Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков»

Елена Александровна Медведева
Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему : «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков, развития навыков звукового анализа и синтеза».[/b]

1 слайд

Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков“» размещена в разделах

Формирование правильного звукопроизношения – одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития языковой способности ребенка, развития связной речи и подготовки детей к успешному овладению письменной формой речи. Богатый словарный запас и грамотная речь позволяет ребенку легче оформлять и высказывать свои мысли, что ведет к активному психическому развитию. Форма организации обучения – в подгруппах и индивидуальная. На индивидуальных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией изучаемых звуков и автоматизацией поставленных звуков в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

2 слайд

Дидактические наглядно-демонстрационные пособия - это одна из форм практической речевой деятельности носящая познавательный характер

Используя на занятиях дидактические пособия, мы активизируем у ребенка способности оперировать своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Доказано на нашем опыте, что с помощью пособий дети охотнее, легче и быстрее, а часто и незаметнее для себя усваивают правильное произношение звуков. Работа проводится в игровой форме и начинается с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для восприятия звуках — неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи.

3 слайд

В формировании фонематических процессов и фонематического слуха выделены

шесть этапов, для каждого из которых представлены соответствующие игры,

задания и упражнения:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цели:

- упражнять в определении на слух предметов;

- развивать фонематический слух;

- развивать слуховую память и слуховое внимание;

- учить узнавать ритмический рисунок.

На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном : что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

Игры:

- «Шумовые баночки». На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком.

- «Что ты слышишь?». Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов.

- «Угадай по звуку». Определение предмета по характеру звука. На столе пред-меты: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи и т. д.

- «Двигайся на звук». Определение направления шороха, звука.

- «Тихо — громко». Под тихое звучание музыки дети идут на носочках;«музыка»

становится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малыши бегут.

- «Кто так кричит?». — узнавание голосов животных.

- «Покажи, что звучит» и т. д.

4 слайд

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

Цели:

- учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к

тихому;

- учить говорить в быстром и медленном темпе;

- согласовывать движения со словами стихотворения;

- реагировать на словесный сигнал;

- воспитывать умение менять высоту голоса;

- совершенствовать фразовую речь;

- развивать тембр голоса.

5 слайд

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр:

- «АУ!»;

- «Три медведя»;

- «Близко – далеко»;

- «Угадай, чей голос?»;

- «Кто как кричит?»;

- «Эхо» и т. д.

6 слайд

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

Цели:

- развивать фонематический слух;

- учить подбирать рифму;

- находить ошибки, связанные со звуковым составом слова;

- различать слова-паронимы.

Работу на 3-м этапе начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Игры:

-«Подскажи подходящее слово»;

-«Назови лишний звук»;

-«Исправь меня»;

- «Правильно подбери слова со звуками…»;

- «Доскажи словечко»;

- «Назови пары слов». На столе перемешаны картинки: оса, коса, ужи, лужи, пушки, ушки, соль, фасоль, сокол, кол. Ребёнок находит два рисунка со сходными названиями, полученными в результате прибавления или исключения одногодвух звуков.

7 слайд

4 этап – дифференциация слогов.

Цели:

- учить чётко произносить слоговые ряды в отражённой речи;

- произносить трёхсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий;

- подбирать рифму;

- упражнять в определении количества слогов;

- формировать навыки анализа и синтеза слов;

- развивать слуховое внимание и память.

8 слайд

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

Игры:

- «Цепочка». Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА. ТО-

ПУ-АХ.

-«Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки : СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

-«Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук : сова, косы, нос— С.

- «Слушай и называй»;

- «Живые слоги». Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

- «Узнай слово»;

- «Кто больше?»

- «Разноцветные вагончики» и т. д.

9 слайд

5 этап - дифференциация фонем по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

Цели:

- дать понятие «твёрдый» и «мягкий» звуки;

- учить различать эти звуки на слух;

- уметь выделять мягкий и твёрдый звуки из слов;

- развивать фонематический слух, внимание и память.

Игры:

- «Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук.

- «Замени звук». Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).

- «Звонкий – глухой звук».

- «Твердый – мягкий звук» и т. д.

10 слайд

6 этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Цели:

- формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;

- упражнять в определении количества звуков в словах;

- упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, середине или конце слова;

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки чтения.

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игры:

- «Назови по порядку». Полный звуковой анализ слова : рак — Р, А, К.

- «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например К, С, О. Так как к этому времени дети обычно уже знают буквы, они быстро составляют слово — сок.

- «Собери слово»;

- «Найди сбежавший звук». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр.

- «Кто куда поселится?». Определение позиции изучаемого звука в слове.

Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине — вторую и в конце — третью.

- «Меняем на одном месте». Звук заменяется только в одной из заданных позиций: бак — бык — бук — бок, лук — тук — сук — жук — бук.

- «Прочитай по первым буквам» и т. д.

11 слайд

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза :

- Выделение гласного звука из ряда звуков;

- Выделение согласного звука из ряда звуков;

- Выделение первого гласного звука в слове;

- Выделение первого согласного звука в слове;

- Выделение последнего согласного звука из слов;

- Определение места гласного звука в слове;

- Определение места согласного звука в слове.

12 слайд

Задания для узнавания звука :

- Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук.

- Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук.

- Придумай слово, которое начинается с заданного звука.

А также:

13 слайд

Задания для узнавания звука :

-Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук.

-Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук.

14 слайд

Задания по определению места звука в словах :

Игра «Поезд». Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

Игра «Закрой фишкой». Дети определяют место звука в слове (начало, середину или конец) и соответственно закрывают первую, вторую или третью клетку.

