наталья алова
Конспект занятия «Звук [С] и буква С» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Звук и буква С» в старшей группе компенсирующей направленности
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1)Закрепить умение четко артикулировать согласный звук [С];
2)Продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слов односложной слоговой структуры на материале слов со звуком [С].
Публикация «Конспект занятия „Звук [С] и буква С“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
3) Закреплять умение определять местоположение звука [С] в словах
(начало, середина, конец, делить слова на слоги.
4) Закреплять умение дифференцировать понятия: гласный – согласный; твердый - мягкий; звонкий - глухой звук.
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале со звуком [С];
2) Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
1) Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
2) Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Оборудование: буквы А, О, И, У, С; замок красного цвета для гласных букв, замок синего цвета для согласных букв, «слоговой» поезд, картинки со звуком «С», фишки красного и синего цветов, «звуковые» дорожки, собачка.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед раздает детям половинки букв А, О, У, И, С.
Логопед: Каждому из вас я раздала половинку от буквы. Вам нужно сесть на тот стульчик, где находится вторая половина вашей буквы.
Дети ищут вторую половинку на стульях и садятся.
Логопед:- Ребята, посмотрим, какие буквы у вас получились. Катя, подойди пожалуйста ко мне. Скажи, какая буква у тебя получилась?
Дети: Буква А, В, С и т. д.
Логопед: Правильно. Теперь найди здесь такую же букву и прикрепи ее на доску. Садись.
Опрашивается каждый ребенок. На доске буквы : А, О, У, И, С.
Логопед: - Как вы думаете, какая буква здесь лишняя?
Дети: - Буква С.
Логопед: - Почему?
Дети: Потому что это согласная буква.
Логопед: Я согласна с вами. А остальные буквы?
Дети: Гласные.
Логопед: Где живут гласные буквы?
Дети: В красном домике.
На доске появляется красный домик.
Л: - Как вы думаете, в каком домике живет буква С?
Логопед: - Ой, а домика для нашей буквы С нет. Наша буква заблудилась.
Ребята, поможем букве С отыскать свой домик?
2. Основная часть.
Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», чтобы отыскать домик для нашей буквы С. Прежде чем отправиться, вспомним чем звуки отличаются от букв.
Д:- Звуки мы произносим (говорим, а буквы пишем и видим.
Фонетическая ритмика.
И. П. : стоя, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением, при одновременном произнесении звука [СС…. ] Движение слегка напряженное, плавное, длительное.
Логопед:- Как работают наш язычок и губы, когда мы произносим звук С?
Уточнение артикуляции звука С.
Логопед: Теперь мы можем отправиться в путешествие.
Логопед: - Вот и первая остановка.
3)Игра «Слоговой поезд»
- Ой, посмотрите, какой сказочный поезд здесь. В нем едут волшебные картинки. Картинки нечаянно перепутались. Картинкам нужно помочь найти свой вагон. В первый вагон
Во второй вагон – с двумя слогами,
В третий – с тремя слогами.
Слова-картинки: коса, сумка, самолет, сандалии сом.
Логопед: Ребята, назовите пожалуйста самое короткое слово в этом поезде.
Дети: «Сом».
4) Задание на звуковой анализ слова.
-А теперь садитесь за столы.
- Сегодня мы узнаем, какие звуки живут в слове сом, в каком порядке они располагаются.
-Назовите первый звук. (С). Он какой? (согласный твердый, мы его обозначим синим кружочком)
- Назовите следующий звук. (О). Он какой? (гласный, обозначается красным кружочком)
Назовите последний звук? (М). Он какой? (согласный твердый, обозначается синим кружочком)
Саша, назови звуки по порядку.
- Сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Молодцы!
5) Динамическая пауза.
Детям раздаются по две карточки (колокольчик и зачеркнутый колокольчик)
Включается музыка, дети танцуют. Как только музыка выключается, логопед называет звук. Дети поднимают соответствующую карточку (если звук звонкий – карточку с колокольчиком, если звук глухой - карточку с перечеркнутым колокольчиком).
Логопед:
-Ой, вы слышите? Кажется, кто-то плачет. Я выйду, посмотрю.
- Это умная Собачка Соня. Что же случилось?
Логопед: -Соня ходит в школу. Но она потеряла картинки, не смогла выполнить задание и очень расстроилась. Нужно ей помочь.
6) Игра «В начале, в середине, в конце».
Нужно определить, где находится звук С в слове : в начале, середине или конце. Возьмите картинку, объясните Соне, где находится звук С, и положите картинку к нужной схеме.
Дети выполняют задание.
-Соня благодарит вас за помощь. Теперь она посмотрит как вы будете выполнять следующие задания.
7) Выкладывание буквы С из пуговиц
Логопед: «Вот и отдохнули наши глазки. Попробуем построить букву «С» из пальцев рук.
«Пальцы рук в полуовале
Перед собой направим вправо.
Полукруг, ну просто класс!
Получилась С у нас.»
Логопед: «Вот и получилась буква С. Теперь попробуйте выложить ее из фасоли».
Дети выкладывают. В это время на доске появляется домик для согласных звуков синего цвета.
Логопед просматривает букву каждого, хвалит детей за старание.
Логопед:- Посмотрите, пока вы выкладывали, собачка Соня отыскала домик. Подойдем поближе.
8) Итог занятия.
Ребята, а сейчас расскажите Собачке Соне, что вам больше всего понравилось на занятии? В какие игры играли? Вы справились со всеми заданиями. Соне понравилось как вы занимались и она дарит вам всем угощение. Спасибо!