Людмила Недобега
Конспект урока по окружающему миру (3 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока по окружающему миру,
приуроченного ко дню рождения Михаила Ломоносова – патриота России, поэта, географа, химика, физика
Учитель: Недобега Людмила Николаевна
Тема: «В лаборатории М. В. Ломоносова – опыты с водой»
Класс : 3
Дата:18.10. 2015 г
Цель: Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
Задачи:
1. Познакомить с жизнедеятельностью русского ученого, великого земляка М. В. Ломоносова.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру (3 класс)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о некоторых вещах и их свойствами.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Оборудование и материалы:
1. Презентация к уроку
2. Портрет М. В. Ломоносова
3. Коробка изобретателя:
• Салфетка
• Картон
• Ткань
• Целлофановые пакеты
• Кукла
• Тазик
• Стаканчик с водой или детская лейка
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1 этап. Мотивация к учебной деятельности
Цель: Организовать самоопределение к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда вы сейчас попали?
- Да правильно мы в лаборатории Михаила Васильевича Ломоносова – великого помора, нашего земляка.
Педагог обращает внимание на портрет великого ученого
- Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711года в деревне Денисовка близ устья реки Северной Двины. В суровой обстановке севера вырос Михайло Ломоносов. Обладая выдающимися способностями и великой охотой к учению, он еще на родине учился грамоте и началам арифметики. Он пожелал во чтобы то ни стало учиться далее и ушел из родной деревни учиться в Москву пешком. Наш земляк был замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался астрономией, геологией, географией. Также он интересовался животными и растениями, очень любил живую природу и старательно изучал ее.
- А вы хотите сегодня превратиться в ученых-исследователей?
- А как вы думаете, что мы будем с вами в лаборатории делать?
Дети смотрят вокруг.
Опыты Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать
2этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель:
1. Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности
2. Организовать самими учащимися фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какое платье на ней красивое.
Но почему с её платья капает вода?
- Маша, что с тобой произошло?
(Моё платье промокло, когда я попала под дождь.)
- Ребята, что надо было взять, чтобы не промокнуть?
(У меня был зонтик, но платье всё равно промокло.)
- Ребята, а давайте превратимся с вами в учёных-исследователей и проведём эксперимент, для того чтобы проверить, могло ли под зонтом промокнуть платье?
Но прежде вспомним, как ведут себя учёные в лаборатории?
Проводится эксперимент.
- В качестве дождя предлагаю взять лейку. Куклу поставим в тазик. Я буду держать зонтик над куклой, а Коля будет лить из лейки на зонт.
- Проверьте, платье куклы намокло?
- А теперь ребята, проверим, влияет ли ветер на дождь?
- В качестве дождя вновь берём лейку. Куклу ставим в тазик. Я так же буду держать зонтик над куклой, а Коля будет лить из лейки на зонт. А вы ребята, набрав, побольше воздуха, дружно будите дуть на льющуюся воду из лейки.
- Что же вы ребята увидели?
- Так почему скажите, у Маши промокло платье?
- Значит, если во время дождя будет сильный ветер, я всегда буду мокрая.
Но я не знаю из чего можно сделать плащ? (Дети могут подойти и на ощупь определить, что платье действительно мокрое.)
Чтобы не промокнуть надо было взять с собой зонтик.
Тихо, внимательно, аккуратно.
Платье куклы под зонтом сухое.
Капельки воды попали кукле на платье.
Ветер был на улице сильный и поэтому он повлиял на направление дождя, и платье промокло.
Ты не будешь мокрая, если оденешь плащ. Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
4этап Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы и цели урока.
- Ребята, а что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
- Я вас правильно поняла, вы хотите провести эксперименты, опыты.
- Так скажите, что мы будем сегодня делать на занятии? Посмотреть в книге, в Интернете, спросить у родителей, провести эксперимент.
Проведём эксперименты и узнаем из какого материала лучше сделать дождевик, чтобы не промокнуть. Попробуем сделать дождевики. Регулятивные:
- целеполагание.
