Беркутова Марина Александровна
Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Звук и буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Научить различать звук «ч» от других звуков.
Задачи занятия :
- познакомить детей с буквой ч;
- научить детей правильно произносить звук [ч]. Уточнить артикуляционный уклад звука [ч].
- автоматизировать звук [ч] в слогах, словах и предложениях ;
- развивать фонематическое восприятие;
- продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;
- упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;
Публикация «Конспект занятия для подготовительной к школе группы „Звук и буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.
- упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (мама - мамочка).
- развивать коммуникативные навыки.
- звуко- буквенный анализ слов : ЧАСЫ
- повторить гласные звуки
- развитие внимания, памяти.
- воспитывать желание говорить чисто и красиво.
- воспитывать желание оценить свою деятельность на занятии и деятельность других детей.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный этап.
Логопед:
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая Черепашке наливает»
Дети: Чаще всего слышится звук [ч].
Логопед: Правильно.
Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой [ч].
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Дети, произнесите звук [ч].
Дети: Ч-ч-ч.
Логопед: Звук [ч] можно пропеть?
Дети: Звук [ч] нельзя пропеть. Он согласный.
Логопед: Молодцы.
А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ч].
Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
Логопед: Если горлышко спит, значит звук [ч] какой?
Дети: Звук [ч] глухой.
Логопед: Звук [ч] согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
Произнесение звука [ч].
Уточнение артикуляционного уклада звука [ч],
характеристика звука : согласный, шипящий, мягкий, глухой.
Логопед:
Когда мы произносим звук [ч] губы становятся «хоботочком»
зубы – сближены,
язык – вверху за верхними зубами,
при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба. Ощутим.
Логопед:
Давайте проверим воздушную струю, поднесем ладошку ко рту
и подуем на нее (дети выполняют)
Звук [ч] надо всегда произносить коротко.
Дети: произносят звук [ч] изолированно
3. Закрепление звука.
Логопед:
Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук [ч].
Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова.
Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово
со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
Мяч, палка, почка, чайник, тигр, чайка, девочка, акация, дудочка, щетка, дочка,
шуба, чудеса, цыпленок, кочка, очки
Игра на развитие фонематического восприятия:
- Я буду читать стихотворение, а вы будете отхлопывать, если услышите звук [ч].
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила трёх внучат-
трёх драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки
И молчат?
- Сколько барсучат ждут добавки?
Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.
Повторение потешек со слогами.
Логопед:
Ча-ча-ча – чашка с чаем горяча,
Чо-чо-чо – пальцам очень горячо.
Чу-чу-чу – чаю выпить я хочу.
Че-че-чи – плюшки тоже горячи.
Ач-ач-ач – с пылу с жару и калач!
Ча-ча-ча: Печка в доме горяча.
•
Чу-чу-чу - я конфету не хочу.
Чо-чо-чо - любим маму горячо.
Чи-чи-чи - очень чёрные грачи.
Че-че-че - мечтаю я о калаче.
Ча-ча-ча - не горит свеча,
Чу-чу-чу - я к луне лечу,
Оч-оч-оч - наступила ночь.
*** Воспроизведение слоговых рядов:
Логопед:
Ча-ча-чо, ча-ча-чу, ча-чо-ча, ча-чо-чу, чи-чу-чу, че-че-чи, чу-ча-ча,
ач-ач-оч, уч-уч-еч, ач-оч-уч, оч-уч-ач, еч-еч-ич, ач-еч-ач…
Чтение слогов; правописание «ЧА», «ЧУ».
а) обратные слоги: ач, оч, уч, еч, ич.
б) прямые слоги: ча, чо, чу, че, чи.
- Обратите внимание на то, что слоги «ЧА» и «ЧУ» напечатаны с буквами
«А» и «У».
Буква «Ч» дружит с этими буквами, а вот с буквами «Я» и «Ю» - нет, они
не нужны ей, потому что звук «Ч» сам по себе мягкий.
Логопед: Читает стихотворение О. Александровой.
Да-же вол-ки на вол-чат
Не ры-чат и не вор-чат.
Лю-бят и за-бо-тят-ся,
У-чат их о-хо-тить-ся.
Запомним: ЧА пишется с гласной А.
Логопед: Читает стихотворение.
Аз-бу-ка чу-дес-на-я. Я е-ё у-чу.
Ста-ну взрос-лым, ум-ным,
Ес-ли за-хо-чу.
Бу-ду кос-мо-нав-том
В не-бо по-ле-чу
На ра-ке-те к звёз дам,
Ес-ли за-хо-чу.
Запомним: ЧУ пишется с гласной У.
Игра «Скажи ласково» :
Логопед:
А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом)
Становитесь все в круг.
Логопед кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен
назвать «полученное» слово ласково:
стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук,
бак, крюк; птица
Артикуляционная гимнастика:
Логопед:
Ребята наш язычок любит играть. Давайте поиграем с нашим язычком.
«Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
«Хоботок»
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну
И на трубочку похожи
Подудеть в неё мы сможем:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
«Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
Игра «Сломанные слова» : составление и чтение слов из слогов
- Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
чтобы слово получить.
(сы, ча) (ча, да) (ча, ту) (чи, лу)
Физкультминутка:
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,
Сначала я вперед бегу, а потом назад качусь,
Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!
Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!
(Дети двигаются по кругу, убыстряя темп).
Ой! Неужели это я здесь такой наделал шум.
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, я по рельсам не стучу,
Тихим, аккуратным быть хочу!
Логопед: А теперь, ребята, отгадайте загадку:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Тик-так, тик-так
Тихо так, тихо так. (Часы)
Логопед: - «Это часы». Что я сказала?
Правильно, я сказала предложение.
Сколько слов в предложении?
Какое первое слово?
Сколько в нем звуков? Какие?
Логопед: Печатает слово «это» на доске.
Второе слово – «часы» сколько в нем звуков? Какие?
Логопед: Печатает слово «часы» на доске.
У нас получилось предложение: «часы это»
Посмотрите, я все правильно сделала? (Дети находят ошибки).
А теперь помогите мне составить схему этого предложения.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч)
4. Закрепление графического образа Ж.
Логопед: Ребята, откройте тетради и напишите букву Ж по образцу, 1 строку.
5. Итог занятия.
Логопед:
-Ребята, звук Ч очень вам благодарен, за то, что вы познакомились с ним.
Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.
2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ч.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч)
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч.
Они посчитались и выпало искать букве Ч.
Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой.
Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами.
Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.