Татьяна Муравьева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной деятельности по исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- добиваться от детей при ответах на вопросы пользоваться полными предложениями.
- обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха;
- ветер - движение воздуха;
Материал: Шкатулка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка, 2веера, 2 листа бумаги, 2 картонки, 2куска ткани, 2 бумажных веера, стакан, свеча, аудиозапись произведений композиторов, волшебная палочка, колпачки.
Методы и приемы: Организационный момент, мотивация,
Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка»
Организационный момент
Задание - Я вам даю задание. Надо найти клад, который можно найти по карте.
Отправляемся искать клад.
Дети находят по схеме сундук
Молодцы вы нашли клад (красивую шкатулку).
Интересно, что в нем?
Письмо: Отгадайте что я,
Узнайте какой я,
Расскажите для чего я.
Ребята, что это может быть? Да.
Ответы детей
Варианты ответов
Мотивация - Ребята, как вы думаете, что у нее внутри?
- А вы хотите узнать, что в шкатулке? (шкатулка пустая)
В шкатулке что-то должно быть, но я, например, ничего не вижу, а вы?
Может, понюхаем?
Давайте попробуем на вкус?
Я ничего не понимаю…
Загляните ещё раз, что вы видите внутри шкатулки?
Может кто-то догадался, что это может быть?
- Правильно. На 1 вопрос вы ответили, в сундуке находится Воздух.
Ребята, а ещё в письме говорится, что вы должны узнать какой он? Как узнать какой воздух?
А где исследовать можно воздух?
В лаборатории можно провести исследование Воздуха.
Но у нас в группе есть уголок исследования «Любознайка», а лаборатории нет.
- Ребята, а вы хотели бы на некоторое время стать волшебниками и совершать чудеса?
В. – А чтобы вы почувствовали себя настоящими волшебниками, мне поможет волшебная палочка. (Взмахивает волшебной палочкой, достает колпачки, дети одевают их)
В. – Итак, сейчас мы будем совершать чудеса.
Воспитатель с детьми переходят в лабораторию в Зимнем саду
Дети заглядывают в шкатулку и говорят, что они там увидели.
Дети отвечают, что тоже не видят.
Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет
Дети пробуют на вкус и приходят к выводу, что ничего не чувствуют, нет никакого вкуса
Дети отвечают, что она пустая
Мы видим только дно и стенки.
Предположения детей
Ответ: - Это Воздух!
Можно его исследовать.
В лаборатории
Да.
Да, хотим.
Опыт
Вопрос поискового характера
Давайте сначала вдохнем глубоко, затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
- Ребята, чем мы с вами дышим?
- А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что происходит?
- Какой вывод можно сделать?
- А кто еще не может жить без воздуха? Ответы детей. Мы дышим воздухом. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Ответы детей. Долго человек может не дышать.
Нет, без воздуха человек умрет.
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Животные, растения, рыбы, птицы.
- Ребята, сегодня мы будем совершать чудеса с воздухом, чтобы ответить на все вопросы письма.
- Перед вами стакан с землей, если налить воду в стакан, что- то произойдет?
- Что появилось на поверхности земли?
Ребята, как вы думаете, что это? Дети наливают воду в стакан.
На поверхности земли появились пузырьки.
Это воздух.
Опыт
Вопрос поискового характера
Наблюдение
Показ способа действия - Давайте совершим еще какое – нибудь волшебство с воздухом.
- Ребята, а вы умеете ловить воздух?
Попробуйте с помощью этого пакета поймать воздух. Как это можно сделать?
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким. Почему?
- Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух? Ответы детей:
Надуть пакет или побегать, держа его раскрытым в руке).
В пакете ничего нет, он пустой.
Дети выполняют опыт.
Ответы детей. Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
Ответы детей: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Дети делают вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт
Объяснение
Выполнение практического действия
Вопросы поискового характера
Физкультминутка - Давайте совершим еще одно волшебство с воздухом.
А как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? С помощью каких предметов?
– Давайте проверим (На столе лежат различные предметы – веер, лист бумаги, картонка и т. д. Каждый ребенок выбирает один предмет.)
В. – Никита, ты ничего не выбрал, что ты планируешь сейчас делать, чтобы почувствовать воздух?
Вывод. Создавая колебания воздуха, мы
приводим его в движение, которые ощущаем
В. – А как называется движение воздуха?
Воздух можно легко обнаружить, если создать его движение. Когда воздух движется, получается ветер. Помашите на себя ладонями рук.
Что вы почувствовали? При ветерке стало холоднее или теплее?
Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее.
Что вы чувствуете ладошкой? Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветер?
А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветер?
Чтобы почувствовать ветерок можно помахать на себя ладошками, можно использовать веер, а еще ветер можно почувствовать с помощью специального электрического прибора – вентилятора.
Выходите на ковер, разбирайте ленточки, сейчас на всех подует ветерок и мы немного отдохнем. (Включает вентилятор)
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево – вправо, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора!
(Складывают ленточки) Дети высказывают свои предположения
Подуть, помахать рукой.
Ветер
Ответы детей:
Я почувствовал ветерок
При ветерке стало холоднее
Я чувствую ветерок
Слабый
Сильный
Опыт
Наблюдение
Слушание музыки
Вопросы
- Ребята, перед вами тарелки с водой, давайте представим, что это море. Сейчас море в ваших тарелочках какое?
- А что будет если тихо подуть на воду?
Подуйте.
- А если сильно подуть?
Вывод: Ветер может менять состояние воды.
Ребята, многие композиторы в своих произведениях пытались передать природные явления, в том числе и ветер.
- Давайте послушаем музыку композитора ___ и попытаемся определить какой ветер, а теперь еще одну произведение композитора ___ и так же определим какой ветер.
Спокойное, штиль.
Появится рябь, небольшие волны.
Дети пробуют подуть на воду
Дети дуют сильно и отвечают, что появляются волны. На море шторм.
Дети слушают музыку и определяют, что в первом произведении ветер слабый поэтому море спокойное, а во втором сильный, поэтому на море шторм.
Опыт
Объяснение
Выполнение практического действия - Вот мы и почувствовали воздух. Но на этом наши чудеса не заканчиваются.
- Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Дети: он внутри шариков.
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
Вопросы поискового характера
Опыт Ребята, сегодня мы с вами создали много чудес, но на этом они еще не заканчиваются.
- Как выдумаете, огонь друг или враг?
Для чего нужен огонь, и чем он опасен?
Почему надо быть осторожными с огнем?
- Перед вами свеча, как вы думаете, что произойдет, если мы накроем свечу стаканом?
- А почему это произошло?
- Какой можно сделать вывод?
Ответы детей
Предположения детей.
Огонь погаснет.
Нет доступа воздуху.
Чтобы огонь горел, ему нужен воздух.
Дидактическое упражнение, на обогащение словаря детей прилагательными, характеризующими свойства предметов
Вопрос Дети, а воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.
Если мы не видим воздух, значит он какой?
Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой?
Если он не имеет цвета, значит он какой?
Зимой на улице воздух какой?
А когда приходим в детский сад с прогулки, воздух какой?
А какой воздух около костра?
А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух?
- Ребята, как выдумаете, мы ответили на вопросы письма?
Отгадайте что я,
Узнайте какой я,
Расскажите для чего я.
Невидимый
Прозрачный
Бесцветный
Холодный
Теплый
Горячий
Свежий, чистый
Прохладный
Дети отвечают:
Воздух.
Воздух не имеет цвета и запаха, он прозрачный.
Без воздуха не могут жить человек, растения и животные.
Подведение итогов Ребята, время быть волшебниками закончилось и нам пора возвращаться в нашу группу?
В. – А чтобы вы перестали быть волшебниками, мне поможет волшебная палочка. (Взмахивает волшебной палочкой, дети и колпачки)
Воспитатель благодарит детей и отмечает положительные результаты каждого ребенка