Познавательные:
- самостоятельное выделение учебной цели и способ решения проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться приходить к общему решению
5этап Открытие новых знаний
Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе
Проводим эксперименты.
1 эксперимент.
Подходим к столу для экспериментов, на котором стоит «Коробка изобретателя».
- Посмотрите и скажите, что мы возьмём для эксперимента?
- Давайте посмотрим, что произойдёт с салфеткой, если она попадёт под дождь.
Берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на салфетку.
- Что произошло с салфеткой?
- А если мы её еще возьмём и сомнём в руках, а потом попробуем потом развернуть.
- Что произошло с салфеткой?
- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.
2 эксперимент.
-Проделаем тоже самое с бумагой и посмотрим, что же с ней произойдёт, если она попадёт под дождь?
Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на бумагу. Мнём бумагу в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши, а затем попробуйте развернуть её.
- Что произошло с бумагой?
- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.
3 эксперимент.
-Попробуем тоже самое сделать с тканью.
Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на ткань. Мнём ткань в руках и прихлопнули 5 раз в ладоши, а затем попробуйте развернуть её.
- Что произошло с тканью.
- А теперь попробуйте порвать ткань.
- Так что же прочнее бумага, салфетка или ткань?
- Ребята, запишите свой результат эксперимента в таблице.
4 эксперимент.
-Попробуем тоже самое сделать с пакетом.
Для этого берём ложку, набираем в неё воду и аккуратно льём на пакет. Мнём пакет в руках и не забудьте хлопнуть в ладоши 5 раз, а затем попробуйте развернуть его.
- Что произошло с пакетом?
- Ребята, запишите результат эксперимента в таблице.
- Давайте вы ещё раз посмотрите на свои таблицы и ответьте на вопрос.
- Так из чего лучше сделать плащ для дождливой погоды?
- Почему?
Для эксперимента мы возьмём салфетку, бумагу, ткань, целлофановый пакет.
Салфетка намокла.
Салфетка мятая, не выпрямляется и легко рвётся.
Учащиеся заполняют рабочие листы (таблицы)
Бумага намокла, легко мнётся и рвётся.
Учащиеся записывают, зарисовывают результаты своих наблюдений в таблицу.
Ткань намокла, пропускает воду, но осталась прежней.
Учащиеся пытаются порвать ткань и убеждаются, что порвать ткань нужно приложить усилия.
Ткань прочнее салфетки и бумаги, но для плаща ткань эта не годится.
Учащиеся фиксируют результаты своих наблюдений в таблице.
Пакет намок, но не пропускает воду. Почти не мнётся.
Учащиеся заполняют таблицу.
Из целлофана. Р – принимают и сохраняют учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.
К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Физминутка
Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к закреплению основного материала по теме урока. - А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.
Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,
Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1-2-3-4-5 – хочет Хомка сильным стать.
А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными.
Учащиеся выполняют двигательные упражнения. Личностные: Укрепление здоровья младших школьников, развитие мелкой и общей моторики детей.
6 этап Включение в систему знаний и повторение
Цель: Выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания
- А теперь ребята вы будете работать в группах.
Каждая группа должна сделать дождевик и в конце занятия продемонстрировать своё изделие.
Для этого обратите внимание, что лежит в «Коробке изобретателя».
Выберите всё, что необходимо Вам для того чтобы сделать дождевик и приступайте к работе.
Учащиеся делают дождевики, демонстрируют свои изделия и рассказывают из чего они сделаны. Познавательные: структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: саморегуляция,
контроль.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель: Организовать рефлексию уч – ся своей учебной деятельности
- На этом лаборатория ученого-исследователя М. В. Ломоносова заканчивает свою работу.
- Ребята, вспомните, что нового и интересного вы сегодня узнали.
- А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков.
. – я работал сам, быстро и аккуратно
. – я работал медленно, но правильно
. – я не понял, мне было не интересно
.
(Ответы детей) Регулятивные:
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор