Разина Елена
Конспект занятия по дифференциации звуков [ш]-[с] для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
I. Тема непрерывной образовательной деятельности: «Дифференциация звуков Ш - С».
II. Программное содержание:
Цель: Дифференцировать звуки С -Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [ш]-[с] для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Совершенствовать умение различать звуки С – Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях. Закреплять правильное произношение звуков С - Ш, давать им характеристику. Совершенствовать навык звукослогового анализа слов. Совершенствовать умение соотносить звук и букву.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематический слух. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, укреплять его мышцы. Развивать чувство ритма.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чуткость, отзывчивость, желание прийти на помощь в трудную минуту, доброжелательное отношение к окружающим.
III. Словарная работа
Закрепление в речи слов по теме «Мебель» и «Одежда»
IV. Индивидуальная работа:
Активизировать Дашу К. – добиваться чёткого произношения автоматизированных звуков и особо звука Ш.
V. Предварительная работа:
Подготовка артикуляционного аппарата к произношению дифференцируемых звуков (ежедневная артикуляционная гимнастика). Постановка звуков С, Ш, их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Изучение ранее на занятиях понятий звук согласный, мягкий, твёрдый, звонкий, глухой.
VI. Оборудование:
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, слайды к занятию, телефон, стулья, столы, магнитная доска, иллюстрации (шина, спускающая воздух; насос); картинки условно изображающие согласный, твёрдый, глухой звук; профили звуков Ш, С; буквы Ш, С; зеркала и салфетки по количеству детей; изображение «Весёлого Язычка»; Иллюстрации к комплексу артикуляционной гимнастики; «кочки» с буквами Ш, С на них; сундук; листы с заданиями; корзины 2 штуки, карточки слов со звуками Ш, С; корзина с печеньем-буквами.
Ход педагогического мероприятия
1. Организационный момент
(Организационный момент, психогимнастика - 1 минута)
Логопед: Доброе утро, ребята!
(Дети стоят напротив логопеда, на экране улыбающееся солнце)
Дети: Доброе утро!
Логопед: Доброе утро, уважаемые гости! Ребята поприветствуйте наших гостей!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: А утро действительно доброе! Покажем, как мы сегодня проснулись, потянулись, маме с папой улыбнулись и в таком хорошем настроении пришли в детский сад!
I. часть - вступительная
Логопед: Дети, сегодня утром мне на телефон пришло сообщение о том, что потерялись два звука, и оказалось, что их забрал себе Звукоед. Ребята, поможем освободить их?
Дети: Да!
Логопед: Но прежде чем найти звуки, нам нужно всё о них узнать, для этого присядем на стульчики. (Дети и логопед садятся на стулья перед магнитной доской).
II.часть - основная
Логопед: Один звук похож на то, как сдувается шина у машины (вывешиваю картинку с шиной). Давайте изобразим этот звук.
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Даша, как спускается шина?
Даша: Ш-ш-ш.
Логопед: Молодцы! Другой звук похож на свист насоса. Изобразим.
Дети: С-с-с.
Логопед: Хорошо! Сегодня нам предстоит много узнать о звуках С, Ш и научиться их различать.
2. Характеристика звуков
Логопед: Дадим характеристику звукам. Сначала звуку С.
Дети: Звук С встречает преграду: зубы сомкнуты, язык упирается в зубы, значит С – согласный, произносится твёрдо, горло не дрожит, значит С глухой (выставляю символы на доске).
Логопед: Да, верно! Звук С согласный, твёрдый, глухой. Дадим характеристику звуку Ш.
Дети: Звук Ш согласный, твёрдый, глухой (выставляю символы на доске)
Логопед: Всё верно! Ребята, посмотрите у этих звуков одинаковые характеристики, но у них всё же есть различия. Какие?
Дети: Когда мы произносим С язык опускается вниз, к нижним зубам, а когда произносим Ш язык поднимается вверх, к верхним зубам и напоминает чашечку.
Логопед: Да, правильно (вывешиваю профили, показываю жестамиопущенный язык и чашечку). Нам поможет запомнить это стишок. Оля нам его расскажет.
Оля: Язык вверх: ша-ша-ша.
Каша, шанежки, лапша.
Язык вниз: са-са-са.
Сушки, масло, колбаса.
Логопед: Хорошо! Повторим все вместе (повторяем хором, используяжесты). Великолепно!
Звуки мы слышим и произносим, а вот буквы мы можем написать и прочитать (помещаю на доску буквы Ш, С).
3. Артикуляционная гимнастика
Продолжаем нашу тренировку. А поможет нам в этом Весёлый Язычок (помещаю его на доску, проводятся упражнения из комплексов артикуляционной гимнастики для С, Ш; используются зеркала и салфетки)
Ребята чтоб слова звучали гладко
Давайте сделаем для язычка зарядку
«Лопни пузырь»
«Улыбка»
Рано утром мы проснёмся,
Маме с папой улыбнёмся.
«Заборчик»
В окно выглянем во двор
И увидим там забор.
«Маляр»
Чтобы дома было чисто,
Потолок покрасим кистью
«Чашечка»
А теперь мы отдохнём,
Чашку чайную возьмём.
«Вкусное варенье»
Чай с варением попьём.
«Лошадка»
По дорожке узкой, гладкой
Мы поскачем на лошадке.
«Грибок»
У дорожки есть дубок,
Под дубком растёт грибок.
«Гармошка»
Мы от радости немножко
Поиграем на гармошке.
4. Игра «Поймай звук»
Молодцы! У вас всё хорошо получилось! Потренируемся слышать звуки.
Игра «Поймай звук»
Ш, с, п, ш, о, с, ш, у, ж, ш.
Ша, са, со, шу, жи, аш, ас, ши, ус.
Шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш.
5. Игра «Слушай внимательно и повторяй старательно»
А теперь слушайте внимательно и повторяйте старательно:
са-са-ша
ша-са-са
шу-су-су
су-шу-шу
аш-аш-ас
6. Физминутка.
Логопед: Ура! Мы готовы, пора смело отправляться в путь (дети встают и идут за мной)
Чтоб в пути не заскучать мы не будем молчать:
Ша-ша ша-ша-ша мы шагаем не спеша.
Са-са са-са-са голубые небеса.
Шу-шу шу-шу-шу птичкам крошек накрошу.
Су-су су-су-су и водички принесу.
Ши-ши ши-ши-ши наши детки хороши.
Сы-сы сы-сы-сы надо спрятать нам носы.
Ошки-ошки-ошки нам похлопайте в ладошки.
(упражнение выполняется с движениями)
7. Игра «Перепрыгни болото»
Логопед: Ой, перед нами болото встаёт на пути и нам надо как-то через него пройти. Но ребята, здесь есть кочки, на них написаны буквы Ш, С. Перейдём по кочкам на другой берег, называя буквы (дети проходят по одному,называя буквы).
8. Игра «Разложи картинки»
Логопед: Чудесно, все справились! О, да здесь какой-то сундучок. Здесь задания. Звукоед согласен отпустить звуки С, Ш, если мы справимся с его заданиями. Вы готовы?
Дети: Да.
Логопед: Первое задание: «Разложи картинки» (дети сортируют картинки со зуками С, Ш, называя звук и его место в слове. Картинки: шкаф, сапоги, стол, стул, шапка, рубашка, шляпа).А теперь разделим слова на слоги.
9. Игра «Прохлопай»
(Дети делят слова на слоги)
10. Игра «Закончи словечко»
Логопед: Второе задание «Закончи словечко»(дети договаривают слова звуком С или Ш. Слова появляются на экране. Слова: шалаш, насос, мышь. душ, ананас, малыш, абрикос, лес).
11. Игра «Закончи стихи»
Логопед: Молодцы! Следующее задание «Закончи стихи» :
Как-то вечером старушки
Пили чай и грызли… (сушки);
Кошка на подушке
Лапкой моет… (ушки);
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову… (подушку);
Испекла старушка пышки
Одну украла пышку… (мышка).
(дети договаривают слово, оно появляется на экране).
12. Игра «Путаница»
Логопед:Отлично! Звукоед перепутал слова в стихах, вернё м их на место:
Кошка ловит «миску».
Мама моет «мышку».
Пожарный носит «кашку».
Саша ела «каску».
На виду у детворы «крысу» красят маляры.
III.Заключительная часть непосредственной образовательной деятельности
Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Звукоед возвратил звуки С, Ш на место и теперь все слова звучат красиво и правильно. Расскажем чистоговорки и стихи, проверим так ли это (дети по очереди рассказывают стихи).
Дети:
Белка Смелка в лес ходила,
Белка с ёлки шишки сбила.
Шишки сбила, шишки ела,
Шишки ела, нам велела.
А мы шишек не едим,
Белке Смелке отдадим.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят!
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Шили мышки мишке новые штанишки.
IV.Итог непосредственной образовательной деятельности
Логопед: Отлично! Ребята, Звукоед обещал больше не есть звуки, а вместо звуков я ему предложила кушать печенье. Он не жадный и с нами поделился. Ребята, на какие буквы похоже это печенье?
Дети: С, Ш.
Логопед: Верно! Что сказать надо за угощенье?
Дети: Спасибо!
Логопед: Пожалуйста! Идём в группу пить чай с печеньем и угощать ребят. До свидания, до встречи!