Надежда Камбиева
Конспект занятия «Мир изобразительного искусства. Рассматривание репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему «Мир изобразительного искусства. Рассматривание репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда»
Публикация «Конспект занятия „Мир изобразительного искусства, Рассматривание репродукции картины Леонардо да Винчи „Джоконда“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Цель: Познакомить детей с картиной великого итальянского художника Леонардо да Винчи «Джоконда». Закрепить знания о профессии художника. Систематизировать знания о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Расширить знания о видах портрета (индивидуальный, групповой, жанровый, исторический, прогулочный, шарж). Формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведения изобразительного искусства. Развивать мышление, воображение, логику, интерес к произведениям искусства.
Словарь: художник, жанр живописи, натюрморт, пейзаж, портрет, виды портрета: индивидуальный, групповой, жанровый, исторический, прогулочный, шарж.
Предварительная работа: беседы о видах искусства : пейзаж, натюрморт, портрет. Рассматривание различных картин и репродукций (Левитан «Золотая осень», Кончаловский «Персики», Агрунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» и других). Рисование натюрморта, пейзажа, портрета.
Оборудование: посылка, репродукции картин (Левитан «Золотая осень», Кончаловский «Персики», Агрунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», Леонардо да Винчи «Джоконда», портрет Леонардо да Винчи, дидактические игры: «Найди лишнюю картину по жанру», «Виды портретов», «Найди такой же силуэт», «Фоторобот».
Ход занятия.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
- Ребята, нам прислали посылку. Интересно посмотреть, что там лежит?
- Но сначала отгадайте мою загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А ещё мольберт – треножник
Потому, что я …
- Молодцы, правильно отгадали! Так скажите, кто же такой художник?
- А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке.
(По очереди воспитатель достаё т предметы: лист бумаги, кисть, краски, палитру, дети называют их).
- Кому нужны все эти предметы?
- Для чего нужны эти предметы художнику?
- Как вы думаете, ребята, где хранятся картины?
- Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно пойти и посмотреть на них. Что изображают художники на своих картинах?
- Дети, сегодня я вас приглашаю побывать в гостях у картин. Для этого мы отправимся на художественную выставку. Закройте глаза и повторите: «Раз, два, три – вот и на выставке мы».
- Но, чтобы увидеть картины вам необходимо ответить на вопрос: «Что такое жанр живописи? (ответы)
(Выставить три картины разного жанра : пейзаж, натюрморт, портрет.)
- Ребята, послушайте стихи и скажите, к какой картине они относятся.
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или море в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу.
Знай, что это?
- Какая из картин является натюрмортом?
- Слушаем следующее стихотворение:
Если видишь на картине,
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…
- На какой картине изображён пейзаж?
- И последнее стихотворение послушайте:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто – нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или даже верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется…
- Какая картина относится к портретной живописи?
Д/и «Найди лишнюю картинку по жанру»
(Из четырёх предложенных в ряду репродукций закрыть лишнюю (не соответствующую заданному жанру).
Физминутка.
«Юные волшебники»
- Ребята, что же такое портрет?
- Существует несколько разновидностей портретов. И с некоторыми видами портретов я хочу вас сегодня познакомить. Послушайте внимательно, какие виды портретов есть.
Индивидуальный портрет – это портрет, на котором изображён один человек.
На групповом портрете изображена группа людей.
Жанровый портрет, на нём изображена группа людей, которые выполняют какие – то действия, в этой картине прослеживается сюжет.
Исторический портрет, на нём изображена историческая личность: царь, полководец, император.
Есть прогулочный портрет. Это когда художник фигуру человека делает частью пейзажа.
Шарж – это весёлый, смешной, добрый рисунок.
Д/и «Виды портретов»
(Воспитатель называет жанр портрета, дети показывают соответствующую картинку, объясняют свой выбор.)
- Ребята, как называется портрет, на котором изображена женщина?
- Как вы думаете, на мужском портрете кто изображён?
- А если художник нарисовал портрет ребёнка, то это какой портрет?
Д/и «Найди такой же силуэт»
(Дети находят такой же силуэтный профиль, называют те признаки, по которым узнали и определили силуэт. Предложить детям определить, какой силуэт мужской, какой женский, а какой детский.)
- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с одной картиной известного итальянского художника Леонардо да Винчи.
(Показать портрет Леонардо да Винчи.)
- Это портрет Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи итальянский художник: живописец, скульптор, архитектор; учёный, изобретатель, писатель, музыкант. Один из известных представителей искусства. А картина, с которой я хочу вас познакомить называется «Джоконда», или как её ещё называют «Мона Лиза». «Мона Лиза» - это первый в истории западноевропейской культуры психологический портрет. Художник поставил перед собой задачу – при полной внешней неподвижности модели передать движение её души. Кто изображён на картине?
- Значит это портрет какой?
- Ребята, рассмотрите портрет внимательно.
Глядя на картину, создаётся впечатление, что мы видим живого человека.
Глаза имеют тот блеск, какой обычно есть у живого человека. Ресницы изображены с большой естественностью. Нос кажется живым. Улыбка столь приятна, что кажется будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое лицо. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Руки дополняют характеристику. Улыбка Джоконда загадочная и неповторимая.
- Как она улыбается?
- Мона Лиза изображена на фоне пейзажа. Что вы видите вокруг?
- Ребята, скажите, какое время суток и время года изображено на картине?
(Ответы детей.)
- На заднем плане написан пейзаж, по которому нельзя ничего определить: какое время суток изображено – вечер, утро, ненастный день или светлая ночь. Невозможно определить время года и место: то ли это горы, то ли это пустыня.
- Леонардо да Винчи нарисовал портрет так, как будто Джоконда смотрит на нас, а не мы на неё. В её лице необычное выражение, которое меняется всё время. О загадочной улыбке Джоконды люди будут говорить ещё столетия.
Ребята, вам понравилась картина Леонардо да Винчи? Какие эмоции у вас она вызвала? (Ответы детей.)
Д/и «Фоторобот»
(Из отдельных частей лица дети составляют фоторобот, описывают полученный портрет.)
Итог.
- О чем мы сегодня говорили?
- Назовите жанры живописи.
- Какие виды портретов вы запомнили?
- Какую картину мы сегодня рассматривали.
- Кто её написал?
- Что вам понравилось больше всего в этой картине (Ответы детей).
- Может быть кто – то из вас тоже станет великим художником и создаст неповторимый образ своей Джоконды.