ольга романова
Тема: «Свойства воздуха».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Свойства воздуха».
Цель. Закрепление ранее пройденного материала. Показать значение воздуха в жизни человека. Использование свойств воздуха.
Оборудование и материалы. Для всех детей: стакан, кирпич, тазик с водой, губка, земля, квадратные лоскуты какой-нибудь ткани с привязанными к концам четырьмя нитями длиной 20 – 25 см, кубик с крючком, полоски бумаги.
Публикация «Тема: „Свойства воздуха“,» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Для воспитателя – те же предметы, а для демонстрации рисунки с изображением ветряной мельницы, парусного судна, опускающегося парашютиста, вертушка - ветрячок.
Ход занятия.
Воспитатель просит детей ответить на вопрос: «Где есть воздух?».
По ходу ответов детей он требует опытного доказательства присутствия воздуха в тех или иных предметах.
Опыт.
Затем детям предлагают взять полоски бумаги и подуть на них. Полоски отклоняются.
Вместе с детьми из этого опыта делается два вывода: воздух может перемещаться (двигаться); когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы.
Воспитатель показывает детям рисунки с изображением ветряной мельницы и парусного судна и рассказывает, как они приводятся в движение ветром.
Далее следует показать рисунок с парашютистом и рассказать, как парашют помогает парашютисту спускаться.
Опыт.
После объяснения воспитатель предлагает детям наблюдать, как быстро падает кубик, выпущенный из рук.
Затем к крючку кубика прикрепляют «парашют» - квадратный кусок ткани, к углам которого привязаны четыре нити.
Дети становятся на стулья, поднимают парашют вместе с прикрепленным кубиком и выпускают его из рук. Наблюдают плавное и достаточно медленное падение кубика.
Воспитатель еще раз объясняет, почему кубик движется медленно и почему удар его о пол значительно слабее, чем в первом случае.
Воспитатель показывает детям знакомую игрушку – вертушку-ветрячок – и спрашивает, что заставляет ее вращаться.
После выяснения того, что вертушку вращает воздух, дети начинают заготавливать материал для изготовления такой же вертушки.
Заканчивается ознакомление с воздухом и его свойствами изготовлением вертушки в свободное от занятий время.
При организации занятий учитывается, что формирование правильных представлений зависит от правильного отражения ребенком предметной ситуации. Именно поэтому фундаментом каждого занятия служит самостоятельный эксперимент и обработка его результатов. Ребенку создают оптимальные условия для получения правильных представлений об окружающей действительности. Его опыт становится одним из источников формирования новых знаний.
Во время знаний ребенок вовлекается в «проблемную ситуацию». Эта ситуация воспринимается им как противоречие между имеющимися знаниями и такими явлениями действительности, которые ему не знакомы. Первая реакция на такую ситуацию – удивление. Удивление перерастает в любопытство – в познавательный интерес, в желание и готовность найти решение задачи.
Ребенок находит удивительное в том, что ранее ему казалось обыденным. В знакомых, много раз виденных явлениях он замечает неожиданное и странное. У него возникает непреодолимое желание познать это удивительное. Таким образом, изумление ребенка служит началом познания, стимулирует его активную деятельность.
На занятиях такого рода дошкольник проходит путь от живого созерцания к абстрактному решению. И если этот путь будет неоднократно повторен на других занятиях, то можно с уверенностью полагать, что такие знания значительно помогут развитию способности к абстрагированию существующих отношений между предметами и явлениями окружающей действительности, к выявлению их сущности. При этом знания получает ребенок не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности, в процессе оперирования предметом изучения. Обучать ребенка, говорит П. П. Блонский, - это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей мысли.
Анализ занятий показывает, что эксперимент, является не только процессом сообщения новых знаний. Определенные отношения действительности, новые свойства вещей, ранее ребенком не замеченные, теперь начинают выступать для него на первый план. Ребенок начинает разделять картину явления на ее видимую часть и скрытые за этой частью существенные отношения. Это разделение играет большую роль в формировании правильного мышления.
При самостоятельном решении экспериментальных задач многими детьми допускаются ошибки. Самостоятельное решение задач умышленно предусматривает отсутствие объяснений. Дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно производить поиск. Этот путь дает ребенку определенные способы опробования и познания объекта.
Выяснение закономерностей и взаимосвязей природных явлений представляет большие возможности для умственного воспитания ребенка. Проникновение ребенка в сущность физического явления – это не только процесс овладение знаниями, не только развитие способов мыслительной деятельности, это еще и сложнейшие процессы формирования определенных качеств личности, процессы психического развития. Это еще и обогащение чувств, формирование духовного мира и расширение интересов ребенка.
Если нет весов.
Если нет весов, то эксперимент может быть выполнен следующим образом. Ровную палку не менее 1-го м. уравновешивают на спинке стула. На одном конце палки подвешивается камера, на другом – груз, уравновешивают ее. Отмечают точку опоры рычага. Снимают камеру, и груз. Уравновешивают снова рычаг и подвешивают теперь на один конец камеру, наполненную воздухом, а на другой – прежний груз. Равновесие нарушается. Камера, наполняется воздухом, оказывается тяжелее груза.