МААМ-картинки

Конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Людмила Недобега
Конспект урока по окружающему миру (3 класс)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого урока по окружающему миру,

приуроченного ко дню рождения Михаила Ломоносова – патриота России, поэта, географа, химика, физика

Учитель: Недобега Людмила Николаевна

Тема: «В лаборатории М. В. Ломоносова – опыты с водой»

Класс : 3

Дата:18.10. 2015 г

Цель: Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.

Задачи:

1. Познакомить с жизнедеятельностью русского ученого, великого земляка М. В. Ломоносова.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру (3 класс)» размещена в разделах

2. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о некоторых вещах и их свойствами.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Оборудование и материалы:

1. Презентация к уроку

2. Портрет М. В. Ломоносова

3. Коробка изобретателя:

• Салфетка

• Картон

• Ткань

• Целлофановые пакеты

• Кукла

• Тазик

• Стаканчик с водой или детская лейка

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Организовать самоопределение к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда вы сейчас попали?

- Да правильно мы в лаборатории Михаила Васильевича Ломоносова – великого помора, нашего земляка.

Педагог обращает внимание на портрет великого ученого

- Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711года в деревне Денисовка близ устья реки Северной Двины. В суровой обстановке севера вырос Михайло Ломоносов. Обладая выдающимися способностями и великой охотой к учению, он еще на родине учился грамоте и началам арифметики. Он пожелал во чтобы то ни стало учиться далее и ушел из родной деревни учиться в Москву пешком. Наш земляк был замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался астрономией, геологией, географией. Также он интересовался животными и растениями, очень любил живую природу и старательно изучал ее.

- А вы хотите сегодня превратиться в ученых-исследователей?

- А как вы думаете, что мы будем с вами в лаборатории делать?

Дети смотрят вокруг.

Опыты Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость

на слова учителя.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать

2этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

1. Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности

2. Организовать самими учащимися фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какое платье на ней красивое.

Но почему с её платья капает вода?

- Маша, что с тобой произошло?

(Моё платье промокло, когда я попала под дождь.)

- Ребята, что надо было взять, чтобы не промокнуть?

(У меня был зонтик, но платье всё равно промокло.)

- Ребята, а давайте превратимся с вами в учёных-исследователей и проведём эксперимент, для того чтобы проверить, могло ли под зонтом промокнуть платье?

Но прежде вспомним, как ведут себя учёные в лаборатории?

Проводится эксперимент.

- В качестве дождя предлагаю взять лейку. Куклу поставим в тазик. Я буду держать зонтик над куклой, а Коля будет лить из лейки на зонт.

- Проверьте, платье куклы намокло?

- А теперь ребята, проверим, влияет ли ветер на дождь?

- В качестве дождя вновь берём лейку. Куклу ставим в тазик. Я так же буду держать зонтик над куклой, а Коля будет лить из лейки на зонт. А вы ребята, набрав, побольше воздуха, дружно будите дуть на льющуюся воду из лейки.

- Что же вы ребята увидели?

- Так почему скажите, у Маши промокло платье?

- Значит, если во время дождя будет сильный ветер, я всегда буду мокрая.

Но я не знаю из чего можно сделать плащ? (Дети могут подойти и на ощупь определить, что платье действительно мокрое.)

Чтобы не промокнуть надо было взять с собой зонтик.

Тихо, внимательно, аккуратно.

Платье куклы под зонтом сухое.

Капельки воды попали кукле на платье.

Ветер был на улице сильный и поэтому он повлиял на направление дождя, и платье промокло.

Ты не будешь мокрая, если оденешь плащ. Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4этап Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы и цели урока.

- Ребята, а что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

- Я вас правильно поняла, вы хотите провести эксперименты, опыты.

- Так скажите, что мы будем сегодня делать на занятии? Посмотреть в книге, в Интернете, спросить у родителей, провести эксперимент.

Проведём эксперименты и узнаем из какого материала лучше сделать дождевик, чтобы не промокнуть. Попробуем сделать дождевики. Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные:

- самостоятельное выделение учебной цели и способ решения проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению

5этап Открытие новых знаний

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе

Проводим эксперименты.

1 эксперимент.

Подходим к столу для экспериментов, на котором стоит «Коробка изобретателя».

- Посмотрите и скажите, что мы возьмём для эксперимента?

- Давайте посмотрим, что произойдёт с салфеткой, если она попадёт под дождь.

Берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на салфетку.

- Что произошло с салфеткой?

- А если мы её еще возьмём и сомнём в руках, а потом попробуем потом развернуть.

- Что произошло с салфеткой?

- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.

2 эксперимент.

-Проделаем тоже самое с бумагой и посмотрим, что же с ней произойдёт, если она попадёт под дождь?

Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на бумагу. Мнём бумагу в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши, а затем попробуйте развернуть её.

- Что произошло с бумагой?

- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.

3 эксперимент.

-Попробуем тоже самое сделать с тканью.

Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на ткань. Мнём ткань в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши, а затем попробуйте развернуть её.

- Что произошло с тканью.

- А теперь попробуйте порвать ткань.

- Так что же прочнее бумага, салфетка или ткань?

- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.

4 эксперимент.

-Попробуем тоже самое сделать с пакетом.

Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на пакет. Мнём пакет в руках и не забудьте хлопнуть в ладоши 5 раз, а затем попробуйте развернуть его.

- Что произошло с пакетом?

- Ребята, запишите результат эксперимента в таблице.

- Давайте вы ещё раз посмотрите на свои таблицы и ответьте на вопрос.

- Так из чего лучше сделать плащ для дождливой погоды?

- Почему?

Для эксперимента мы возьмём салфетку, бумагу, ткань, целлофановый пакет.

Салфетка намокла.

Салфетка мятая, не выпрямляется и легко рвётся.

Учащиеся заполняют рабочие листы (таблицы)

Бумага намокла, легко мнётся и рвётся.

Учащиеся записывают, зарисовывают результаты своих наблюдений в таблицу.

Ткань намокла, пропускает воду, но осталась прежней.

Учащиеся пытаются порвать ткань и убеждаются, что порвать ткань нужно приложить усилия.

Ткань прочнее салфетки и бумаги, но для плаща ткань эта не годится.

Учащиеся фиксируют результаты своих наблюдений в таблице.

Пакет намок, но не пропускает воду. Почти не мнётся.

Учащиеся заполняют таблицу.

Из целлофана. Р – принимают и сохраняют учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Физминутка

Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к закреплению основного материала по теме урока. - А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,

Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1-2-3-4-5 – хочет Хомка сильным стать.

А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными.

Учащиеся выполняют двигательные упражнения. Личностные: Укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей.

6 этап Включение в систему знаний и повторение

Цель: Выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания

- А теперь ребята вы будете работать в группах.

Каждая группа должна сделать дождевик и в конце занятия продемонстрировать своё изделие.

Для этого обратите внимание, что лежит в «Коробке изобретателя».

Выберите всё, что необходимо Вам для того чтобы сделать дождевик и приступайте к работе.

Учащиеся делают дождевики, демонстрируют свои изделия и рассказывают из чего они сделаны. Познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: саморегуляция,

контроль.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: Организовать рефлексию уч – ся своей учебной деятельности

- На этом лаборатория ученого-исследователя М. В. Ломоносова заканчивает свою работу.

- Ребята, вспомните, что нового и интересного вы сегодня узнали.

- А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков.

. – я работал сам, быстро и аккуратно

. – я работал медленно, но правильно

. – я не понял, мне было не интересно

.

(Ответы детей) Регулятивные:

- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру «Зимующие птицы» (презентация) Конспект урока «Зимующие птицы» Цели: 1. Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их. 2. Научить проявлять заботу к голодающим.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Понятие о космосе. Исследование космоса» Урок №37 Дата: Тема: Понятие о космосе. Исследование космоса. Цели и задачи: Познакомить с наукой астрономией, дать понятие Солнечной системы.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные гор» Урок №31 Дата: Тема: Растения и животные гор. Цели и задачи: Познакомить с растительным и животным миром гор 1. Сформировать представление.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные леса и тугаев» Урок №29 Дата: Тема: Растения и животные леса и тугаев. Цели и задачи: Познакомить с животным и растительным миром тугаев и лесов 1. Познакомить.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные пустынь» Урок №28 Дата: Тема: Растения и животные пустынь. Цели и задачи: Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её растениями: 1.

Конспект урока по окружающему миру в четвертом классе «Растения и животные степи» Урок №27 Дата: Тема: Растения и животные степи Цели и задачи: Сформировать знания учащихся о степи как среде обитания животных и растений.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Растения и животные водоемов» Урок №30 Дата: Тема: Растения и животные водоемов. Цели и задачи: Познакомить с растительным и животным миром водоёмов, закрепить знания.

Конспект урока по окружающему миру во втором классе «Когда мы станем взрослыми» Разработка открытого урока Окружающий мир 1 класс Тема: «Когда мы станем взрослым?» Планируемые образовательные результаты: Предметные.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Физическая карта. Масштаб. Глобус» Урок №3-4 Дата: Тема: Физическая карта. Масштаб. Глобус. Цели и задачи: повторить понятия «план», «карта», «масштаб»; научить составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 18:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по окружающему миру (3 класс)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Недобега в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД