Оксана Бочкова
Конспект урока изобразительного искусства в 3–4 классах «Путешественник — скворец»
▼ Скачать
Цель: Выполнить рисунок птиц скворцов и сконструировать скворечник.
Задачи:
1. Знакомство с жанром анималистики в изобразительном искусстве.
2. Передача в рисунке красоты линий, формы, пропорции, цветовой окраски изображаемых предметов.
3. Восхищение красотой окружающего мира, бережное отношение к природе.
4. Укрепление межпредметных связей. (литература, окружающий мир)
Публикация «Конспект урока изобразительного искусства в 3–4 классах „Путешественник — скворец“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Материалы: акварельные краски, кисти, баночка для воды, палитра, простой карандаш, стирашка, альбом, клей, картон, ножницы, веточка.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, подготовка рабочего места.
II. Актуализация знаний
Из предложенных букв соберите слово.
(анималист)
- Кто такой анималист?
- Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях картины из жизни животных, птиц, насекомых. Анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.
- Можете назвать места, где живут птицы?
- Рядом с человеком, в лесах, полях, в горах, на воде, в болотах. Поэтому они строят свои гнезда на деревьях, кустах, в траве, на камнях. Все это является природной средой обитания птиц.
Внешний вид птицы сильно зависит от ее среды обитания и образа жизни.
Игровая ситуация.
Сегодня у нас пернатый гость. Догадайтесь кто это?
На шесте – дворец,
Во дворе – певец.
(Скворец)
(Учитель помещает на доску фото с изображением скворца)
По каким словам вы догадались, что это скворец?
-Ребята, это скворец–почтальон. Он принес нам конверт. Посмотрим, что в нем. (Учитель достает письмо)
Скворец просит вас нарисовать двух скворцов на дереве и скворечник.
Послушайте сообщение о жизни этих птиц. Ведь художник–анималист должен все знать о том, кого будет рисовать. А вы маленькие художники-анималисты.
Пришла весна. Появилась стая птиц. Это прилетели скворцы из теплых краев.
Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки.
Скворец – птица, которая склонна разговаривать, подражать звукам из округи. Может кудахтать, лаять как собака. Скворцы с удовольствием селятся в скворечниках.
На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, после того когда заметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Таким образом стали приваживать к своим домам этих птичек. Эти домики очень нравятся скворцам. В свободный домик заселяется скворец. Наводит порядок, а потом зовет подружку. Вскоре молодая семья начинает высиживать птенцов. Самец периодически подменяет самку. В остальное время он поет и летает по полям. После появления птенцов начинается суета. Чтобы накормить малышей родители носят им насекомых. Это продолжается около трех недель. После взрослые птицы перестают носить корм. Это заставляет птенцов вылетать из гнезда. В июне молодые скворцы улетают в теплые края. А старые остаются до самой осени, распевая звонкие песни.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, исполним желание скворца. Давайте сегодня нарисуем семейку птиц на дереве и изготовим для них домик-скворечник.
IV. Работа над новым материалом.
Объяснение.
Для этого давайте проанализируем форму птиц.
(Учитель демонстрирует фото птицы и анализирует)
Голова имеет форму шарика с точкой. Туловище напоминает овал. Клюв довольно длинный и острый. Шея короткая. Поэтому переход от головы к туловищу плавный. Ноги короткие с небольшими лапками. Лапка птицы имеет три пальца спереди и один палец сзади ноги. Крылья и хвост не длинные. Оперение и окраска черная с переливом синего, зеленого цвета. Когда будем рисовать птиц, не будем забывать об окружении, свойственному скворцу, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованные птицы не грустили посреди белого и пустого листа бумаги. Они будут сидеть на ветке дерева с толстым стволом.
Физкульт минутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся – покажем –
Крылья сложили назад.
V.Объяснение этапов работы.
1. Композиция рисунка. Расположите альбомный лист вертикально.
- Выберете лучшее место на листе бумаги для своих птиц, чтобы они выглядели выразительно, чтобы подчеркнуть, что птицы - главные герои рисунка.
2. Выполнение карандашного наброска. (Учитель рисует на доске)
- Птиц мы рисуем в несколько этапов: от общего к деталям.
а) Сначала рисуем овалы туловища и головы, затем шею, добавляем клюв, крылья, лапы, глаза.
б) Проверяем правильность пропорций и уточняем характер силуэта птицы.
3. Раскрашивание рисунка.
- Подбираем на палитре краски, соответствующие окраске оперения птицы, и раскрашиваем силуэт и крупные детали рисунка.
4. Прорисовывание деталей рисунка.
- Тонкой кистью прорисовываем детали (глаза, отдельные перья и т. д.) по цветовому фону оперения птицы.
5. Пока рисунок просыхает мы сделаем скворечник из белого картона. Вырезаем по шаблону три детали (задняя стенка, деталь скворечника и крыша) Сгибаем по линии сгиба и склеиваем. Приклеиваем к рисунку ствола дерева. Раскрашиваем скворечник.
6. На переднем плане рисунка приклеим веточку.
VII. Практическая работа учащихся.
Дети приступают к практической деятельности. Учитель оказывает соответствующую помощь учащимся.
VIII. Выставка работ учащихся
Работы ребят оцениваются за правильность композиции в рисунке,цветовое решение, аккуратность, проявленное творчество, законченность.
IX. Итог урока.
Ребята, скворца ждут в лесу пернатые друзья. Давайте покажем ему наши рисунки и попрощаемся. Скворцу понравились ваши работы.
X. Рефлексия
Ребята, вам понравилось работать над сегодняшней темой? Почему? Что было на уроке самое интересное? Что вызвало затруднение?