15 слайд

Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:

- Односложных слов, состоящих из обратных слогов (уп);

- Двусложных, состоящих из двух гласных (ау);

- Односложных слов с закрытыми слогами (кот);

- Двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);

- Двусложных без стечения согласных (ноты);

- Двусложных с закрытым и открытым слогом (утка);

- Многосложных (кумушка);

- Односложных со стечением согласных (квас, бант).

16 слайд

Задания на определение последовательности, количества звуков в слове и моделирование слова.

17 слайд

Задания по выделению звуков в слове и моделированию слова.

18 слайд

Задания на определение последовательности звуков и количества в слове.

19 слайд

Конечная цель этапа автоматизации - достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала:

- Переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог — закрытый слог — звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком).

- Слоги со стечением согласных (спа, ста, ска).

- Затем к словам с данным звуком, предложениям.

- А в дальнейшем к различным видам развернутой речи.

20 слайд

Упражнения по произнесению слогов и слоговых сочетаний.

21 слайд

Задания на автоматизацию звуков в словах.

Игра «Подбери слово». Педагог говорит предложение, а дети договаривают предложение словами, в которых есть заданный звук (например, С).

Мама купила: самовар, салфетку, санки.

22 слайд

Задание по автоматизации звука в словах.

Игра «Придумай новое слово»

Дети составляют новое слово по первым звукам других слов.

23 слайд

Задание на автоматизацию звуков в словах.

Игра «Что делают?». Дети должны подобрать общее слово к двум словам, так чтобы в нем был заданный звук «Р».

24 слайд

Задание на автоматизацию звуков в словах.

«Рассмеши Несмеяну».

«Несмеяна сидит высоко. До нее очень далеко. Но мы построим мостик. Выложим бревнышки моста - картинки со звуком «С» по правилу: «Сначала идут бревнышки – слова из одного слога, потом из двух слогов, потом из трех».

25 слайд

Теперь, взобравшись к Несмеяне по нашему мостику, мы ее будем смешить. Для этого вы должны назвать любую картинку 5 раз, с различной интонацией.

26 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.

-Игра «Кто умеет…» .Дети подбирают слова к действиям.

-Игра «Кто умеет…». Дети подбирают слова к действиям.

27 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?». Дети согласовывают

существительное с прилагательным. Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.

Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Дети согласовывают существительное с местоимением.

28 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в предложениях.

Игра «Чего не бывает?». Дети выбирают картинку, с которой придумывают предложение, объясняя без чего не бывает этого предмета. В слове должен быть заданный звук.

- Не бывает самолета без хвоста.

Игра «Из чего сделан предмет?». Детям предлагаются две стопки картинок. Нужно взять из первой стопки картинку и выбрать из второй стопки подходящую ей, а потом составить предложение.

29 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в чистоговорках.

30 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в загадках и стихотворениях.

31 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в загадках и стихотворениях.

Упражнение «Подбери рифму» .

Мы у нашего крыльца

Посадили – деревца.

Три берёзки – тонконожки

Встали рядом у дорожки.

32 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в самостоятельной речи.

Котята

У маленьких котят открылись глаза и прорезались зубки. Малыши первый раз вылезли из корзинки. Один залез под шкаф. Другой заполз под кровать. Под кроватью стояли сапожки Зои. Пушистый котёнок залез в сапог и крепко заснул.

33 слайд

Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков :

- дифференциация в слогах,

- затем в словах,

- фразах

- и различных видах развернутой речи.

34 слайд

Игры и упражнения на дифференциацию звуков в слогах.

35 слайд

Игры и упражнения на дифференциацию звуков в словах. / том- дом, суп- зуб, миска-мишка. /

36 слайд

Игры и упражнения на дифференциацию звуков в словах.

Игра «Необычные цветы». Детям предлагаются картинки с разными звуками. Нужно выбрать картинки со звуками «Ж» и «З» и разложить по лепесткам цветов.

37 слайд

«Логопедическая работа осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи». Хватцев М. Е.

ВЫВОД:

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Литература:

1. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду - СПб, Детство-ПРЕСС, 2004.

2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб; 2000.

3. Сиротюк А. Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2000.

4. Кондратенко И. Ю., Барменкова Т. Д., Карелина И. Б. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. - М., 2005.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, с. н. Шаховской. - М. : Владос, 2003.

6. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! / комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.

7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.

8. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чё тко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. : Вентана-Граф, 2003. — 304 с.

8. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4 – 6 лет. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для автоматизации и дифференциации звуков Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей.

Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников» Консультация для педагогов "Приемы активизации внимания у дошкольников". • Психологические основы учения по П. П. Блонскому. Учение – работа,.

Чистоговорки-рифмовки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Чистоговорки-рифмовки Ш-С Саша по вагону шел, Шоколадку он нашел. Сладость вкусную поднял, Кушать он ее не стал. Ж Жу-жу-жу жужжит пчела,.

Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуковДидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков Важным условием для улучшения качества логопедической работы в детском саду является совершенствование процесса обучения на занятиях, поэтому.

Игры для дифференциации звуков [Л] и [Р] .

Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С]Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С] Произносить слова: Шар – жар – базар – гусар Шаль – жаль – зал – сало Мешать – лежать – лизать – лиса Шапка – жалко – зайка – сайка Ушанка.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Индивидуальные занятия с детьми 6–7 лет по заданию логопеда» Консультация для воспитателей логопедических групп «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6–7 ЛЕТ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА» Индивидуальные занятия.

Методическая разработка занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] «Спасём братьев-лесовичков!» .

СОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мешочек слона Самсона» Тема: Волшебный мешочек слона Самсона Оборудование: слон Самсон - на экране, мешочек, картинки на звуки С, запись артикуляционной гимнастики,.

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Стихи для автоматизации и дифференциации звуков С-З У нас росла на грядке Вкусная капуста. Зашли туда козлятки- На грядке стало пусто!.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 19:40
+55Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Медведева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД