Лариса Антонова
Конспект занятия «Обучение грамоте в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
-обучение звуковому анализу слова;
-знакомство с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные твердые и мягкие;
-учить называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал:
картины-схемы слов луна, лиса; красные, синие, зеленые фишки; указка; мяч.
Раздаточный материал: красные, синие, зеленые фишки; картинки-схемы, чистые листы бумаги, карандаши.
Публикация «Конспект занятия „Обучение грамоте в старшей группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Ход занятия:
1. Закрепление пройденного материала : игровое упражнение «Веселый поезд». Выделение в словах количество слогов при помощи прохлопывания в ладоши. Воспитатель помещает на доске картинку с изображением поезда, в вагонах которого разное количество окошек (от 1 до 4, а под поездом изображены герои разных сказок. Детям предлагается помочь пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Надо назвать каждого пассажира, выделяя звук Л. Затем прохлопать в ладоши количество слогов в каждом слове и узнать, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек в вагоне).
2. Звуковой анализ слова луна. Воспитатель предлагает произнести слово луна так, чтобы все хорошо услышали в нем сначала первый звук, а затем последующие звуки, интонационно выделяя каждый. Дети обозначают на схемах звуки фишками. Воспитатель делает то же у доски. Ведя указкой по схеме данного слова на доске, воспитатель объясняет детям, что произносить согласные звуки нам мешает язычок или губы, а гласные звуки произносятся без помех. Твердые согласные звуки обозначаются синими фишками, а гласные звуки- красными.
3. Звуковой анализ слова лиса. Картинка- схема слова луна не снимается с доски, рядом вывешивается картинка- схема слова лиса. Воспитатель вызывает одного ребенка к доске для определения звуков в данном слове. Одновременно идет работа за столами. Дети вставляют фишки в кармашки схем. Мягкие согласные звуки обозначаются зелеными фишками. Воспитатель проверяет работу детей.
4. Сравнение произношения звуков в словах луна и лиса для определения мягких и твердых согласных звуков.
При помощи указки воспитатель сравнивает схемы слов, выложенных на доске. Дети повторяют это сравнение за воспитателем для закрепления материала.
5. Игра «Назови братца». Проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку, а он в ответ мягкую пару названного звука. Например, «м-мь; л-ль; т-ть» и т. д. Воспитатель напоминает детям, что твердые согласные звуки – это «старшие братцы», а мягкие согласные звуки – это «младшие братцы». Таким образом, почти у всех согласных звуков есть «братцы».
6. Игра «Мамина сумка». Воспитатель спрашивает, какие продукты мама принесла из магазина, если она покупала только такие, в которых есть звук «м». Дети поочереди называют слова с заданным звуком: молоко, масло, мандарин, сметана, хурма и т. д. Воспитатель предлагает произносить эти слова, выделяя звук «м» интонационно.
7. Физкультминутка. Воспитатель просит встать детей в кружок и, проговаривая текст, показывает движения. Дети дружно повторяют за воспитателем.
На реке живет енот.
Гладит лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
Лапки кверху поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
А еду в коренья прячет.
Очень весело живет
Добродушный наш енот.
8. На чистом листе бумаги детям предлагается написать любую букву, например «о» и дорисовать ее до изображения какого-нибудь предмета. Дети используют свою фантазию. Из буквы «о» может получиться цветочек, солнышко, человечек. Детям предоставляется проявлять больше самостоятельности при выполнении задания, но при необходимости воспитатель может подсказать затруднившемуся ребенку.
9. Подведение итогов занятия. Воспитатель просит вспомнить детей о том, что нового они сегодня узнали и что им больше всего запомнилось. При этом уделяется внимание каждому ребенку,