Мария Крылова
Конспект занятия по речевому развитию «Звук [Ж] и буква «Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить произношение звука Ж.
2. Закрепить понятие «согласный звук».
3. Закрепить умение узнавать и выделять звук Ж в начале и в середине слова.
4. Дифференцировать понятия «звук»-«буква».
5. Упражнять в звуко-буквенном анализе.
6. Формировать навык чтения.
7. Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Звук [Ж] и буква „Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и логического мышления.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата и общих речевых навыков.
3. Развивать умение детей определять последовательность звуков в заданном слове.
4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребёнка.
5. Развитие координации речи с движением, мелкой моторики и тактильных ощущений.
(использование здоровьесберегающих технологий).
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.
2. Воспитание желания активно работать на занятии.
Оборудование: фишки для звукового анализа, предметы, в названии которых есть звук Ж, мяч, карточки-схемы для определения места звука в слове, мешочки с буквами, кубики Зайцева, интерактивная таблица «Учимся читать».
Ход занятия.
1. Орг. момент. Чтение стихотворения:
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке,
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
Какой звук часто повторялся в этом стихотворении?
Дети. Звук Ж.
Логопед. А сейчас тот сядет за стол, кто назовёт слово со звуком Ж и «положит» его в ладошки.
Дети «кладут» слово в свои ладони-лодочки и передают их в ладони-лодочки логопеда, чётко проговаривая придуманное слово.
Обойдя всех детей, логопед подносит свои сложенные ладони к уху: «Слышу жужжание».
2. Анализ артикуляции звука Ж.
Как жужжит жук? Произнесите звук Ж, наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звука Ж.
Логопед. Скажите, какой звук Ж?
Характеристика звука : согласный (язычок создаёт преграду воздуху, всегда твёрдый, звонкий.
Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
3. Игра «Будь внимательным».
Логопед. Если услышите звук Ж, встаньте и помашите «крылышками», как жуки.
Ж, м, б, ж…; жа, га, жу, ма…; Женя, живот, молоко, кровать, жираф….
4. Игра «Жуки удивляются». Повторить за логопедом серию слогов с вопросительной интонацией.
Превращаемся в жуков. Всё, что я скажу, для жучков удивительно и странно. Они переспрашивают с удивлением.
Логопед произносит слоговые цепочки:
Жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо, жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду…
5. П/игра «Жуки на полянке» Дети изображают жуков: сидят в своих «домиках»(на стульях) и говорят:
«Я- жук, я-жук, я тут живу.
Жужжу, жужжу и не тужу!»
По сигналу жуки летят на полянку и собирают предметы, в названиях которых есть звук Ж. По сигналу «дождик» летят в домики и несут свои находки.
6. Определение места звука Ж в словах (в начале и в середине слова ;слова с этим звуком на конце не предлагаются, так как в конце слова он оглушается)
Дети складывают предметы в жёлтые мешочки, на которых нарисована схема слова (начало и середина).
7. Звуковой анализ. Отгадайте загадку:
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (жук).
Составьте схему слова «жук». Молодцы! Что изменится в схеме, если я произнесу слово «жуки».
Дети составляют схему слова «жуки».
В слове «жук» К звучит….твёрдо, а в слове «жуки» К звучит…. мягко.
А вот звук Ж никогда не бывает мягким. Он всегда твёрдый. Обозначаем его….синим цветом.
8. Игра с мячом «Скажи ласково»
Логопед. Скажите слово ласково, чтобы в нём появился звук Ж :
Сапог- сапожок Флаг-флажок
Пирог- пирожок Утюг-утюжок
Круг-кружок луг-лужок и т. д.
9. Физкультминутка.
а) Выполнение движений по инструкции логопеда.
Встаньте прямо.
Потянитесь.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо. Руки влево.
Встаньте. Снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
б) Пальчиковая гимнастика.
Жук летит, жук жужжит (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны «усы».
И усами шевелит Шевелить «усами»).
10. Знакомство с буквой Ж.
а) Логопед. Ребята, а вы помните, чем отличаются звуки и буквы?
Дети. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Логопед. Молодцы! Посмотрите на букву Ж. Чем буква Ж похожа на жука?
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук : Ж.
б)Развитие тактильных ощущений. Игра «Найди букву Ж».
Логопед предлагает детям мешочки из мягкой, плотной ткани с добавлением крупы (гречки).
В каждом мешочке буква. Нужно определить в каком мешочке находится буква Ж.
Дети ощупывают мешочки и находят букву Ж.
11. Чтение слогов.
Логопед. Буква Ж какой звук обозначает?
Дети. Согласный.
Логопед. Значит, она согласна подружится с гласными, а мы ей в этом поможем. Если у них получится общая песенка - значит, они подружились. Логопед подносит букву Ж поочерёдно к гласным буквам.
Дети читают образовавшиеся слоги: жа, жо, жу, жи.
12. Игра «Доскажи словечко».
Логопед бросает ребёнку кубик, на котором написаны слоги с буквой Ж.
Дети читают слоги и добавляют, чтобы получилось слово: жа-жаба, жу-жучок, жи-жираф и т. д.
13. Чтение слогов и слов с применением интерактивной таблицы.
Логопед произносит слово, ребёнок нажимает нужные слоги, чтобы получилось это слово. Контролируется с помощью звукового сопровождения.
14. Итог занятия.
Логопед. С какой буквой вы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Что вам понравилось на этом занятии?