Олеся Нетишина
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимние забавы. Закрепление произношения звуков [С], [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа из личного опыта детей с использованием картин-схем. Закрепление произношения звуков [С], [З].
ЦЕЛЬ: 1. уточнение и закрепление лексики по теме «Зима»;
2. подбор родственных слов к именам существительным;
3. упражнение в подборе имён прилагательных - антонимов;
4. закрепление произношения звуков [с] ,[з];
5. развитие зрительного внимания;
6. обучение составлению рассказа с использованием картин – схем;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Зимние забавы, Закрепление произношения звуков [С], [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
7. ориентирование детей на семейные ценности.
ОБОРУДОВАНИЕ: изображения снегиря, Маши – героини мультфильма «Маша и Медведь», «снежинки» на ниточках, символы звуков [с],[з], набор «Снеговик», для работы на доске, схемы-картинки для составления рассказа «Лепим снеговика», конверты для аппликации.
Ход ЗАНЯТИЯ
Восп. : Здравствуйте, ребята. сегодня нас ждёт много интересного, к нам придут сказочные гости, но сначала я загадаю вам загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. Что это? ( ответ детей : «зима») .
Восп. : Да, ребята, конечно, это зима, и мы с вами продолжаем разговор об этом времени года и послушаем стихи о зиме. Чтение стихотворения детьми.
Зима.
На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
На заборах, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
Восп. : Спасибо, ребята. В наши края зима приходит надолго и в русском языке много слов, родственных слову «зима». Сейчас мы их подберё м : зимний, зимушка, зимовать, на зимовье, озимые (хлеба). Во всех словах общая часть «зим».
А теперь мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Подбор антонимов:
Горячий – холодный
Черный – белый
Тяжёлый –лёгкий
Твёрдый – мягкий
Повтор всех ответов: холодный, белый, лёгкий, мягкий – о чем так можно сказать? ( ответ детей : «снег»)
А теперь подберё м к этому слову родственные слова : снежок, снежный, снеговик, Снегурочка, снежинка, снегирь (снежная птичка). Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая примета «Как только пойдет первый снежок – жди снегиря».
Восп. : Сейчас я вам прочитаю «Снежное стихотворение», а вы будете внимательно слушать и добавлять слова, имеющие общую часть, то есть родственные.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …СНЕГ.
С неба падают пушинки –
Серебристые СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью …СНЕГОВОЮ.
На просёлки, на лужок
Всё снижается …СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью…СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее …СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Мы одели…СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка - …СНЕГУРКА.
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой…СНЕГИРИ.
. Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…СНЕГ.
Во всех словах, которые вы добавили, имеется общая часть – «снег или снеж».
Восп. : А теперь произнесём «зимние» скороговорки:
Са-са-са, са-са-са,
Сани, санки, небеса.
Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? Звук [С].
Вспомним, этот звук гласный или согласный? Почему? Воздух встречает преграду, когда мы произносим звук [С]. Положите руку на горлышко. Горло дрожит? Нет, значит звук [С] глухой.
Произносим следующую скороговорку: «Звенят берёзы на морозе».
Какой звук вы слышали чаще других сейчас? Звук [З]. Этот звук гласный или
согласный? Почему? Руки положим на горло. Горло дрожит? (Да.) Значит, звук звонкий.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
«Подуй на снежинку» – упражнение на развитие физиологического выдоха.
Дует ветер, дует,
Дует, задувает.
(Дети берут снежинки на нитках и дуют на них).
Динамическое упражнение «Снежинки кружатся».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево. Вернуться в и. п. То же в другую сторону.
Восп. : А вот и наши гости – красногрудый снегирь и Маша!
- Здравствуйте, ребята, - пропел Снегирь.
- Привет! – весело сказала Маша. - Мы пришли к вам в гости, узнать, чем вы любите заниматься зимой.
Воспитатель и ребята. Здравствуй, уважаемый Снегирь, здравствуй дорогая Маша. Конечно, мы всё расскажем, да не просто расскажем, а загадаем всем загадки.
(воспитатель читает загадки и по мере отгадывания выставляет картинки- отгадки из набора «Детские забавы. Зима.» Демонстрационный материал для фронтальных занятий(1)
Мчусь как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня (коньки)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (санки)
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я -(хоккей).
Выставляется картинка с изображением игры в снежки. Вопрос: «как называется эта игра?», также с картинкой «Лыжники» - «Чем занимаются ребята, изображённые на этой картинке?»
Восп. : Все эти игры проходят на улице. Для чего нам нужно много гулять на свежем воздухе?
( Ответ: Чтобы быть крепкими, закалёнными, сильными). Помогают детям стать крепкими спортивные игры, то есть хоккей, а кто скажет, как называются игроки в хоккей? (хоккеисты, на коньках катаются (конькобежцы, на лыжах ходят лыжники, биатлоном занимаются …биатлонисты.
Итак, давайте ещё раз назовём зимние забавы – перечисляем содержание картинок. В процессе называния логопед убирает картинки.
Логопед: Ребята, Снегирь мне говорит, что шёл он к вам не только с Машей, был ещё один друг. Отгадайте, кто это.
Загадка о снеговике.
Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с ёлкой.
К холодам давно привык
Наш весёлый … (Снеговик)
Восп. : но он так спешил к вам в гости что рассыпался. Соберём его?
Игра «Собери снеговика». Дети составляют снеговика из деталей на доске.
Восп. : А вы, ребята, умеете лепить снеговиков? Мы сейчас вспомним, как это делать, а помогут нам в этом картинки-схемы.
рисунок
Восп. : Что мы делаем сначала? (Ответ. Мы катаем (лепим) большой ком. Этот ком будет нижним.)
Какого размера должен быть нижний ком? (Ответ. Большой, тяжёлый, нижний.)
Теперь я хочу услышать полный ответ. Так какой ком мы катаем сначала?
Полный ответ: «Сначала мы катаем большой тяжёлый нижний ком.»
Восп. : А дальше что будем делать? (Ответ. Лепим второй ком).
рисунок
Восп. : Какой он должен быть по размеру? Этот ком больше или меньше, тяжелее или легче, чем первый? (Ответ. Немного меньше и легче первого).
Восп. : Что мы с ним должны сделать, когда слепим? (Ответ. Мы поставим сверху на большой ком.)
Восп. : Как вы думаете, его удобнее ставить одному или вдвоём? (Ответ. Вдвоём)
Восп. :А почему? Потому что вдвоём не только легче и быстрее, но и надёжнее. Вдвоём ком не уронишь! Давайте дадим полный ответ, что же мы делаем со вторым комом?
Полный ответ: «Затем мы лепим ком поменьше и ставим его сверху.»
Восп. : Что мы делаем дальше? (выставляется следующая картинка, подводим детей к тому, что добавить три комочка – один большой, два маленьких – голову и руки).
Ответ. Мы должны добавить три комка: побольше – это голова, два поменьше – это руки).
Полный ответ: «Затем мы лепим три небольших комка :голову и руки».
рисунок
Восп. : Как вы думаете, каких деталей не хватает снеговику?
(Ответ. Глаз и носа, пуговичек, шапочки). Правильно, снеговика надо украсить.
рисунок
Подумайте, из чего можно сделать глаза, рот, пуговички?
(Ответ. Из ягод рябины, камушков, принести пуговицы из дома, для носа можно использовать морковку, шишку или палочку, а ведёрко наденем как шапочку.) А если нет ведёрка? Что можно сделать? (дети придумывают ответы)
Восп. : Мы украсили снеговика : вставили глазки, рот и глазки из ягод рябины, нос-морковку, на голову поставили шапочку из ведёрка.
рисунок
Вот такой у нас замечательный снеговик!
Воспитатель даёт образец составления рассказа.
Я, ребята, представила себя маленькой девочкой, такой как Маша. И решила вам рассказать о том, какой бы снеговик получился у меня. Вот послушайте. «Ясным зимним днём мама, папа и я вышли на улицу. Снег сверкал на солнце и всем было радостно. «Давайте слепим снеговика!», - предложила я. «Давай.», - согласились мама и папа. Я начала лепить первый ком, а мама и папа мне помогали. Огромный получился ком. Затем мы скатали средний комок - поменьше, и мама и папа помогли мне поставить его на большой ком. Маленькие комочки - голову и ручки слепила я, а папа прикрепил их на место. Вместе с мамой мы украсили снеговика. Вы спросите как? Вместо глаз вставили ягоды рябины, носом стала морковка, на голову надели ведро. Чудесный снеговик получился!
А теперь помечтаем, как вы пойдёте на прогулку с родителями и будете вместе лепить снеговика. «Дело было зимним днём. Стояла солнечная морозная погода. Я, мама, папа, (сестра, брат) пошли гулять… Выставляется первая картинка, затем дети по очереди описывают как они лепили снеговика. Дети предлагают свои рассказы.
В заключение воспитатель читает стихотворение:
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замерзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – снеговик.
Наши гости прощаются с вами, ребята, поблагодарим их и пообещаем, что будем ждать следующей встречи. До свиданья, Снегирь, до свиданья, Маша и Снеговик!
Итог занятия.
Ну вот и заканчивается наше занятие, вспомним о чё м мы говорили :
- о зиме и снеге, подбирали родственные слова;
- о зимних забавах;
- отгадывали загадки
- вспоминали как слепить снеговика и даже составили о этом рассказ.
А теперь вас ждё т сюрприз: в этих конвертах лежат детали снеговика, вместе с воспитателем
вы сделаете аппликацию на память.
Занятие закончено. Всем спасибо. Дети уходят под музыку из мультфильма «Маша и Медведь»