Лучший педагог года

«Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников». Консультация для воспитателей на педагогический час

Фролова Александра Викторовна
«Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников». Консультация для воспитателей на педагогический час
▼ Скачать + Заказать документы

Социально - коммуникативная грамотность ребенка - это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм и правил поведения.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, их поведении.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Типичные особенности современных дошкольников:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Нашей целью работы по формированию социально - коммуникативной грамотности детей является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Основные задачи:

• формировать представление о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

•научить ребёнка общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

• развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание,

• формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,

• формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;

• формировать основы безопасности в быту, социуме, природе;

• формировать социально-коммуникативные речевые умения (развивать способность вступать в общение и поддерживать его).

Для успешной работы в данном направлении необходимо соблюдать следующие организационно - педагогические условия:

• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

• обучение умению слушать и слышать другого;

• развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

• воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

• формирование чувства симпатии между участниками общения;

• объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;

• обучение детей умению владеть собой;

• развитие умения анализировать ситуацию;

• целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

формирование социально - коммуникативной грамотности дошкольника

В режимных моментах.

Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс коммуникации воспитанников. например:

- Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

- утро приятных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное, «Круг хороших воспоминаний», направлен на формирование доброжелательных отношений, атмосферы сотрудничества и положительного эмоционального фона. (подводим итоги дня, анализируем свои поступки и поступки сверстников)

- Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

- воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;

- воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;

- устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру», «Клубок запускаю, детей в круг приглашаю».

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

В игровой деятельности.

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

- Сюжетно-ролевые игры. Одна из важнейших форм социализации дошкольников, при ее организации необходимо соблюдать ряд требований - игру необходимо организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок, нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям;

- необходимо содействовать накоплению у детей представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены).

- Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

- Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в организованно образовательной деятельности. Образовательная деятельность предусматривает общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

- Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

- Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

В трудовом воспитании. Данное направление хочется выделить как приоритетное, поскольку в труде формируются многие моральные качества личности, ребенок развивается физически, овладевает техническими умениями и навыками.

Существует классификация трудовой деятельности дошкольника:

- самообслуживание;

- хозяйственно- бытовой труд;

- труд в природе.

Таким образом, через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.

Постоянная, непрерывная работа поможет детям стать более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация по социально-коммуникативному развитию для воспитателей Для вас, педагоги! «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовила воспитатель Ложкина Тамара.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников». Консультация для воспитателей на педагогический час
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 03:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников». Консультация для воспитателей на педагогический час» (включая файлы) размещена пользователем Фролова Александра Викторовна (УИ 3534511) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 февраля 2025 вторник
Международный день женщин и девочек в науке
Путешествуем по книгам Виталия Бианки
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД