздник «Смывали с девчушки заботы». Женщины мыли девочку, отец в это время ел «отцовскую кашу» - горелую, несолёную, поперчённую, политую горчицей. Он должен съесть её, чтобы девочке меньше горького в жизни досталось».
На картинке маленькой девочке дарят ленточки, рассказ второй девочки.
«Когда девочка в первый раз пошла, праздновали «первый шаг». Дарили девочке ленточки, платочки».
Третья девочка рассказывает по картинке, с изображением дедушки, дарящего колечко девушке.
«Когда девочка становилась девушкой, дед дарил внучке колечко и пел песенку про колечко. Что внучка теперь «не дитё», а «барышня». После получения колечка, девушка начинала готовить себе приданое».
Рассказы мальчиков по картинкам.
Каждый из мальчиков подходит к рисунку и рассказывает о том периоде взросления мальчика, который изображён на картинке.
«После рождения мальчика отмечали крестины. Мальчику дарили какое – ни будь оружие: шашку, кинжал, старинный пистолет. После крестин, отец «опоясывал» его шашкой и подносил к коню».
«Когда у мальчика появлялся первый зуб, отец вёз сына на коне в церковь. В церкви ставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу».
«Когда мальчику исполнялся год, его стригли первый раз. Подстриженного мальчика, мужчины несли к церкви. Возле церкви их ждал конь. Мальчика сажали верхом на коня. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал мальчика на руки, и они шли к дому. У ворот казаков встречали женщины. Мужчины говорили им: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте!».
«Когда мальчик подрастал, отмечали праздник «первых штанов». Штаны дарил самый старший казак в семье. Это были шаровары. Мальчика поздравляли с первыми штанами, и он ими очень гордился».
«В семь лет мальчика стригли во второй раз. После праздничного обеда, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Братья ему говорили: «Учись служить! Теперь ты не дитё, ты - пол казака!».
«Когда казака призывали в армию, все родные приходили к нему домой. После угощения казак выходил из – за стола, кланялся родным в ноги. Затем выходил во двор, отец подводил к нему коня. Казак кланялся коню в ноги и просил не подводить в трудную минуту жизни. Потом прощался с родными и уезжал. Мать провожала его до околицы плача и наставляя его».
Воспитатель: Когда дети вырастали, они участвовали на праздниках, где гуляли всей станицей. С наступлением тёплых дней, молодые казаки и казачки, водили хороводы. Самым распространённым хороводом был «Плетень заплетать». Давайте и мы поиграем в эту игру.
Игра «Плетень заплетать».
Воспитатель: На этих праздничных гуляниях, молодой казак находил понравившуюся ему девушку и брал её в жёны. Расскажите, как проходили праздничные обряды.
Дети рассказывают о прохождении праздничного обряда.
«Жених приезжал за невестой, и они на тройке лошадей ехали в церковь. В церкви происходил обряд венчания. После венчания, жених и невеста едут в дом родителей невесты, там их поздравляли её отец и мать. Мать невесты расплетала одну косу у невесты и заплетала её на две косы. После заплетения кос, гости поздравляли жениха и невесту».
«Жених и невеста едут в дом жениха. Там их встречают отец и мать жениха. Отец и мать встречали их с хлебом и солью. Мать осыпала невесту хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами. После этого все проходили к столам. Начинались поздравления, дарили подарки. После даров, начинали веселиться».
Казачка : На свадьбы, на праздничные гуляния, казаки надевали праздничные наряды. Я вот принесла сундук, а в нём казачья одежда. Посмотрите (казачка вынимает из сундука одежду и показывает её детям).
Дети рассматривают одежду, рассказывают, в какой одежде гуляли на праздниках, а в какой работали в поле.
Казачка : Послушайте, что я вам ещё расскажу. А вы знаете, что у казаков в семье – главная в доме – была женщина. Она руководила всей домашней работой. Следила за чистотой в доме, за приготовлением пищи, заботилась о чистоте одежды. Следила за чистотой во дворе. Называли её Сама. Помогали ей по хозяйству маленькие и взрослые дети. А мужчина занимался военным делом, ухаживал за домашними животными, занимался охотой, рыболовством, участвовал в казачьих сходах. В домашние дела он не вмешивался.
Да, я убедилась, что вы хорошо знаете, как жили казаки, какие в семье у них были традиции. Но мне пора собираться домой.
Воспитатель: Подожди Дарья Ивановна, дети тебе сделают подарок. Из рисунков, которые они нарисовали, мы сделаем альбом. И подарим тебе. Девочки оформят альбом взросления девочки, а мальчики, альбом взросления мальчика. Нужно будет оформить обложку для своих альбомов.
Мальчики, подходите к своему столу, девочки - к своему. И начинайте работать.
На столе лежат трафареты, цветная бумага, ножницы, клей. Мальчики изображают казака, наклеивают его на обложку. Девочки изображают казачку и наклеивают на обложку своего альбома. Звучит тихо включенная музыка с исполнением казачьих песен. Дети заканчивают изготовление альбомов и дарят свои альбомы Дарьи Ивановне. Казачка прощается и уходит.
Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает: «Что вам понравилось на занятии? Что для вас трудно было выполнять на занятии?»
(Ответы детей).