Фролова Александра Викторовна
«Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников». Консультация для воспитателей на педагогический час
▼ Скачать + Заказать документы
Социально - коммуникативная грамотность ребенка - это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм и правил поведения.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, их поведении.
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Типичные особенности современных дошкольников:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Нашей целью работы по формированию социально - коммуникативной грамотности детей является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Основные задачи:
• формировать представление о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
•научить ребёнка общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
• развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание,
• формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,
• формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
• формировать основы безопасности в быту, социуме, природе;
• формировать социально-коммуникативные речевые умения (развивать способность вступать в общение и поддерживать его).
Для успешной работы в данном направлении необходимо соблюдать следующие организационно - педагогические условия:
• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• обучение умению слушать и слышать другого;
• развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
• формирование чувства симпатии между участниками общения;
• объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;
• обучение детей умению владеть собой;
• развитие умения анализировать ситуацию;
• целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
формирование социально - коммуникативной грамотности дошкольника
В режимных моментах.
Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс коммуникации воспитанников. например:
- Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;
- утро приятных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное, «Круг хороших воспоминаний», направлен на формирование доброжелательных отношений, атмосферы сотрудничества и положительного эмоционального фона. (подводим итоги дня, анализируем свои поступки и поступки сверстников)
- Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
- воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
- воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
- устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру», «Клубок запускаю, детей в круг приглашаю».
Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.
В игровой деятельности.
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.
- Сюжетно-ролевые игры. Одна из важнейших форм социализации дошкольников, при ее организации необходимо соблюдать ряд требований - игру необходимо организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок, нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям;
- необходимо содействовать накоплению у детей представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены).
- Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.
- Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
Социально-коммуникативное развитие в организованно образовательной деятельности. Образовательная деятельность предусматривает общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.
Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.
- Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.
- Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.
В трудовом воспитании. Данное направление хочется выделить как приоритетное, поскольку в труде формируются многие моральные качества личности, ребенок развивается физически, овладевает техническими умениями и навыками.
Существует классификация трудовой деятельности дошкольника:
- самообслуживание;
- хозяйственно- бытовой труд;
- труд в природе.
Таким образом, через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.
Постоянная, непрерывная работа поможет детям стать более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»