Людмила Лычагина
«Приключения в Цифрограде». Развлечение-квест по ФЭМП в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад" № 19 села Толсты, Варненского района,
Челябинской области
Развлечение-квест непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной (смешанной) группы
«Приключения в Цифрограде»
Автор:
Лычагина Людмила Александровна,
воспитатель старшей группы МКДОУ " Детский сад" №19
2025 год
Развлечение-квест по формированию математическихх представлений для детей подготовительной группы (смешанной)
«Приключения в Цифрограде»
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Формирование элементарных математических представлений (форма, величина, представление о времени риентировака в пространстве) через ввод детей старшего дошкольного возраста в инновационную форму взаимодействия (занятие-квест).
Задачи:
Развитие коллективного эмоционального интеллекта и проективной деятельности
Расширение знаний про пространственно-физические особенности объектов
Расширенное развитие когнитивного функционала детей и их психосоматических особенностей с учетом возраста (перцептивное восприятие; словарного запаса и речи; пространственно-логического мышления).
Расширение обобщенно-аналитического кругозора и навыков самостоятельного прииятия решений и навыков социально-культурного порядка.
Главные герои: Страж Цифрограда; Часовой столб; Злодей Числов (номинальный, озвучка голоса в записи); Математик Счетоводов; Кот-Ученый, ум точеный; Знаток Буквочкин; Малая Циферка.
Сцена музыкального зала оформляется декорациями облика волшебого города с высокими воротами и рядом устанавливается часовой столб. Действо начинается с притенения света и играющей мелодии.
Вступление ведущего (с интонацией загадочности):
В особом краю, у бурлящей реки стоит город с особенными жителями, живущими в нем. Этот город необычный, он особый и приличный. Живут в нем Мастера точных подсчетов и ценители цифр. Однажды в их граде случилась несчастье. Заместитель градоначальника Циферкина по фамилии Числов обиделся на всех жителей и от обиды украл ключ от города, а также стрелки у часового столба, выкинув их в бурлящую речку.
Звучит громкий смех Злодея за кадром и возглас: «Не видать вам больше ключей и времени не знать».
Перед ребятишками появляется Страж, хранитель ключа от ворот города «Цифрограда» и приветствуя их говорит:
В государстве Цифроград я приветствовать вас рад.
Сквозь ворота, чтоб пройти, надо ключик к ним найти.
Ключ найти не так легко, пароль вам нужно разгадать его.
Помощь вам часы окажут,
Куда идти, они подскажут.
(по дороге в поисках пароля ключа, ребята встречают часовой столб без стрелок). Звучит закадровый голос Часового столба:
Сколько время?
И который час?
Вы хотели бы спросить у нас?
Ребята отвечают хором: «Да»
Часы в ответ: «Ах, как жаль, что мы не можем вам сказать который час.
Мы стоим ни день, ни два, а в колокол уж звонарю бить давно пора».
Ребята с ведущим спрашивают хором:
«Что стряслось?
Как получилось?
Где ваши стрелки?
Они сломались?
А быть может потерялись?»
Часы грустно ребятам вторят: «Да, ребята, стрелок нет на циферблате, их украл Злодей Числов» (слышен плачь часов тик-так).
Ведущий, обращается к часам:
Не плачьте, добрые часы.
Мы вас спасем!
И стрелки ваши вам назад вернём!
Ведущий, обращаясь к ребятам: «Верно, ребята?»
Дети ответ хором отвечают: «Да!»
Часы с поклоном на отзывчивость ребят им помочь, говорят:
Спасибо вам, ребята! Без стрелок нам никак нельзя
В них есть нужда для Цифрограда.
Часы для жителей – друзья.
Но только помните одно,
Закрыт наш город на замок,
Его закрыл Злодей Числов.
А ключ он сбросил под мосток,
В ту речку, что несёт поток.
Если задания успеете пройти,
То стрелки с ключиком вы сможете найти.
(Часы прощаются с ребятами, провожая под музыкальное сопровождение звонка колоклольчика. Ребятишки уходят на поиски стрелок и пароля, по дороге встречая разных жителей Цифрограда для прохождения заданий).
Детям на пути поисков встречается почтеный житель Цифрограда Математик Счетоводов. Он одет в черную мантию с квадратной кепой и кисточкой.
Математик Счетоводов приветствует ребят словами:
«Я приветствую вас, умных,
Самых смелых, самых дружных!
Подскажите, мне ребята,
Что привело вас в лес загадок?»
Ведущий с ребятами говорят:
«Ищем ключ мы от Цифрорада,
Чтобы навести порядок.
Нас страж о помощи просил,
Отремонтировать часы.
Всем жителям помочь нам надо,
Но мы не знаем все координаты»
Математик Счетоводов продожает:
«Тайна скрыта в пирамиде.
Вы не бойтесь, отыщиите!
Ее легко по куполу приметить,
Он золотой, что глаз аж слепит».
(пирамиду выкладываем из разных геометрических фигур и на дне самой нижней из геометрических фигур приклеиваем конверт с картой-паролем. Пирамиду накрываем золотого оттенка с пайетками тканным полотном).
Ребятишки с ведущим приглашают Математика Счетоводова с собой на поиски.
При подходе к пирамиде Математик Счетоводов говорит:
«Дошли мы с вами к пирамиде,
Какая красота, ребята, посмотрите!
Но надо вам знать правило одно: (с интонацией загадочности говорит Математик Счетоводов,
Пароль найти лишь сможет тот,
Порядковый, кто знает счёт».
Ведущий: «Ну что ребята, покажем почетному Математику Счетоводову наши знания и умения?». (Математик Счетоводов снимает золотую накидку с пирамиды, которая собрана из разных геометирических фигур и предлагает детям взяться за ее разбор).
Дети хором: «Да!» и продолжают:
«Знаем цифры, знаем счет.
В прямом порядке и наоборот!».
Ребятишки начинают хором говорить считалку:
1,2,3,4,5 — начинаем разбирать,
6,7,8,9,10 — будут цифры все на месте.
10,9,8,7 —нашли деталям место всем,
6,5,4,3 — сможем мы пароль найти,
2,1 и 0 — Ура! Нашелся наш пароль.
(дети находят карту Цифрограда, Приложение №1)
Математик Счетоводов у детей спрашивает:
А скажите, ребятишки
И девчонки, и мальчишки
Были раньше вы в лесу Загадок?
(Дети отвечают хором: «Нет»)
Я на карте покажу,
Как пройти вам подскажу,
Но учтите на прощанье,
Ух, сложные вас ждут заданья. (покачивает головой)
И путь ваш будет не простым:
Там на зарослях густых- загадок много,
А во-вторых (показывая жестом вытянутый указательный палец руки вверх,
Чтоб стрелки часовые стали вам наградой,
Задачки нужно вам решить».
Математик Счетоводов продолжает:
«Вы готовы? Не боитесь?»
Дети отвечают хором ему:
«Нет, ничего мы не боимся!
Смело в путь идти стремимся!».
«Ну, какие молодцы! - воскликнул Математик Счетоводов. «Вот ребята, удальцы!»
Ведущий обращается к детям: «Ребята, наш почетный Математик Счетоводов очень любит водить хороводы» (ребятишки встают в хоровод под веселую музыку).
И математик Счетоводов говорит слова:
«Раз! – кружок,
Второй кружок,
Не отставай от нас дружок!
Хоровод водить умеем
И Злодея одолеем!
(Ребята забирают пароль к ключу от ворот Цифрограда, которым является карта в Лес Загадок, поблагодарив за помощь Математика Счетоводова. Далее ребятишки продолжают поиски стрелок для часов, проходя в импровизированные дверцы «ручейком» из деревьев к Лесу Загадок.
На тропе, выложенной из цифр и знаков для счета ребятишкам встречается поляна, на которой вольяжно детей приветствует усевшийся на пеньке Кот-Ученый, ум точеный, размахивая пером для письма, как в старину. Возле данного персонажа стоит Чудо-Дерево, с развешанным на нем конвертами, в которых находятся загадками).
