Елена Александровна Медведева
Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков, развития навыков звукового анализа и синтеза».[/b]
1 слайд
Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Формирование правильного звукопроизношения – одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития языковой способности ребенка, развития связной речи и подготовки детей к успешному овладению письменной формой речи. Богатый словарный запас и грамотная речь позволяет ребенку легче оформлять и высказывать свои мысли, что ведет к активному психическому развитию. Форма организации обучения – в подгруппах и индивидуальная. На индивидуальных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией изучаемых звуков и автоматизацией поставленных звуков в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
2 слайд
Дидактические наглядно-демонстрационные пособия - это одна из форм практической речевой деятельности носящая познавательный характер
Используя на занятиях дидактические пособия, мы активизируем у ребенка способности оперировать своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Доказано на нашем опыте, что с помощью пособий дети охотнее, легче и быстрее, а часто и незаметнее для себя усваивают правильное произношение звуков. Работа проводится в игровой форме и начинается с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для восприятия звуках — неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи.
3 слайд
В формировании фонематических процессов и фонематического слуха выделены
шесть этапов, для каждого из которых представлены соответствующие игры,
задания и упражнения:
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Цели:
- упражнять в определении на слух предметов;
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховую память и слуховое внимание;
- учить узнавать ритмический рисунок.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном : что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.
Игры:
- «Шумовые баночки». На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком.
- «Что ты слышишь?». Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов.
- «Угадай по звуку». Определение предмета по характеру звука. На столе пред-меты: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи и т. д.
- «Двигайся на звук». Определение направления шороха, звука.
- «Тихо — громко». Под тихое звучание музыки дети идут на носочках;«музыка»
становится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малыши бегут.
- «Кто так кричит?». — узнавание голосов животных.
- «Покажи, что звучит» и т. д.
4 слайд
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.
Цели:
- учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к
тихому;
- учить говорить в быстром и медленном темпе;
- согласовывать движения со словами стихотворения;
- реагировать на словесный сигнал;
- воспитывать умение менять высоту голоса;
- совершенствовать фразовую речь;
- развивать тембр голоса.
5 слайд
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр:
- «АУ!»;
- «Три медведя»;
- «Близко – далеко»;
- «Угадай, чей голос?»;
- «Кто как кричит?»;
- «Эхо» и т. д.
6 слайд
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Цели:
- развивать фонематический слух;
- учить подбирать рифму;
- находить ошибки, связанные со звуковым составом слова;
- различать слова-паронимы.
Работу на 3-м этапе начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Игры:
-«Подскажи подходящее слово»;
-«Назови лишний звук»;
-«Исправь меня»;
- «Правильно подбери слова со звуками…»;
- «Доскажи словечко»;
- «Назови пары слов». На столе перемешаны картинки: оса, коса, ужи, лужи, пушки, ушки, соль, фасоль, сокол, кол. Ребёнок находит два рисунка со сходными названиями, полученными в результате прибавления или исключения одногодвух звуков.
7 слайд
4 этап – дифференциация слогов.
Цели:
- учить чётко произносить слоговые ряды в отражённой речи;
- произносить трёхсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий;
- подбирать рифму;
- упражнять в определении количества слогов;
- формировать навыки анализа и синтеза слов;
- развивать слуховое внимание и память.
8 слайд
На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
Игры:
- «Цепочка». Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА. ТО-
ПУ-АХ.
-«Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки : СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
-«Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук : сова, косы, нос— С.
- «Слушай и называй»;
- «Живые слоги». Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
- «Узнай слово»;
- «Кто больше?»
- «Разноцветные вагончики» и т. д.
9 слайд
5 этап - дифференциация фонем по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
Цели:
- дать понятие «твёрдый» и «мягкий» звуки;
- учить различать эти звуки на слух;
- уметь выделять мягкий и твёрдый звуки из слов;
- развивать фонематический слух, внимание и память.
Игры:
- «Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук.
- «Замени звук». Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).
- «Звонкий – глухой звук».
- «Твердый – мягкий звук» и т. д.
10 слайд
6 этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Цели:
- формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- упражнять в определении количества звуков в словах;
- упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, середине или конце слова;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки чтения.
Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Игры:
- «Назови по порядку». Полный звуковой анализ слова : рак — Р, А, К.
- «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например К, С, О. Так как к этому времени дети обычно уже знают буквы, они быстро составляют слово — сок.
- «Собери слово»;
- «Найди сбежавший звук». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр.
- «Кто куда поселится?». Определение позиции изучаемого звука в слове.
Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине — вторую и в конце — третью.
- «Меняем на одном месте». Звук заменяется только в одной из заданных позиций: бак — бык — бук — бок, лук — тук — сук — жук — бук.
- «Прочитай по первым буквам» и т. д.
11 слайд
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза :
- Выделение гласного звука из ряда звуков;
- Выделение согласного звука из ряда звуков;
- Выделение первого гласного звука в слове;
- Выделение первого согласного звука в слове;
- Выделение последнего согласного звука из слов;
- Определение места гласного звука в слове;
- Определение места согласного звука в слове.
12 слайд
Задания для узнавания звука :
- Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук.
- Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук.
- Придумай слово, которое начинается с заданного звука.
А также:
13 слайд
Задания для узнавания звука :
-Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук.
-Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук.
14 слайд
Задания по определению места звука в словах :
Игра «Поезд». Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.
Игра «Закрой фишкой». Дети определяют место звука в слове (начало, середину или конец) и соответственно закрывают первую, вторую или третью клетку.
15 слайд
Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:
- Односложных слов, состоящих из обратных слогов (уп);
- Двусложных, состоящих из двух гласных (ау);
- Односложных слов с закрытыми слогами (кот);
- Двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);
- Двусложных без стечения согласных (ноты);
- Двусложных с закрытым и открытым слогом (утка);
- Многосложных (кумушка);
- Односложных со стечением согласных (квас, бант).
16 слайд
Задания на определение последовательности, количества звуков в слове и моделирование слова.
17 слайд
Задания по выделению звуков в слове и моделированию слова.
18 слайд
Задания на определение последовательности звуков и количества в слове.
19 слайд
Конечная цель этапа автоматизации - достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.
Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала:
- Переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог — закрытый слог — звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком).
- Слоги со стечением согласных (спа, ста, ска).
- Затем к словам с данным звуком, предложениям.
- А в дальнейшем к различным видам развернутой речи.
20 слайд
Упражнения по произнесению слогов и слоговых сочетаний.
21 слайд
Задания на автоматизацию звуков в словах.
Игра «Подбери слово». Педагог говорит предложение, а дети договаривают предложение словами, в которых есть заданный звук (например, С).
Мама купила: самовар, салфетку, санки.
22 слайд
Задание по автоматизации звука в словах.
Игра «Придумай новое слово»
Дети составляют новое слово по первым звукам других слов.
23 слайд
Задание на автоматизацию звуков в словах.
Игра «Что делают?». Дети должны подобрать общее слово к двум словам, так чтобы в нем был заданный звук «Р».
24 слайд
Задание на автоматизацию звуков в словах.
«Рассмеши Несмеяну».
«Несмеяна сидит высоко. До нее очень далеко. Но мы построим мостик. Выложим бревнышки моста - картинки со звуком «С» по правилу: «Сначала идут бревнышки – слова из одного слога, потом из двух слогов, потом из трех».
25 слайд
Теперь, взобравшись к Несмеяне по нашему мостику, мы ее будем смешить. Для этого вы должны назвать любую картинку 5 раз, с различной интонацией.
26 слайд
Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.
-Игра «Кто умеет…» .Дети подбирают слова к действиям.
-Игра «Кто умеет…». Дети подбирают слова к действиям.
27 слайд
Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?». Дети согласовывают
существительное с прилагательным. Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.
Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Дети согласовывают существительное с местоимением.
28 слайд
Игры и упражнения на автоматизацию звуков в предложениях.
Игра «Чего не бывает?». Дети выбирают картинку, с которой придумывают предложение, объясняя без чего не бывает этого предмета. В слове должен быть заданный звук.
- Не бывает самолета без хвоста.
Игра «Из чего сделан предмет?». Детям предлагаются две стопки картинок. Нужно взять из первой стопки картинку и выбрать из второй стопки подходящую ей, а потом составить предложение.
29 слайд
Игры и упражнения на автоматизацию звуков в чистоговорках.
30 слайд
Игры и упражнения на автоматизацию звуков в загадках и стихотворениях.
31 слайд
Игры и упражнения на автоматизацию звуков в загадках и стихотворениях.
Упражнение «Подбери рифму» .
Мы у нашего крыльца
Посадили – деревца.
Три берёзки – тонконожки
Встали рядом у дорожки.
32 слайд
Игры и упражнения на автоматизацию звуков в самостоятельной речи.
Котята
У маленьких котят открылись глаза и прорезались зубки. Малыши первый раз вылезли из корзинки. Один залез под шкаф. Другой заполз под кровать. Под кроватью стояли сапожки Зои. Пушистый котёнок залез в сапог и крепко заснул.
33 слайд
Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков :
- дифференциация в слогах,
- затем в словах,
- фразах
- и различных видах развернутой речи.
34 слайд
Игры и упражнения на дифференциацию звуков в слогах.
35 слайд
Игры и упражнения на дифференциацию звуков в словах. / том- дом, суп- зуб, миска-мишка. /
36 слайд
Игры и упражнения на дифференциацию звуков в словах.
Игра «Необычные цветы». Детям предлагаются картинки с разными звуками. Нужно выбрать картинки со звуками «Ж» и «З» и разложить по лепесткам цветов.
37 слайд
«Логопедическая работа осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи». Хватцев М. Е.
ВЫВОД:
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Литература:
1. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду - СПб, Детство-ПРЕСС, 2004.
2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб; 2000.
3. Сиротюк А. Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2000.
4. Кондратенко И. Ю., Барменкова Т. Д., Карелина И. Б. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. - М., 2005.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, с. н. Шаховской. - М. : Владос, 2003.
6. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! / комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.
7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.
8. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чё тко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. : Вентана-Граф, 2003. — 304 с.
8. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4 – 6 лет. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.