Светлана Соболева
Урок русского языка в 4 классе «Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина».
Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Публикация «Урок русского языка в 4 классе „Сочинение-рассуждение по репродукции картины В, А, Серова „Мика Морозов“» размещена в разделах
- Зима
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Темочки
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: портрет В. А. Серова, репродукция картины «Мика Морозов».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова.
— Какие чувства он у вас вызывает?
— Назовите падеж выделенных прилагательных.
— Назовите части речи в первых двух строках.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 21 (с. 13).
— Прочитайте текст.
— Определите тему и главную мысль текста.
— Объясните смысл слов мастер портретной живописи, мировое искусство.
— Удалось ли вам представить мальчика? Благодаря чему вам это удалось? (Благодаря большому количеству имён прилагательных в основной части.)
— Определите тип текста. (Описание.)
— Расскажите, каким вы представили себе мальчика.
2. Рассказ учителя о В. А. Серове
Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 г. Его отец Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались петербургские знаменитости.
Заметив страсть сына к рисованию, мать поехала в Париж к знакомому художнику И. Е. Репину, и Валентин стал брать у него уроки.
В 1880 г. Серов поступил в Императорскую Академию художеств.
Созданный в 1901 г. замечательный детский портрет «Мика Морозов» принадлежит к числу шедевров в творчестве Валентина Александровича Серова. Хранится картина в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 22 (с. 13).
— Рассмотрите картину «Мика Морозов» в «Картинной галерее» учебника.
(Далее беседа по вопросам и заданиям упражнения, написание сочинения на черновике.)
- Великий русский поэт А. С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день. Вам предстоит проанализировать употребление им имён прилагательных в «Сказке о рыбаке и рыбке».
- Откройте учебник на с. 28. Прочитайте план работы.
- Определитесь с тем, как вы будете выполнять работу -в паре или индивидуально.
(Учащиеся выбирают форму работы, обсуждают проект, распределяют работу. На выполнение проекта отводится два-три дня.)
Выполнить проект.
VI. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого художника вы познакомились сегодня на уроке?
— Что вы узнали о нём?
— Что можно сказать о человеке, так точно изобразившем чувства ребёнка?
- Захотелось ли вам больше узнать о творчестве В. А. Серова?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами В. А. Серова. Упр. 21 (с. 13) — выполнить грамматические разборы.