Сокольникова Татьяна Михайловна
Конспект урока русского языка во 2 классе «Загадочное чередование согласных в корнях»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока" Загадочное чередование согласных в корнях слов : чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук- нулевой звук". План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе ПНШ
Учитель: Сокольникова Татьяна Михайловна
Публикация «Конспект урока русского языка во 2 классе „Загадочное чередование согласных в корнях“» размещена в разделах
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема урока : Самое загадочное чередование согласных в корнях слов : чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук- нулевой звук.
Цели: показать, что непроизносимый согласный звук- нулевой звук; учить проверять слова с непроизносимыми согласными; сформировать умение подбирать родственные слова.
Планируемые результаты:(предметные УУД) : научится соотносить понятия «нулевой звук» с непроизносимым согласным; применять в речи правила чередования согласных в корне слова; подбирать проверочные слова; (метапредметные УУД) познавательные: развивают умения извлекать информацию из схем, из объяснений, сравнивают и группируют слова, на основе анализа делают выводы; регулятивные: самостоятельно организовывают своё рабочее место, развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; коммуникативные: развивают умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других, договариваться, умение работать в группе, паре;
личностные УУД: развивают умения высказывать свое отношение к суждениям товарищей, оценивать собственную и коллективную деятельность.
Методы обучения: словесный (беседа, наглядный (презентация, исследование (работа в группах, практический (работа по учебнику, работа в парах).
Оборудование: учебник «Русского языка» 2 класс(3 часть, автор Н. А. Чуракова,
презентация, карточки с заданиями. канцелярские принадлежности, мультимедийный проектор, компьютер
Сценарий урока
I.Мотивация. Создание положительной атмосферы.
Вот настал момент работы,
Надо новое узнать.
Слушаем, исследуем, запоминаем.
Чтобы правильно писать,
Надо это применять.
II.Актуализация знаний. Минутка чистописания.
Начинаем наш урок под девизом : Если есть труд- значит будет и успех. Слайд 3.
Прочитайте слова на доске успех - успешный, собака- собачка, запишите в тетрадь, соблюдая правила письма.
Какие слова записали в каждой паре? (Родственные)
Выделите корни в родственных словах. Чем различаются корни родственных слов?
Что произошло в этих корнях? (Чередование звуков).
III.Поисково-исследовательский этап.
Сегодня мы узнаем ещё об одном чередовании, загадочном чередовании согласных в корне слова, настоящего звука с нулевым звуком. Прочитайте название темы в учебнике русского языка.
Объектом нашего наблюдения будет корень слова, в котором происходит чередование согласных звуков. Слайд 4.
Для исследования нам нужна гипотеза, предположение: Если в слове есть нулевой звук, то должно появиться слово с настоящим звуком. Слайд 5.
Поставьте цели работы: Слайд 6.
1. Познакомиться с чередованием настоящего звука и нулевого звука;
2. Научиться видеть такие слова;
3. Правильно писать слова.
Работа в группах. Слайд 7.
Вспомним правила работы в группах:
1. Говори тихо.
2. Выслушивай мнение товарищей до конца.
3. Высказывай своё мнение.
4. Не перебивайте друг друга.
5. Будь вежлив и сдержан.
6Умей договариваться.
Каждая группа получит задание на карточках.
1гр. со[-]нце-со[ л]нечный 2гр. капус[-]ный-капус[т]а
3гр. грус[-]но- грус[т]ь 4 гр. здра[-]ствуй- здра[в]ие
Слайд 8.
Какие это слова? Какое слово помогло образоваться другому? Выделите корни.
В каких словах звук не произносится? В каких словах звук появляется? Подберите ещё несколько родственных слов. Произнесите.
Какой вывод сделаете? (Звук то появляется, то исчезает)
Звук, который исчезает называется нулевым, непроизносимым. Посмотрите на корни, что происходит со звуками? (Чередуется настоящий звук с нулевым звуком).
Можно ли сказать, что на месте слияния корня и суффикса есть орфограмма?
Как мы её назовём?
Иногда согласный звук то появляется, то исчезает, но буква их обозначающая пишется. Эта буква- орфограмма – непроизносимая согласная в корне слова. Это название теперь будет у нас на доске в трудных написаниях.
Какие согласные буквы могут обозначать нулевой звук и настоящий? (т,д,л,в).
Показать схемы: Л Т Д В Слайд 9.
[-] [л] [-] [т] [-] [д] [-] [в]
Мы предполагали, что если в корне есть нулевой звук, то должно быть слово, в котором есть настоящий звук. Есть ли у вас такое слово на карточках?
Значит это слово может быть проверочным для слова с нулевым звуком? Прочитайте объяснение Анишит Йокоповны стр. 131
А теперь давайте потренируемся! Упр. 137.
Завершая исследование, вспомним гипотезу. Верна ли она?
Как узнать нужно ли обозначать буквой звук в слове, если он не произносится?
IV.Практический этап. Работа в парах с взаимопроверкой.
На доске предложения: Любит заяц лист капу[сн]ый.
Кролик любит корень вку[сн]ый.
Очень гру[сн]ый вид у мышки.
С радо[сн]ым лицом идёт мальчишка.
Записать предложения, где требуется проверка записать проверочное слово.
Проверить друг у друга, Поставить отметку на полях.
V.Рефлексивно- оценочный этап.
Я могу найти чередование настоящего звука с нулевым звуком в корне слова - +(плюс)
Я ещё с трудом могу найти чередование согласных в корне слова- (минус)