Получи документы

Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Ж] и буква «Ж»

Мария Крылова
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Ж] и буква «Ж»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнить произношение звука Ж.

2. Закрепить понятие «согласный звук».

3. Закрепить умение узнавать и выделять звук Ж в начале и в середине слова.

4. Дифференцировать понятия «звук»-«буква».

5. Упражнять в звуко-буквенном анализе.

6. Формировать навык чтения.

7. Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Коррекционно-развивающие :

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Звук [Ж] и буква „Ж“» размещена в разделах

1. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и логического мышления.

2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата и общих речевых навыков.

3. Развивать умение детей определять последовательность звуков в заданном слове.

4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребёнка.

5. Развитие координации речи с движением, мелкой моторики и тактильных ощущений.

(использование здоровьесберегающих технологий).

Коррекционно-воспитательные:

1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.

2. Воспитание желания активно работать на занятии.

Оборудование: фишки для звукового анализа, предметы, в названии которых есть звук Ж, мяч, карточки-схемы для определения места звука в слове, мешочки с буквами, кубики Зайцева, интерактивная таблица «Учимся читать».

Ход занятия.

1. Орг. момент. Чтение стихотворения:

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке,

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

Какой звук часто повторялся в этом стихотворении?

Дети. Звук Ж.

Логопед. А сейчас тот сядет за стол, кто назовёт слово со звуком Ж и «положит» его в ладошки.

Дети «кладут» слово в свои ладони-лодочки и передают их в ладони-лодочки логопеда, чётко проговаривая придуманное слово.

Обойдя всех детей, логопед подносит свои сложенные ладони к уху: «Слышу жужжание».

2. Анализ артикуляции звука Ж.

Как жужжит жук? Произнесите звук Ж, наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука Ж.

Логопед. Скажите, какой звук Ж?

Характеристика звука : согласный (язычок создаёт преграду воздуху, всегда твёрдый, звонкий.

Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

3. Игра «Будь внимательным».

Логопед. Если услышите звук Ж, встаньте и помашите «крылышками», как жуки.

Ж, м, б, ж…; жа, га, жу, ма…; Женя, живот, молоко, кровать, жираф….

4. Игра «Жуки удивляются». Повторить за логопедом серию слогов с вопросительной интонацией.

Превращаемся в жуков. Всё, что я скажу, для жучков удивительно и странно. Они переспрашивают с удивлением.

Логопед произносит слоговые цепочки:

Жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо, жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду…

5. П/игра «Жуки на полянке» Дети изображают жуков: сидят в своих «домиках»(на стульях) и говорят:

«Я- жук, я-жук, я тут живу.

Жужжу, жужжу и не тужу!»

По сигналу жуки летят на полянку и собирают предметы, в названиях которых есть звук Ж. По сигналу «дождик» летят в домики и несут свои находки.

6. Определение места звука Ж в словах (в начале и в середине слова ;слова с этим звуком на конце не предлагаются, так как в конце слова он оглушается)

Дети складывают предметы в жёлтые мешочки, на которых нарисована схема слова (начало и середина).

7. Звуковой анализ. Отгадайте загадку:

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (жук).

Составьте схему слова «жук». Молодцы! Что изменится в схеме, если я произнесу слово «жуки».

Дети составляют схему слова «жуки».

В слове «жук» К звучит….твёрдо, а в слове «жуки» К звучит…. мягко.

А вот звук Ж никогда не бывает мягким. Он всегда твёрдый. Обозначаем его….синим цветом.

8. Игра с мячом «Скажи ласково»

Логопед. Скажите слово ласково, чтобы в нём появился звук Ж :

Сапог- сапожок Флаг-флажок

Пирог- пирожок Утюг-утюжок

Круг-кружок луг-лужок и т. д.

9. Физкультминутка.

а) Выполнение движений по инструкции логопеда.

Встаньте прямо.

Потянитесь.

Пошагайте, наклонитесь.

Руки вправо. Руки влево.

Встаньте. Снова потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

б) Пальчиковая гимнастика.

Жук летит, жук жужжит (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны «усы».

И усами шевелит Шевелить «усами»).

10. Знакомство с буквой Ж.

а) Логопед. Ребята, а вы помните, чем отличаются звуки и буквы?

Дети. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Логопед. Молодцы! Посмотрите на букву Ж. Чем буква Ж похожа на жука?

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук : Ж.

б)Развитие тактильных ощущений. Игра «Найди букву Ж».

Логопед предлагает детям мешочки из мягкой, плотной ткани с добавлением крупы (гречки).

В каждом мешочке буква. Нужно определить в каком мешочке находится буква Ж.

Дети ощупывают мешочки и находят букву Ж.

11. Чтение слогов.

Логопед. Буква Ж какой звук обозначает?

Дети. Согласный.

Логопед. Значит, она согласна подружится с гласными, а мы ей в этом поможем. Если у них получится общая песенка - значит, они подружились. Логопед подносит букву Ж поочерёдно к гласным буквам.

Дети читают образовавшиеся слоги: жа, жо, жу, жи.

12. Игра «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребёнку кубик, на котором написаны слоги с буквой Ж.

Дети читают слоги и добавляют, чтобы получилось слово: жа-жаба, жу-жучок, жи-жираф и т. д.

13. Чтение слогов и слов с применением интерактивной таблицы.

Логопед произносит слово, ребёнок нажимает нужные слоги, чтобы получилось это слово. Контролируется с помощью звукового сопровождения.

14. Итог занятия.

Логопед. С какой буквой вы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Что вам понравилось на этом занятии?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д»Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д» Цель: Автоматизация звука д; ознакомление с буквой Д Задачи: • Закрепление навыка произношения звука д; • Научить определять позицию звука.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Ж] и буква «Ж»
Опубликовано: 23 марта 2022 в 09:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Ж] и буква «Ж»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Крылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД