Волонтерский отряд Созвездие
Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Класс : 3 класс
Тема: Простые и сложные предложения.
Цель: Сформировать понятие простого и сложного предложения, научится отличать предложения разной структуры.
Задачи:
-освоение знаний о понятии сложного предложения, научится различать простое и сложное предложение, изучить правило постановки знаков препинания в сложном предложении.
Публикация «Конспект урока русского языка „Простые и сложные предложения“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- овладение умениями устной и письменной речью.
- развитие памяти, внимания, мышления.
Планируемые результаты *
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» (ЛУУД 1)
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способом решения новой задачи (ЛУУД 2)
-способность к оценке своей учебной деятельности (ЛУУД 3) Познавательные УУД
-выделять и обрабатывать
необходимую информацию из текста (ПУУД 1)
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (ПУУД 2).
Регулятивные УУД
-принимать и сохранять учебную задачу (РУУД 1)
- планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей (РУУД 2)
-вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок (РУУД 3)
Коммуникативные УУД
- Формулировать свое мнение и позицию (КУУД 1)
- учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве (КУУД 2)
- различать простые и сложные предложения (ПУУД1)
-находить главные члены (ПУУД2)
-применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях (ПУУД3)
-составлять сложные предложения (ПУУД4)
Межпредметные связи : Окружающий мир и литературное чтение.
Оснащение урока : Учебник русского языка 3 класс 1 часть УМК «Школа России» авторы: Канакина В. П.,
Горецкий В. Г. Раздаточный материал, карточка с индивидуальным заданием,проектор, интерактивная доска, презентация.
\
Ход УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые
на данном этапе урока) Методы обучения, КРР
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу»)
-Приветствует учащихся
Прежде чем работать сесть,
Посмотрите, всё ли есть.
Садитесь.
Начинаем наш урок,
Он пойдем ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопрос.
(ЛУУД 1)
Беседа
Беседа
Демонстрация
Демонстрация
Беседа
Коррекция осанки
Демонстрация
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Цель: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
- А начнём наш урок с того, что откроем свои тетради. Запишем «число», «Классная работа»
- Ребята, скажите, а вы бы хотели видеть наш урок сегодня интересным, веселым и полезным.
На экране появляется (Слайд 1)
Интересный урок
Веселый
Полезный
Посмотрите на них внимательно и скажите мне, а какой частью речи являются данные слова? Докажите.
- Подберите к данным именам прилагательным слова с противоположным значением. (Грустный, неинтересный, вредный.)
- Как называются такие слова с противоположным значением?
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? –
Прочитайте загадку, посмотрите как выразительно в ней говорится о каком-то времени года. Попробуйте угадать о каком времени года говорится в загадке. (Слайд 2)
Листья на деревьях пожелтели. В край далёкий птицы улетели. Небо хмурится, дождик льётся. Это время. зовётся.
- Прочитайте первое предложение и скажите, какая буква гласного чаще всего встречается в этом предложении
- Что вы знаете о букве Е? (Она хитрая, может давать один звук [Э]- после мягкого согласного, и два звука[ЙЭ]- в начале слова, после гласного и после разделительного ЪиЬ знака.)
- На минутке чистописания я предлагаю прописать соединения буквы Ее заглавной и строчной. Обратите внимание куда смотрит буква Е, не путайте ее с буквой З.
- Правила посадки! Сели все ровно. Спинка прямая, ножки не висят. Тетрадочка под углом 45 градусов, уголок смотрит в животик.
- Пропишите соединение букв Ее до конца строки.
- Ребята, вы знаете, что буква «е»часто встречается и в словарных словах, правописание которых нам предлагают запомнить. Сейчас мы запишем несколько таких слов. (слайд 3) -Берёза, рисовать, медведь, улица, ребята, обезьяна, рисунок, петух. -
Записывают в тетрадь число классная работа
Рассматривают слайд
Отвечают на вопросы
Прилагательным. Обозначают признак предмета и отвечают на вопрос : какой?
Отвечают на вопросы
Антонимами
Они делают нашу речь более выразительной.
Читают загадку
Отгадывают загадку
Это буква «е.»
Отвечают на вопросы.
Пишут в тетради
минутка чистописания
Пишут в тетради словарные слова
Подчеркивают орфаграммы. (КУУД 1)
(ПУУД 2)
(ЛУУД 2)
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: освоение нового знания, способа действий
3.1. Целеполагание (выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности)
3.2. Открытие нового знания.
(построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство, т. е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. Реализация построенного проекта)
3.3. Первичное закрепление
(первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи).
3.4. Самостоятельная работа (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой,
реализация нового способа действий; рефлексия достижения цели
3.5. Повторение и включение в систему знаний (выявление границ применимости нового знания) - Ребята, вернемся опять к нашей загадке, скажите, а эту загадку можно назвать текстом?
- А из чего состоит текст?
- Вспомните, что мы называем предложением.
- Сколько предложений в загадке?
-Давайте вспомним какие виды предложений мы различаем? По цели высказывания и по интонации.
- Дайте характеристику первому предложению в загадке.
- Запишите это предложение в тетради (Слайд 3.)
- Давайте найдем грамматическую основу предложения.
- О чем говорится в предложении? Что говорится о листьях?
- Сколько грамматических основ в этом предложении?
- Как называются предложения с одной грамматической основой?
- Ребята, а все ли мы знаем о предложениях?
- А как вы думаете, бывают ли предложения, в которых больше основ?
- О чем мы будем говорить на уроке?
Прочитайте запись на доске и у вас на карточках. (Слайд 4.)
Березки надели яркие сарафанчики рябинки нарядились в разноцветные платья
- Что вы заметили в этой записи?
- Определите сколько предложений, обозначьте границы предложения.
- Сколько у вас получилось предложений? Прочитайте первое предложение. Что вы поставили в конце? Прочитайте второе предложение. Как вы обозначили начало второго предложения?
Березки надели яркие сарафанчики. Рябинки нарядились в разноцветные платья.
- Спишите в тетради предложения. Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях.
- Назовите мне грамматическую основу в первом предложении. Назовите грамматическую основу во втором предложении.
- Скажите сколько грамматических основ в каждом предложении?
- Как называются такие предложения?
Физминутка «Кузнечики»
В конце физминутки закройте глазки и посчитайте до пяти. Откройте. (В это время меняется слайд. Получается сложное предложение.)
Березки надели яркие сарафанчики, рябинки нарядились в разноцветные платья.
- Продолжим работу. Сравните написанное на доске и в тетрадях. Кто заметил, что изменилось в нашей записи?
- Изменился ли смысл данной записи?
- Сколько предложений у меня на экране? (Одно.)
- Определите сколько грамматических основ в новом предложении?
- Назовите первую основу, вторую.
- Как мы получили такое предложение. Как в математике называется такое действие, когда объединяют вместе?
- Как бы вы назвали такое предложение или может быть кто-нибудь знает как оно называется?
- Это предложение называется СЛОЖНЫМ.
- Откройте учебник на с. 32 и прочитайте сведения о языке от Мудрой Совы.
- Так какой главный отличительный признак сложного предложения от простого?
- А что еще нового узнали? Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
- Сейчас мы эти сведения и будем применять на практике. Прочитайте задание к упражнению 50.
- Определите какое это предложение?
- Спишите это предложение. Подчеркните главные члены в частях сложного предложения
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и осуществите взаимопроверку.
Проверка с доски (Слайд5)
- Сегодня в начале урока мы говорили о прилагательных. У вас на столах карточки розового цвета. Вставьте пропущенные прилагательные в сложное предложение, расставьте знаки препинания. Работаем в паре, посоветуйтесь между собой.
Скоро налетят. ветры пойдут. дожди.
Слова для справок: злые, холодные.
- Подчеркните грамматические основы.
- А сейчас приготовьтесь записать под диктовку сложное предложение.
Деревья скинут свой прекрасный наряд, птицы улетят в тёплые края.
- Подчеркните грамматические основы.
- Следующее задание: Перед вами 4 слова. Вам надо записать транскрипцию этих слов, посчитать буквы и звуки.
РУЧЕЙ
ГРОЗА
МАЯК
ДЕНЬ
Отвечают на вопросы.
Из предложений
Предложение состоит из одного или нескольких слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
По цели высказывания и по интонации
Повествовательное, невосклицательное
Записывают в тетрадь
О Листьях.
Они пожелтели
Одна
Простыми.
Ответы детей
Узнаем что-то новое о предложениях
Читают
Текст не разделен на предложения
Работают с текстом
Заглавной буквой
Работа с текстом в тетради
Называют грамматические основы
Одна.
Простыми
Выполняют движения.
Закрывают глаз. Считают до пяти.
Садятся на места
Нет
Две
Называют основу
Сложение
Ответы детей.
Работают с учебником
Читает хорошо читающий ученик вслух
В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном две и более грамматических основ
Простые предложения входящие в состав сложного, разделяются запятой
Сложное
Осуществляют взаимопроверку
Проверяют по эталону.
Работают в паре по карточкам самостоятельно.
Осуществляют взаимопроверку.
.
Пишут под диктовку подчеркивают грамматические основы.
Выполняют задание (КУУД 1)
(РУУД 2)
(ЛУУД 2)
(ПУУД1)
(ПУУД2)
(РУУД 3)
(КУУД 1)
(ПУУД3)
(ПУУД4)
(ЛУУД2)
(РУУД 3)
(ПУУД 4)
(РУУД 2)
(РУУД 3)
(ПУУД4)
(РУУД 3)
Беседа
Демонстрация
Организация работы с книгой
Коррекция осанки
1. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности)
- С каким видом предложений мы познакомились на уроке?
- Чем отличается сложное предложение от простого?
- Как на письме разделяются части сложного предложения?
Контроль усвоения знаний. А как вы себя оцените? На партах у каждого карточки с оценками поднимите ту карточку с оценкой которую по вашему мнению вы заработали на уроке. Почему?
Выставление отметок.
Информация о домашнем задании. с. 32 упр. 51, с. 32 учить правила.
- Урок у нас получился интересным, полезным?
Если да то поднимите правую руку, если нет то левую руку.
На уроке вам все было понятно?
Если да то поверните голову в правую сторону, если нет то левую сторону
Сложным
В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном две и более грамматических основ
Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой
Отвечают на вопрос. Обосновывают свою оценку.
Осуществляют рефлексию (ЛУУД 3)
(КУУД 2)
(РУУД 2) Беседа