Здравствуйте, ребята!
Слышал, слышал я про вас:
Вы умеете считать,
Быстро бегать и плясать.
Вы пароль к ключу нашли
(хвалит их Кот и продолжает с ребятами разговор,
А сам ключ? Его искали?
(Дети отвечают хором «Не удалось еще!»)
«Вот как», - качает задумчиво головой Кот-Ученый.
«Ну тогда начнем, пожалуй, мы с задачек (Кот-Ученый снимает с импровизированного дерева карточки с заданиями для ребят)
(по считалке, что будет говорить ребятам Кот-Ученый, изберет участников под каждую загадку):
«На берегу быстрой реки
Рыбачат рыбу рыбаки.
Рыбку складывают в бак,
Где у них есть лещ, судак.
Рыбочка-селедочка,
Хвостик-сковородочка.
Раз, два, три,
А гадать загадкук будешь Ты!»
(список загадок, которые заранее развешиваются на дереве. См. в приложении №2)
Кот-Ученый, ум точеный передает часовые стрелки, украденные Злодеем Числовым ребятишкам в большом красивом конверте.
Далее ребятишки возвращаются с ведущим к Часовому столбу и вместе приделывают стрелки.
Ведущий приставляет стрелки, а дети повернувшись к зрителям напевают песенку, делая физкультминутку):
Тик-так, тик-так, (дети делают покачивания головой)
Стрелки ходят точно в такт (дети шагают на месте).
Механизм часов так сложен,
Бегать круг у них заложен:
(дети на этих строчках делают наклоны с очерчиванием в виде круга бег стрелок указательным пальцем рук)
Час за часом отмеряя,
Часовую догоняя, стрелка малая спешит,
За сестрою в след бежит.
(на этих строках дети делают прыжки с хлопками над
головой).
Раздается мелодия колокольчика и часы благодарят детей за помощь в поисках стрелок:
«Наши милые ребята,
Вы спасители Цифрограда!
Стрелки для часов нашли,
Снова время завели!»
«Но у нас же нет ключа?»,
Часы сказали, чуть бренча.
Страж города вступает в диалог часов с ребятишками:
Чтобы город был спокоен,
И урок всем был усвоен,
Вы ребятки,поспешите,
Ключ от замка отыщите!
Звучит музыка и ребятишки продолжают свой путь поисков ключа, встречаясь с новым жителей Цифрограда Знатоком Буквочкиным, который знает азбуку от корочки до корочки.
Он обращается к детям: "Здравствуйте, ребята!
Знаю, держите вы путь,
Чтобы ключ от города вернуть"
(Дети отвечают)
Расскажите, ребятишки, а какие вы со взрослыми читали книжки? (Дети отвечают)
Дорогие ребятишки,
Стрелки знаю, вы нашли к часам,
А ключ от города вы знаете, где спрятан сам? (Дети выкрикивают ответ).
Прошли вы только часть к нему пути,
На карте знаю место,
Где чудо-ключ вы сможете найти.
Ребятишки встают полукругом перед Знатоком Буквочкиным наблюдая за его действиями и слушая внимательно его слова.
"Как говорится, продолжает Знаток Буквочкин, -
минута ожидания дорога!"
И ваши знания - вам похвала!
Не тратим время понапрасну,
А вместе все решим проблему.
Знаток Буквочкин достаёт из портфеля небольшой сундук и произносит волшебное заклинание:
"Раз! Два! Три!"
(сопровождая проговариваемый счёт пальцами руки: один палец, два пальца и три).
Затем произносит с волшебной интонацией и с отражением постукивающего звука по сундук слова:
"Стук, стук!
Помоги ребятам мой сундук".
(Ведущий выбирает из общего числа участников четверых ребят, заранее подготовленных к этому заданию).
Пословицы о времени (Приложение №3).
Далее включается мелодия и заранее выбранные вожаки подходят по-одному к Знатоку Буквочкину для выполнения задания.
Вожаки хором произносят:
"Ребята, мы найдём для нас решение
И продолжим мы движение.
Выполним задания Знатока,
И ключ найдём,
Ура! Ура! (Дети кричат все хором).
И продолжает Знаток Буквочкин:
Ко мне ведите вожака,
Достать пословицы из сундука!
За каждый правильный ответ
Дарить я буду вожакам конверт.
В конвертах буквы нужные живут,
Они всех вас, ребята, к цели приведут!
Далее вожакам-ребятам Знаток Буквочкин говорит:
"Одной рукой закрой глаза,
Второй - тяни пословицы из сундука"
(Ребятишки поддерживают действия каждого из вожаков бравадными криками:
"Давай, давай, от других не отставай!"
От Знаток Буквочкина за правильно отгаданные пословицы дети получают 4 конверта, в которых содержатся по одной букве от слова "КЛЮЧ".
Прощаясь с ребятами Знаток Буквочкин, ребятам говорит:
"Вы буквы знаете на пять,
Вы, молодцы, меня сумели обыграть.
В пути вас ждёт бурлящая река,
Запомните, вам каждому еще
На пользу будет товарища рука!
Желаю вам пройти достойно испытание,
Удачи вам, и до свидания!"
(Ребятишки прощаются со Знатоком и идут по намеченному в карте маршруту к бурлящей реке. Там их встречает Малая Циферка).
К ребятишкам выходит дочь градоначальника Малая Циферка (У нее платье сделано из принта с цифрами и знаками «+» и «-», либо можно сделать нашивку цифр из фетра).
И предлагает детям пройти игра-испытание «Мост из кубиков сложи»
Цель – Координация движений глаз и рук.
Материалы – Кубы разных цветов
Задача ребятишек двумя командами сделать через импровизированную речку для поиска в ней ключа тропку из кубиков, на гранях которых будут поочередно написаны буквы пословицы «Время, как вода» Суть: в том, что время неумолимо и беспрерывно движется вперёд, подобно течению воды в реке).
Важно, чтобы взрослый контролировал последовательность букв на верхних гранях кубов для соблюдения последовательности заданного текста, чтобы не касаясь воды, они смогли пройти на противоположный берег реки.
Включается шум речки и дети выполняют задание….
По окончанию выполнения задания Малая Циферка обращается к ребятам:
Спасибо, добрые ребята!
Вы одолели все преграды:
Смогли помочь вы Цифрограду.
И важную нашли пропажу.
(Малая Циферка вручает ключ на красивой ленте ведущему и детям).
Ну до чего же молодчины!
И грусти больше нет причины,
Вернулся ключ обратно Стражу,
Числов наказан был за кражу,
Вам жители спасибо скажут!.
Дети прощаются с Малой Циферкой и возвращают к Стражу, передавая украденный Злодеем Числовым ключ.
Звучит бравадная музыка и звон колоколчика часов. Весь город и ребятишки под музыку ликуют о победе над злом.
Используемые источники:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
Загадки : https://2karandasha.ru (Электронный источник)
Пословицы и поговорки : https://mishka-knizhka.ru (Электронный источник)
Изображение «Карта Леса Загадок» https://ya.ru (Электронный источник)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Карта Цифрограда с метками точек развода по заданиям.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Загадки:
Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (Время)
Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (Время)
Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. (Часы)
Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом. Коротышка — только раз, Та, что выше, — каждый час. (Стрелки часов).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Пословицы:
Для первого вожака: «Утро вечера мудренее». Означает, что вечернее время или поздний этап какого-либо процесса может быть более сложным или запутанным, чем его начало или утренний этап.
Для второго вожака: «Делу — время, а потехе — час». Нужно различать время для работы и время для развлечений.
Для третьго вожака: «Время дороже золота». Время — это самый ценный ресурс, который нельзя вернуть назад или купить.
Для четвертого вожака: «Всему - своё время». Каждое событие происходит в своё время, и нет смысла торопить его или откладывать, иначе это может привести к непредсказуемым последствиям.