Татьяна Захарнева
Конспект урока русского языка во 2 классе «Твердые и мягкие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Твердые и мягкие согласные
Цель: Формирование навыка употребления гласных букв 1 и 2 ряда после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
• Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
• Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
• Развивать речь, орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
Темочки:
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к родному языку.
Развитие навыков: Высказывание оценочного суждения. Формулирование вопросов и ответов. Соблюдение орфографических норм.
Планируемые результаты:
Все учащиеся смогут:
Определять мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных на письме.
Большинство учащихся смогут:
Различать гласные 1 и 2 ряда.
Развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям.
Оценить правильность выполнения работы.
Ход урока
1. Создание положительного эмоционального настроя.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, делают движения руками в такт словам учителя:
Урок наш начинается -цветочек раскрывается. Как лепестки тянутся к солнцу, так и мы тянемся к знаниям
-Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!
Выполняя задания, вы будете двигаться по «лестнице успеха», пока не окажетесь на вершине.
2. Артикуляционная разминка
Спеть приветствие, растягивая и выделяя голосом гласные звуки: при- вет, друзья!
Дыхательная гимнастика.
Повторить артикуляцию гласных звуков по образцу.
Упражнения на развитие фонематического слуха и дифференциацию звуков, сходных по произношению (ш –ж, с –з, ш –с, з –ж).
Упражнения на развитие мелкой моторики рук (работа с массажными мячиками).
Подготовительная работа. Работа на уровне звука.
Повторение материала, пройденного на прошлом занятии. Закрепление способов произношения твердых и мягких согласных (наблюдение над положением языка и губ).
3. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Работа на уровне слога.
-Мы знаем особенности произношения твердых и мягких согласных, но от чего зависит, как надо произносить звук в каждом слове, твердо или мягко? (От следующего за ним гласного звука).
Наблюдение за произношением согласных в слогах, выделение твердых и мягких звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда. Особое внимание уделяем гласным А - Я
Вывод: Согласные звучат твердо перед гласными : а, о, у, ы, е. такие согласные называются твердыми. Согласные звучат мягко перед гласными : я, ё, ю, и, е. Такие согласные называются мягкими.
4. Работа над темой урока. Работа на уровне слова.
- Сегодня к нам пришли герои Тяпа и Тапа (вывешиваются на доску изображения).
- Это Тяпа! Слышите, как звучит его имя? (Учитель особо выделяет голосом мягкие согласные в произносимых словах). Он любит все слова, в которых есть мягкие согласные.
- А это Тапа! Слышите, как твердо звучит его имя? Они – верные друзья, оберегают согласные звуки. Тяпа – мягкие, а Тапа твердые. Каждый из братьев заботится о своих звуках и будет помогать нам на уроках не путать эти звуки, правильно определять их. (Учитель соотносит внешний вид (по цвету одежды) Тима и Тома с условными обозначениями мягкого и твердого согласного звуков).
- Как вы думаете, как мы можем обозначить тему нашего урока? (Определение твердости и мягкости согласных звуков).
Распределение с объяснением слов по 2 столбикам в соответствии с твердостью или мягкостью согласных : бак, вяз, мак, таз, сядь, каша, дядя.
Найти и исправить ошибки (групповая работа) : лагушка, дател, зямок, лошядь, весня, полана.
5. Физминутка
Беленькое облако - округленные руки перед собой
Поднялось над крышей. - поднять руки над головой
Устремилось облако - подтянуться руками вверх
Выше, выше, выше.
Ветер это облако - плавные покачивания руками над головой
Зацепил за кручу.
Превратилось облако - руками описать через стороны большой круг
В грозовую тучу. и опустить их
6. Работа над словосочетанием.
- Ребята, вам даны слова, объедините их в словосочетания: слова с твердыми или, наоборот, мягкими согласными должны быть в одном словосочетании (1 ребенок собирает словосочетания с твердыми согласными, а другой с мягкими согласными). В словосочетаниях определить число и род прилагательных и существительных.
Слова: тяжелая, гиря; грязный, мяч; старое, масло; сладкие, вафли.
7. Работа на уровне предложения.
На карточках написаны слова. Необходимо вставить пропущенные буквы и составить предложения (индивидуальная работа).
П_ша, н_копал, к_артофель. Кот_та, гул_ли, по пл_жу.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).
А какие твердость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”
На столе у каждого из вас лежат цветочки. Оцените свою работу на уроке и приклейте на вершину «лестницы успеха» цветочек.
Большой – отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленький – поработал хорошо, но мог бы лучше.