Бодарева Эвелина Викторовна
Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи.
Задачи.
1. Коррекционно-образовательные:
• учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с]-[ш] изолированно, в словах, словосочетаниях, предложениях;
• учить звуковому анализу слов со звуками [с] и [ш];
• закреплять умение называть предметы, объединённые
по определённому признаку, обобщающим словом;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• упражнять в согласовании числительных со словосочетанием (прилагательное + существительное).
2. Коррекционно-развивающие:
• способствовать развитию фонематического слуха и восприятия.
• развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
• развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление;
• развивать умение контролировать свою речь.
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать коммуникативные умения и навыки;
• воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;
• создавать ситуацию успеха;
• формировать положительную мотивацию к учению.
Материалы и оборудование: звучащие коробочки, карточка со стрелками, карточки с изображением предметных картинок для игры «4-ый лишний», картинка с изображением разбитых кувшинов, карточки с заданиями.
Ход коррекционного занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика. Настал новый день, давай встретим его с улыбкой.
Я улыбнусь тебе, а ты улыбнёшься мне в ответ. Мы спокойны и добры,
мы приветливы, ласковы. Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохни через рот все обиды, злобу, огорчения.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
3. Развитие зрительно-пространственной ориентации.
• Игра «Нос – ушко – макушка».
Условие: внимательно слушать ведущего (учителя) и показывать соответствующую часть тела. Основная задача – не сбиться и сделать минимальное количество ошибок.
• Развитие мелкой моторики
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.
У взрослого звучащие коробочки (одинаковые коробочки,внутри: горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Ребёнку предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.
5. Развитие артикуляционной моторики.
Наказать непослушный язык
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с.
«Почистим зубки»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны
в сторону, потом снизу вверх.
«Горка»
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить
за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и кончиком языка слизать с верхней губы «прилипшую каплю варенья», делая движение языком сверху вниз, пряча его
в глубине рта.
«Чашечка»
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться
к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении
10 — 15 с.
6. Развитие дыхания, голоса.
«Надуем шарики»
Дети поочерёдно перебирают пальцы правой руки, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем (указательный, средний и т. д., и всякий раз на одном выдохе дуют в центр образовавшегося колечка.
«Шарик»
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Повторить 4—5 раз.
7. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с тобой закрепим наши знания о правильном произношении звуков [с] и [ш]. Мы с тобой выполним интересные задания и покажем, чему же мы научились.
• Сравнение звуков [с] и [ш] по артикуляции.
Логопед. Давай сравним наши звуки. Где прячется твой язычок, когда произносишь [с] и [ш]?
• Представь, что из крана бежит вода: “с-с-с-с-с”. Где находится кончик языка, когда мы произносим звук [с]? (внизу, за нижними зубами).
• А теперь пошипи как змея: "Ш-ш-ш-ш-ш". Где находится язычок, когда мы произносим звук [ш]? (вверху, за верхними зубами).
• Какие органы артикуляции нам помогают в образовании этих звуков?
Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и воздушная струя (ветерок).
• Попеременное произнесение звуков [с] и [ш].
Логопед. У меня есть карточка со стрелками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз – звук [с].
8. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А сейчас их разведём
И к себе скорей прижмём.
Вправо – влево, поворот,
А потом наоборот.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим… Руки поднять вверх,
опустить вниз.
Руки в стороны.
Руки вниз, прижать к бёдрам.
Наклоны вправо-влево, поворот.
Затем повернуться в другую сторону.
Остановиться.
Плавно отвести руки назад.
Голову поднять выше и спокойно начинаем дышать.
9. Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра «4-ый лишний».
Логопед. Я дам тебе карточки с изображением различных предметов на них. Тебе нужно назвать все предметы обобщающим словом и определить лишний.
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Слива, апельсин, абрикос, груша.
Шкаф, стул, стол, кресло.
Собака, кошка, лиса, барсук.
Астра, ромашка, ландыш, кувшинка.
10. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
11. Работа со словами по теме.
Дидактическая игра «Кувшины».
Согласование числительного со словосочетанием.
Посмотри внимательно на картинку. Здесь изображены разбитые кувшины, к которым нужно подобрать недостающие части.
А теперь давай посчитаем, сколько же кувшинов получилось? Но считать будем так: один красный кувшин, два красных кувшина и т. д.
Ребёнок считает, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
12. Работа над предложением
Дидактическое упражнение «Исправь предложение».
А теперь послушай, какое предложение составил незадачливый поэт. Исправь в нём ошибки. Какие звуки перепутал поэт?
На глазах у детворы крысу красят маляры.
13. Итог занятия. Оценка работы. Ты сегодня отлично поработал и за это я хочу наградить тебя похваляшкой, чтобы в следующий раз ты старался еще больше и делал успехи!